Кудеяр разбойник или народный герой

Людмила Коншина
slavicnews.ru/kydeiar-razboinik-ili-narodnyi-geroi/

Потому в легендах имя Кудеяра постепенно стали искажать, и из Светлого Воина Волхва-Мага сделали обычного убийцу и разбойника.


“Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр-атаман”. Оперативники из милиции тут бы возразили: вряд ли с дюжиной братков мог он контролировать такую территорию. Историки и филологи, анализируя предания и легенды о Кудеяре, пытались нарисовать его словесный портрет и определить мотивацию его поступков. Что же из этого получилось? Кудеяр был высок ростом, статен телом, лицом был пригож, “ум имел обширный”, был “зело зол”, но справедлив, “к красным девицам ластился, молодцам прохода не давал”. Последнее, согласитесь, крайне подозрительно. Чтобы командовать бандой отпетых отморозков, надо было облада..

Одним из знаменитейших персонажей русской мифологии является Кудеяр. Он, прежде всего, интересен тем, что есть, как минимум, несколько трактовок кем он был по своей «профессии» и даже по происхождению.

В фольклоре курской, брянской, воронежской, тульской, смоленской, рязанской, и многих иных земель, он фигурирует как коварный и известный разбойник, который за свою «карьеру» успел украсть несчётное количество различных кладов. Ныне, согласно поверьям, все они спрятаны в сети пещер и подземелий центральной Руси.

Многие учёные, специализирующиеся на изучении народных преданий и верований, считают, что Кудеяр имел татарское происхождение. Тот же Карамзин упоминает некого мурзы из Крыма Кудояра. Безусловно, эта версия заслуживает того, чтобы рассматривать, как одну из наиболее вероятных и правдоподобных, но, тем не менее, существуют и иные теории. Многие из них базируются на более подробном аналитическом изучении имени разбойника. В Южной части русских земель имелось колоссальное количество сёл, которые носили название «Кудеяровка», что позволяет поставить под сомнение татарское происхождение этого слова. Так же имеются и Кудеяровы горы, пустоши и курганы.

Существует предания, которое повествует о Кудеяре, как об одном из волхвов. Согласно этой легенде он имел колоссальные богатства, добытые из земных недр, ведь, для его блага, трудилось множество кузнецов. Они плавили и ковали различные металлы, например, серебро, золото, медь, чугун, сталь и железо. Данная теория также предлагает сосредоточить внимание на том, что кузнечное ремесло в более древние времена было достоянием только Магов-Волхвов, и лишь позднее основы этих тайн были переданы обычным людям. Отсюда происходит слово «кудесник». Также волхвы обладали силой, которую именовали «Ярь». Ярь представляет собой светлую силу, одного из главнейших рангов Небес. Кудесник-Ярь это ничто иное, как Кудеяр. В соответствии с этой версией не наблюдается никаких исторических конфликтов имён, и она смотрится более подходящей, поскольку даёт объяснение абсолютно всем вехам легенды, и правдоподобной.

Слова «ярь» постепенно преобразовалось в слово «ярость», ведь именно с помощью силы предками русских побеждались неприятели и враги Рода. Изначально ярь, как энергию и силу, приписывали только воинам «карабам», которые являлись воинским отрядом Светлых сил. Этот отряд составляли кудесники, ведьманы и чародеи, и они представляли собой главную силу защиты Духа традиций, а православными священниками именовались, как язычники, варвары и огнепоклонники, иначе говоря, абсолютно не угодные церкви элементы. Потому в легендах имя Кудеяра постепенно стали искажать, и из Светлого Воина Волхва-Мага сделали обычного убийцу и разбойника.
Путешествуя по югу области, мы не раз слышали о разбойнике
Кудеяре, который в этих местах баловал. В отличие от Стеньки Разина – русского
Робин Гуда, у этого героя слава была отнюдь не доброй. Наверняка и добыча при
нем была немалая, и куда-то он ее складировал. Добычу и отправились до большого
снега искать ваши корреспонденты.

Откуда лох пошел
В южной стороне Нижегородской губернии преданиями о
разбойниках и кладах младенцев перед сном потчевали. И ночью тем снились сны о
спрятанных разбойниками кладах. Ребятня подрастала, брала заступы, лопаты и
отправлялась на поиски сокровищ. По речке Алатырь, где квартировали разинские
отряды, вся земля дыбом поднята. И лесам досталось — там тоже немало копано.
Клады до сих пор разжигают воображение учеников местных школ.

Стенька Разин для присурских мест — свой человек. Не будь он
бойцом за справедливость, так бы его не вспоминали. О разбойниках, как
известно, только ужастики рассказывают, а тут в учебники истории попал.
Вон Кудеяр, личность не менее значительная, популярнее
Стеньки будет, но чистый разбойник.

И если именем Степана Разина в советские времена насильно
поселки называли, то Кудеярово имя само собой прижилось.

Биологи бы сказали, что ареал обитания атамана Кудеяра был
очень велик. О нем вам расскажут в исторических музеях Орла, Тулы, Воронежа,
Ельца, Саратова, Рязани, Тамбова и многих других мест помельче.

Военные бы сказали, что банда его была мобильна и хорошо
вооружена.

Хотя, помните:

“Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр-атаман”.

Оперативники из милиции тут бы возразили: вряд ли с дюжиной
братков мог он контролировать такую территорию.

Историки и филологи, анализируя предания и легенды о
Кудеяре, пытались нарисовать его словесный портрет и определить мотивацию его
поступков.

Что же из этого получилось?

Кудеяр был высок ростом, статен телом, лицом был пригож, “ум
имел обширный”, был “зело зол”, но справедлив, “к красным девицам ластился,
молодцам прохода не давал”. Последнее, согласитесь, крайне подозрительно.

Чтобы командовать бандой отпетых отморозков, надо было
обладать волей и железной твердостью. Помогало ему еще то, что все считали его
колдуном, а от колдовских проклятий никуда не денешься — везде достанут. Так
что любой в банде был повязан ими.

Если Степан Разин запросто попадает под разряд Робин Гуда —
зорил богатых и отдавал все бедным, то Кудеяр такой щедростью не обладал. Он
любил свои сокровища закапывать, хранить под спудом до времени. Тут что хочешь
думай: может, жаден был, а может, до власти хотел дорваться.

Кудеяр для кладоискателей — кладезь. Только Кудеяровых
городков по центру России разбросано больше сотни. А он ведь еще и в пещерах
живал… Есть еще Кудеяров лог, Кудеяров притон, Кудеярова крепость. “Кладовые
записи” указывают на колодцы, болота, озера, пустыни, камни — и здесь клады
лежат. Найти их раз плюнуть…

“…Есть же на дубе лук, на липе харя вделана дубовая, лук
целит по харе через колодезь. На выезде из городища два кургана, что сенные
копны: головою лечь на курган, ногами на другой”.

Чем не примета? Берись и копай, хоть городище изводи, хоть
оба кургана. Всяко чего-нибудь да попадется, а коль нет, землекопом отменным
станешь, и то в жизни сгодится.
Дотошные ученые не успокоились, пока не разгадали имя
Кудеяра. Оказывается, в переводе с неведомого нам тюркского языка оно означает
любимец бога. Еще, оказывается, так звали татарских сборщиков налогов. Может
быть, застил некоторым из них блеск собранных сокровищ, и отбились они от
своего племенного стада, превратились в налоговых оборотней. А что, ведь такое
и сейчас случается.

Вы не поверите, но основная база разбойника Кудеяра была в
сельце… Лох, что принадлежит ныне Саратовской губернии. Вот где клад-то
зарыт. Саратовские турфирмы копать его не стали. Для них он лежит на
поверхности. В это сельцо, да еще в некое Моховое болото, да еще в пещеру
Кудеяра ныне паломничество великое.

Кудеяр на долгие годы программу в нас заложил.
Кукла в гробнице перевернула историю
Если филологи с самого начала говорили о “народности” героя,
то историки с этим были не согласны. Они пытались обнаружить исторический
прототип Кудеяра. Нашли даже каких-то бояр с подобными именами, но те оказались
смиренными и в разбойных делах не замеченными.

Но не может человек просто так взять и начать тотальный
грабеж, при этом не выдвигая никакой программы. Ради чего он это делает? Его
обязательно должен был кто-то обидеть, и очень крепко.

Представьте себе, они нашли вполне подходящую историческую
кандидатуру и выдвинули свою версию. Да еще какую!..

Не утверждая твердо, они намекнули, что Кудеяр… брат Ивана
Грозного.

Вы же помните из истории, что первая жена Василия Ивановича,
отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова не могла родить наследника. Народные
пересуды о бесплодности жены повергали Василия Ивановича в гнев. Однажды он
решился и отправил жену в монастырь, а сам тут же повенчался с Еленой Глинской,
которая одного за другим родила ему Ивана и Георгия. Но, как оказалось, в
монастыре Соломония тоже разродилась сыном. Монастырь был женский, постриг
строгий, значит, и сын от Василия Ивановича — все логично.
У двух братьев появился еще один брат, причем старший, а
значит, и претендент на престол.

Забот на старости лет у Василия Ивановича заметно
прибавилось. Но тогда решалось все просто — извести неизвестного наследника.

Просчитала стратегию бывшего мужа и Соломония. Она знала: он
в покое ни ее, ни сына не оставит. И упредила тактическим ходом, объявив о
смерти сына. Нашлись и свидетели похорон его в Суздальском Покровском
монастыре.

Тут князь и успокоился, а народная молва “оживила” сынка
Соломонии. Рассказывали, будто бы тайно отправлен он к крымскому хану на
воспитание. Там и дадено ему было имя Кудеяр.

До 1934 года историки считали все это народными домыслами,
пока не вскрыли гробницу. А там в гробике обнаружили… куклу, наряженную
мальчиком. Так все в истории и перевернулось.
Не он ли это перерезал все торговые и посольские пути из
Крыма в Московскую Русь? Не он ли стал многоликим, чтобы показать свою
несметную силу? Не он ли скапливал богатства, надеясь занять место на престоле?
А может, просто мстил брату?

Однако в истории неведомый Кудеяр остался простым
разбойником.

Эх, Кудеяр, буйная головушка. Хоть бы карты какие нарисовал
да схоронил для потомков. Ведь жаждем мы увидеть твои сокровища. О тебе бы еще
не так заговорили да започитали.

А что, сейчас бы Кудеяровы клады разом взяли. Сказывают,
заговорены они были на две сотни лет. Срок колдовства давно истек, и опасаться
ныне нечего.

Известно, как и клады-то те взять. Рыть должны рабочие в
нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и
достать его может тот, кто вычерпает этот родник и почерпнет воды из Ужиного
озера.

Кстати, вам не известно, где оно находится? Нет? Вот и
никому не известно.

После рассказанного у вас и вопрос возникнет: неужели до сих
пор ничего из кудеяровских поклаж не найдено?

Если бы не находили, то имя бы его забыли. В 40-х годах
прошлого века в одном сельце под Воронежем простая колхозница нашла массивный
золотой старинный перстень. Уж и имени той колхозницы никто не помнит, а кладоискатели
в тех местах до сих пор не переводятся.

Знатоки кладных дел утверждают, что известно по крайней мере
четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых
предметов были найдены в местах обитания Кудеяра.

Вроде бы все на свои места стало: и образ Кудеяра
прояснился, и мотивация его разбойных набегов ясна. Но, как всегда, нашлась
маленькая, незаметная ранее деталь, которая все разрушила.

Отыскалась легенда, в которой говорится, что “в
старые-старые времена проживали семь(!) братьев-кудеяров”.

А что вы вдруг приуныли? Для нас, кладоискателей, чем больше
Кудеяров, тем лучше.

Разбойник не дал деревню переименовать
Было бы странно, если бы Кудеяр не оставил следа на нашей
земле. Как искусный стратег, он понимал, что, кроме добычливой Волги, есть еще
Ока, Сура, Муромская торговая дорога, Симбирский почтовый тракт. Вокруг места
глухоманные, и ватажке будет здесь вольно и неопасно — это не донские степи,
где по следам казаки гоняются.

На карте области сегодня можно сыскать два Кудеяровых места:
сельцо, примыкающее к городу Лукоянову, так и зовется Кудеярово и деревенька в
Большеболдинском районе — Кудеяровка.

Лукояновский Кудеяр, похоже, и есть тот самый, главный,
который приходился братом Ивану Грозному. Так, по крайней мере, предание
говорит.

“Все леса до самого Мурома были, считай, его. Глухо было
тут, непроходимо, только несколько дорог на всю пущу. А еще были тропинки
протоптаны, чтобы на дороги эти в разных местах выходить неожиданно. Вот их,
говорят, проторили люди разбойника Кудеяра”.

Село под Лукояновом пробовали в угоду времени на Знаменки
переименовать — не прижилось новое название, так Кудеярово и осталось.

— Кудеяра ищете? У нас такого нет.

— Разбойник был.

— А как фамилия-то?

— Кудеяр.

— Нет такого, разве умер давно.

Хитрющая бабка, знает ведь, а не выдает. Нас же сюда
послали, сказав, что у пруда землянки разбойничьи были, а пруд когда-то
глубоченным оврагом был. Сейчас уж, конечно, ничего не сыщешь.

Большой камень, а под ним клад
Разговор о сокровищах в этих местах обычный. Каждый
что-нибудь да слышал о них.

С десяток лет назад жила в этих местах бабка, без малого сто
лет ей было. Она все родственников своих теребила, пыталась сподвигнуть клад
искать.

В лесу, который она с детства хорошо знала, был ей известен
глубокий овраг. В овраге том лежал большой камень. Вот под тем камнем и были
закопаны сокровища: золото да оружие.

Родственники так и не собрались на поиски, да, видно, и
бабке-то не особо верили, мало ли ей что по ветхости причудиться могло. Так что
клад до сих пор в том овраге и пребывает.

Одно плохо: все клады в этих местах давно перепутались, где
Стеньки Разина, где Кудеяра — не поймешь…

Хотя какая разница кладоискателю, чьи сокровища в руки
придут.

Большеболдинский Кудеяр оказался совсем безродным. В
Кудеяровке о нем никто ничего не слышал и не знает, да и в истории района его
имя не прописано. Может, случайно и деревеньку-то так назвали?

Но, как показывает практика, случайного в истории ничего не
бывает. Здесь некогда большой почтовый тракт проходил — место лакомое. Кудеяр
по почтовым каретам тоже был специалист. Описано несколько случаев его
нападения на перевозимые ценности и места, где он эти кареты или топил, или
целиком закапывал. Искали там. Много искали.

Так вот, в Кудеяровке и могла располагаться небольшая
ватажка — мобильный отряд быстрого разбойного реагирования. И все сходится.
Кудеярово — место обитания самого атамана, а Кудеяровка — его людей. Логично?
Но в Кудеяровке вряд ли клады сыщешь. Скорее всего, ватажка
сдавала награбленное атаману, хотя мог ведь кто-то что-нибудь и утаить да прикопать
до случая. А век разбойника короток…

Была ли женщина?
Интересно, а как же сам Кудеяр окончил свой жизненный путь,
неужели так спокойно и “почил в бозе”?

Оказалось, нет, вариантов его смерти множество. На Дону
рассказывают, что его казаки порубили, когда он им сильно докучать стал. Есть
несколько версий его потопления в реках, когда от преследования скрывался.

Одна из легенд представляет его насильником. Будто бы
однажды он хотел влюбить в себя раскрасавицу-девицу, а та его избегала. Тогда
он решил взять ее силой. Кудеяр не отступает… А та вырвалась и побежала к
реке, моля Богородицу о заступничестве. Перебралась девушка на тот берег, а
Кудеяра волна захлестнула.

Большинство же легенд склоняется к тому, что атаман
разбойников прожил долгую жизнь, так и не познав человеческих радостей и
счастья.

А теперь о самом главном. Не трогайте Кудеяра и не поминайте
его имя всуе. Свою жизненную тайну он доверил нижегородской земле. И только мы
знаем о последних днях его. Слушайте.

“Разбойник Кудеяр порой гулял и по Оке. Бывал он и в
известной нижегородской Слуде, которая обрамляла зеленью спускающиеся к воде
горные кручи.

По густым зарослям, которые славились тем, что там частенько
бывали разные шайки разбойников, выходил Кудеяр на Арзамасский тракт, а по нему
до Крестовоздвиженского монастыря — рукой подать. Вот туда-то во время обуявшей
разбойника хандры и забрел он один раз в надежде хоть как-то развеять
грусть-тоску свою. И там на тропинке, что вела в церковь, ему повстречалась
молодая монашенка”.

Так рассказывает о Кудеяре самая добрая и гуманная из всех
легенд. Чувствуете, и злых разбойников иногда “обуяет” хандра, раскаяние, а это
уже путь к исправлению. Да еще если на пути женский монастырь.

“Кудеяра поразила редкая красота монашенки, скромность и то
сердечное сострадание, с которым посмотрела она на него. С этой поры забыл
разбойник про свой промысел и стал частенько заглядывать в божью обитель”.

В легенде нет ничего о том, как одаривал разбойник свою
любовь подарками, осыпая золотом, окутывая в меха. Это была самая земная
бескорыстная любовь.

“Они целыми днями не могли налюбоваться друг на друга, но
недолговечно было их счастье. Молодая жена что-то занедужила, а потом сильно
расхворалась да вскоре и умерла”.

Не плачьте, смахните слезу. Вам жалко монашенку? Да? Но она
уже нашла свое небесное пристанище. А вот что будет опять с Кудеяром? Возьмется
за старое?

“Кудеяр долго переживал потерю любимой, а потом, говорят,
бросил все свои дела разбойничьи и ушел в какой-то монастырь”.

Вот как добра земля наша. Хоть в легенде, но приголубила
лихого разбойника, дала ему счастье и возможность раскаяться в содеянном.

Так что не трогайте более Кудеяра — он наш. И клады его —
наши…
https://arheo.club/-/
 

По кудеяровским местам путешествовали Вячеслав Федоров

Фото: Николая МОШКОВА

https://arheo.club/-/

Идентификация Кудеяра

Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Согласно распространённой легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рождённый уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий (Юрий) Васильевич. Соломонию силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. В монастыре Соломония родила Кудеяра и его вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах.[1]
Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батория, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Баторий (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий (в русском варианте Сигизмундович).
Ещё одна версия гласит, что им мог быть предатель Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белёва. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года он показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве — тайные броды через реку Оку. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинул пределы Московского государства и остался в Крыму. Затем его имя упоминается в 1574 году в письмах пленного опричника Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков лично обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Такое разрешение ему было дано, но далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств о том, что разбойник Кудеяр (живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белёва) и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка.
Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

Потомки
«Кудеяр», как имя собственное, встречалось в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров.

Имеется костромской дворянский род Волковых, ведущий своё начало от Кудеяра[2]. Весьма вероятной является версия о том, что Кудеяр являлся потомком «знатного» литвина Григория Волка герба Трубы, родоначальника древнего дворянского рода Волковых, выехавшего из Великого княжества Литовского в начале XVI века, к отцу Ивана Грозного, Великому князю Василию. В одном документе Кудеяра называют Григорьевичем, что по мнению П. Н. Петрова, может «навести на возможность допущения, даже признания его за сына Григория Фёдоровича Волка, принимая равное количество колен (XI) до нашего времени в костромской ветви».
П. Н. Петров во 2-м томе «Истории родов Российского дворянства» указывает на Правотарха Кудеяровича Волкова — представителя костромской ветви Волковых.
Шляхетский род Волки «выводят» себя от потомка князя Полоцкого Всеслава Чародея, что может служить косвенным свидетельством принадлежности Кудеяра (сильнейшего из чародеев) к роду Волков. У Н. И. Костомарова Кудеяр приезжает в Великое Московское княжество из Великого Литовского княжества вместе с князем Дмитрием Вишневецким, а у родоначальника древнего дворянского рода Волковых — литвина Григория Волка герба Трубы остались в Великом княжестве Литовском правнуки — сыновья Григория Фёдоровича Волка (Волкова) — Леон Григорьевич (основатель шляхетского рода Волк-Леоновичи герба Трубы) и Василий. Судьба Василия неизвестна, но можно предположить, что Кудеяр могло быть не именем, а прозвищем, которое впоследствии закрепилось как имя родоначальника костромской ветви Волковых.