Тихий свет души

Василий Толстоус
ТИХИЙ СВЕТ ДУШИ

ЭССЕ

           С Екатериной Литвиновой я встретился на просторах портала Стихи.ру первого июня 2010 года. Ей понравилось моё стихотворение «Струится запах мокрых елей…», и в ответ у неё родился экспромт:

Струится вечер тишиною, / Печалью мудрой дышат строчки... / Так сердце полно, что не скроешь – / Глубок до боли вздох на точке.

           Имелась в виду точка в конце стихотворения. Я ответил: «Спасибо большое, Лика, за прекрасный экспромт, за тёплые слова». «Лика» – потому что в то время она ещё выступала на портале под ником «Лика Светлая». Лика – это сокращение от фамилии её и имени: Литвинова Катерина. Третьего июня она заметила моё стихотворение «Видение в царском дворце» и написала:

Заросший пруд под древом-исполином. / Моей прабабки здесь шаги надолго... / Есть потайная комната с камином, / Где ждут всегда, хранят в печатке имя. / И трещина от мраморного скола / Легко срасталась под моей ладонью.
 
           Я написал: «Спасибо большое, Лика. Очень хорошее стихотворение: не знаю, в ответ ли на моё, или вполне самостоятельное, но понравилось». Она ответила сразу:

           Конечно – ответ на Ваше о Массандровском дворце. И всё правда – рукописи моей прабабушки подтверждают: она, как врач и дальняя родственница была при царской семье, больше в Ливадии – там много стихов от 1909 года.
           Мои предки из Питера, правда, почти никого не осталось. Только старые тетрадки моей прабабки: стихи, статьи медицинские. Кстати, много лет хочу их опубликовать. Историческое лицо из круга общения царской семьи. Но никому не интересно.

Года прошли. И лишь в руках тетрадки: / восьмой, десятый год. Стихи прабабки.

И ещё:

Как много обо мне вы угадали! / Княжной и петербурженкой была / моя прабабка! И портрет писали / с неё. В визитах, впрочем, отказала, – / художник что-то пошлое сказал...

           В третий и последний раз на Стихире мы встретились двадцать девятого июня того же года. Она заметила моё стихотворение «Стихи что время – те же нерв и стать…» и написала экспромт:

Я поняла, зачем писала в стол! / Меня как будто не существовало... / Без похвалы, зато и без провалов, – / чтоб опыт ран мучительный пришёл.

           Опыт к Екатерине Литвиновой пришёл. Она создавала образы, знала толк в ассоциативных связях, её талант рос быстро, она словно знала, что жизни впереди очень мало, и нужно успеть высказаться. Среди её экспромтов появлялись настоящие перлы:

Вспоминать лучше вместе, / а в полёт – ты один! / Самолётик как крестик / на небесной груди.
 
           Вообще о небесах она писала часто, будто догадывалась, что её истинное место – там, среди таких же праведников:

А с небес летели звёзды, / перья Ангелы роняли... / Ну, а мы хотели снега, / не цветов, не мотыльков. / Ошалевшие от бега, / мы домой тащились поздно, / к небу глаз не поднимали. / Чудеса – для чудаков!
 
           Она хотела любить всех, далёких и близких. Со стороны казалось, что счастливее человека не сыскать на всём белом свете:

В рост потянуться, кофе пригубить, / принять как есть хитросплетенье судеб... / Совсем неплохо взять и полюбить / всё то, что есть, и то ещё, что будет.

           Когда её не стало, я начал по крохам собирать любые свидетельства её земной жизни. Но никто ничего не знал. Только из переписки на Стихире я узнал, что Литвинова моя землячка, что жила она у Донецкого моря, в частном доме, что её окружала не очень доброжелательная родня, что собственного жилища у неё давно не было. Она сильно болела, ей тяжело было не то что ходить – подниматься с постели, но Екатерина преодолевала боль и совершала паломничества в далёкие монастыри, чтобы напитаться их благостью, восстановить с их помощью стойкость к житейским лишениям. Однако в стихах Екатерина не унывала, не позволяла, чтобы мирское подавляло её поэтический гений.

Да не надо быть ничьим – только Божьим! / И пускай нас кто-то праздный итожит. / Я брожу по небесам, сплю по-детски... / А ещё живу в золотом Донецке.

           Я узнал, что она медик, что занималась с проблемными детьми, пока ещё были силы, что долго работала в деревне, лечила ветеранов войны:

Я фельдшером ходила по деревне – / от одинокого – ко всем, кто одинок... / Мне никогда так больше о войне не пели! / А я глаза им закрывала в срок...
 
           Екатерина была праведницей, настоящей православной христианкой, и стихи её часто возвращались к поиску смысла существования человека в Божьем мире.
   
За плечом – обычно – половина неба... / Много или мало – что кому потребно. / О блаженстве нищих мы немного знаем. / Пустоту латаем, по земле плутаем.

И ещё:

Обернусь, как будто что-то вспомню... / Входит в землю талая вода. / Ту вербу, что ждала Вход Господень, / на дрова срубили у пруда.

И в продолжение:

Плакала над почками пушистыми, / жили ведь мы вместе у пруда. / Веточек корнями золотистыми / берега скрепляла я всегда...

           Екатерине Литвиновой Бог отмерил немало таланта, в том числе дар достигать глубин исконной, истинно народной мудрости. Она могла в нескольких фразах очертить проблему и её решение. Афористичность её поэзии достигает невероятных вершин, полёт мысли необычайно высок, общечеловечность, глубина и невероятная, кажущаяся простота стихотворчества, выводят автора в ряды поэтов-философов.

Чем измеряется время, – / рифмой, столетьями, судьбами? / Станут полночные бдения / Самыми строгими судьями...

………………………………..

Душу оценить не в нашей власти – / ей, бессмертной, ни к чему цена. / Сбереги нас Боже от пристрастий, / жизнь бесценна и у всех одна!

………………………………….
   
Прощание, прощение – / созвучное течение... / Прощение, прощание – / молитвы обещание.

……………………………………

Как хорошо! Люблю дарить стихи. / А как в рассвете небеса тихи... / День Всех Святых, – / сквозь непогоду лет – / они сегодня ходят по земле.

……………………………………..

Ангеле мой, Ангеле... / Тихий свет души. / В сердце мысли замерли – / стой и не дыши!

           Какое счастье, что с нами рядом, совсем недавно жила и творила удивительно талантливая, Богом отмеченная душа – большой русский поэт Екатерина Литвинова! Она оставила нам свои чистые, не замутнённые житейской прозой стихи, прекрасные рассказы, замечательные философские строки из переписки на Стихире. Творчество Поэта – это подарок от Бога нам, всем мятущимся и зашоренным смертным.

Моя судьба – тропинка на снегу, / А голос – отзвук крика журавлей. / В руках я ничего не сберегу, / Чтоб не давило тяжестью к земле...

2019 г.

ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС



ОПУБЛИКОВАН В КНИГЕ Е.П. ЛИТВИНОВОЙ "ПОЛЁТЫ ЗА ОБЛАКА"

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ КНИГИ "ПОЛЁТЫ ЗА ОБЛАКА"

УДК 821.161.1`06(477)-1
Л64

Проект «МНОГОЦВЕТЬЕ ИМЁН».
Библиотечка «ДИАЛОГ С СУДЬБОЙ»
серии «Творчество. Содружество. Духовность»
Основана в 2012 г. Вороновым А.Б.

ЛИТВИНОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА

Л64 Полёты за облака

–К.: Друкарский двор Олега Фёдорова, 2019, - 248 с.

Главный редактор Воронов А.Б.
Составитель Толстоус В.Н.

Донецк - 2019

Подписано к печати 28.01. 2019 г.
Отпечатано в типографии "Современная печать"
Адрес: 83003, бульв. Пушкина, 23. г. Донецк

ISBN 978-966-2441-42-0 – библиотечка «Диалог с судьбой»


           Читатель, ты держишь в руках книгу с удивительной судьбой. Человека, её написавшего, давно нет на свете. Екатерина Литвинова – поэт милостью Божией – ушла из жизни в декабре 2012 года, не увидев напечатанными ни единой своей строки.
           Книга «Полёты за облака» была задумана составителем давно, однако печальные события 2014 года, произошедшие в Донбассе, на родине Екатерины, отодвинули эту работу на несколько лет.
           И вот книга закончена. Перед тобой, читатель, исповедь в стихах и прозе нашей современницы, обладавшей тонким поэтическим талантом, настоящей христианской поэтессы и писательницы, философа, и просто замечательного человека невероятной доброты, праведницы не на словах, а на деле. Произведения, вошедшие в книгу – это разговор с Богом о нас, о мире, раскинувшемся вокруг, разговор без всякого намёка на жалобы тяжко живущего человека. Если это печаль – то исключительно высокая, если радость – то искренняя, а любовь – глубокая, настоящая.
           Екатерина Литвинова – наш великий современник. Она из тех светлых людей, коим предназначено молиться за нас и возвышать нас примером всей своей жизни и своего непреходящего творчества.   


УДК 821.161.1`06(477)-1

         
ISBN 978-966-2441-42-0 – библиотечка «Диалог с судьбой»

 

© Литвинова Е.П., 2019
© Проект «Многоцветье Имён», 2019
© Библиотечка «Диалог с судьбой», 2019
© Издатель Фёдоров О.Н., 2019
© Издатель Воронов А.Б., 2019
© Толстоус В.Н., составитель, 2019