Прадо. Мадрид. часть 1

Койфман Валерий
«ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 1.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

 Испания многогранна и неоднозначна. Этот край продолжает крепко держаться своих традиций. Всё в Испании, органично вросло в почву самой местности, неотделимо от неё. Каждый находит в Испании что-то свое, но все-таки для огромного количества жителей и туристов страна начинается с главного города страны – с Мадрида.

Мадрид в свою очередь – с Музея Прадо. «Museo del Prado» - так величают жители столицы свою национальную гордость – один из крупнейших музеев мира, чье собрание по праву может поспорить за звание лучших коллекций, как минимум трех европейских школ: испанской, итальянской и нидерландской. Блестяще представлены в Прадо также мастера Франции и Германии.
Собрание включает в себя 8 тысяч живописных работ, более 400 классических скульптур, множество предметов декоративно-прикладного искусства, коллекцию изысканных драгоценных камней. Для того, чтобы осмотреть всю экспозицию, понадобится не один день.
Кстати, о самом названии, музей назван так потому, что построен был в свое время на аллее, название которой Прадо де Сан Херонимо. История создания Прадо уходит своими корнями глубоко в старину.

Надо отметить, что в Испании XVI-XVII веков практически не существовало частного собирательства и меценатства. Основная часть испанских художников работала на двор, будучи придворными художниками.
Коллекционирование, собирательство и меценатство были привилегией правящих семей Испании и именно поэтому основу фондов Прадо составляют исключительно королевские приобретения. Еще одним владельцем многочисленных художественных сокровищ была католическая церковь, обладавшая несомненной властью, а главное необходимыми средствами.

Одним из первых испанских монархов, пожелавшим сохранить для потомков произведения искусства, принадлежащие короне, был Карл I. До этого времени коллекции и художественные ценности после смерти распродавались. И только редкие произведения искусства из этих собраний попадали в дальнейшем в Музей Прадо.
Карл I приходился с одной стороны внуком королей-объединителей Испании Фердинанда и Изабеллы, а с другой стороны внуком императора Германии Максимилиана I Габсбурга. Позднее Карл I  избирается немецкими князьями также императором Германии – Карлом V (в соответствии с немецким порядком престолонаследия). Карл V – глава двух держав мечтал о единой монархии, желая стать духовным отцом всех правоверных католиков.
В XVI веке благодаря испанцам была открыта Америка. Это открытие чрезвычайно обогатило Испанию. Поистине XVI век стал апогеем могущества Испании. Наполненность испанской казны позволяла практически любые траты.

Любимым живописцем короля был великий итальянский художник Тициан. Художник много раз запечатлевал на своих полотнах монарха. Благодаря Карлу, Музей Прадо располагает теперь одним из самых полных в мире собраний его картин.

На смену Карлу I в 1558 году на престол взошел его сын – Филипп II, фигура в истории Испании неоднозначная. Его одолевали непомерные амбиции. Он вел войны с Францией, Англией и Нидерландами, опустошившие казну.
Именно Филипп однажды во время охоты обратил внимание на небольшое арабское поселение Махерид. Ему почему-то приглянулось это достаточно унылое место, лежавшее вдали от крупных дорог. Он повелел перенести сюда столицу из Вальядолида.
Так появился Мадрид. Как это ни странно, но Филипп II, оставшийся в истории как жестокий правитель, нетерпимо-фанатичный католик, отправивший на костер тысячи невинных людей, оказался большим ценителем прекрасного.

При Филиппе II был построен знаменитый Эскориал, который по желанию высокого заказчика должен был стать монастырем-дворцом.
Интерьеры Эскориала украшали многочисленные произведения искусства, в основном религиозного содержания. Доступ в Эскориал был хоть и ограничен, но доступен для массового обозрения. Именно благодаря тому, что часть королевской коллекции хранилась в дворце-монастыре (Эскориале), она хорошо сохранилась до наших дней и украсила залы Музея Прадо.

Остальная же часть коллекции, в которую входили картины и на светские и несколько вольные сюжеты, например, «Даная» Тициана, располагались в загородном дворце короля – Эль Пардо и во дворце Алькасар. Этой частью коллекции могли любоваться лишь придворные и приближенные монарха, дабы не смущать население изысканными творениями.
В течение своей жизни Филипп приумножил живописное наследство, доставшееся его родителям от тетки Марии Венгерской. Филипп  продолжал собирать Тициана и др. итальянцев (особенно венецианцев Веронезе и Тинторетто).

Продолжение следует...