Промысл Божий

Свет Софии
Промысл Божий

Мы как люди пытаемся постичь этот мир и свое место в нем. Нам хочется чувствовать себя защищенными, знать, что мы идем к Свету, мы хотим понять причины того, что происходит с нами. Мы верим Богу, но часто оказывается, что наша вера не настолько тверда, ибо наталкиваясь на проблемы в своей жизни, мы теряем уверенность и в Боге, и в себе, и начинаем думать, что находимся под воздействием случайности, чьей-то злой воли. И подобно автору псалма мы взываем:

«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; ... так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» [Пс.72:1-4,13,14] 

Псалом этот все же заканчивается пониманием Божьих путей, и автор заключает:

«Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.... Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;...  Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» [Пс.72:18,23,27,28].

Господь даровал человеку свободную волю идти и выбирать свой путь, но при том сказано:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове... сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).

Как соединяется то и другое? Как Бог может защитить праведника в этом мире, полном ловушек? Как проведет его сквозь опасность злой воли грешников? Сложно уяснить этот мир и все пути его без понимания такого важного явления как Промысл Божий. Бог никак не нарушает свободную волю человека и никак не управляет ею, но Воля Бога выше всей вместе взятой воли человеческой и воли всего Божьего творения. Сколь бы ни поворачивал человек свою волю – она не выйдет за границы Божьего Промысла.

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». [Ис.55:8-11]

Все, что бывает на свете, — бывает или по Божьему благоволению, или же по допущению Божьему, но то и другое имеет тесную связь с правосудием Божьим и промыслом Его.

Про;мысл Бо;жий (Провиде;ние; лат. Providentia) — деятельность Высшего существа, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия. Это непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.

«Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». [Иер.29:11]

По определению московского митрополита Филарета (в «Пространном христианском катихизисе»), Промысл Божий есть «НЕПРЕСТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ВСЕМОГУЩЕСТВА, ПРЕМУДРОСТИ И БЛАГОСТИ БОЖИЕЙ, КОТОРЫМ БОГ СОХРАНЯЕТ БЫТИЕ И СИЛЫ ТВАРЕЙ, НАПРАВЛЯЕТ ИХ К БЛАГИМ ЦЕЛЯМ, ВСЯКОМУ ДОБРУ ВСПОМОЩЕСТВУЕТ, А ВОЗНИКАЮЩЕЕ ЧЕРЕЗ УДАЛЕНИЕ ОТ ДОБРА ЗЛО ПРЕСЕКАЕТ ИЛИ ИСПРАВЛЯЕТ И ОБРАЩАЕТ К ДОБРЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ».

Старец Паисий Святогорец говорил: «Промысл Божий – это действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения».

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ – ЭТО ТАИНСТВЕННАЯ НИТЬ, КОТОРАЯ, ИДЯ ОТ МИРА ДУХОВНОГО, ПРОИСХОДЯ ОТ ВСЕМОГУЩЕЙ ВОЛИ ТВОРЦА, СВЯЗЫВАЕТ И РАСКРЫВАЕТ СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ В ИХ ГЛУБИННОЙ СУТИ В НАПРАВЛЕНИИ СПАСЕНИЯ НАШЕЙ ДУШИ И ВСЕХ ЖИВЫХ ДУШ. КАКИМИ БЫ НЕПОНЯТНЫМИ ИЛИ СТРАННЫМИ НИ БЫЛИ ЭТИ СОБЫТИЯ  - МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЗА ВСЕМ ЭТИМ СТОИТ БЛАГО ДЛЯ НАШЕЙ ДУШИ И БЛАГО ДЛЯ ВСЕГО ЦЕЛОГО. ИНОГДА ПРОМЫСЛ БОЖИЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СКРЫТО И РАСКРЫВАЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ, А ИНОГДА, ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННО, МИНУЯ ЗАКОНЫ ЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА. БУДТО ПРЯМО ОТ НЕБЕС В НАШУ ЖИЗНЬ ПРОТЯГИВАЕТСЯ СПАСАЮЩАЯ РУКА.

Что-то приходит в нашу жизнь по нашей воле, что-то по доброй или злой воле других людей, где-то мы подчиняемся законам мироздания, но и в том, и в другом, и в третьем случае над всем этим есть промысл Божий. Мы веруем в то, что Господь промыслом Своим ведет человека по жизни, не нарушая человеческой свободы. Нам не понять своим человеческим умом механизм сочетания этих, казалось бы, несочетаемых реальностей, потому что промысл Бога находится в гораздо более высшей и размерной реальности чем сознание человека.

Мы знаем, что Господь Всеведущ и Всемогущ, что Он над всем и все в Его руках:

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер.23:24);

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:10);

«Промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах» (Прем.14:3);

«Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла» [Прем.17:1-2].

Но при всем Своем Всемогуществе, Господь говорит о том, насколько важна для Него каждая живая душа: «...Касающийся вас касается зеницы ока Моего» (Зах. 2:8) – говорит Он.

Если человек соблюдает Закон Бога, а значит, действует согласно Его Воле, то он дает согласие своей воли, чтобы Господь вел его и направлял. И тогда он находится в пространстве гармонии, а не хаоса, и случайность не управляет им. Если, например, есть грешник, направивший свою волю на воровство или убийство, то праведный, живущий Богом, не окажется СЛУЧАЙНО в сфере влияния убийцы. Его может коснуться рука страданий по причине испытаний, искуплений прошлых грехов, поручительства за кого-то, но даже если так и произойдет – эта ситуация обернется во благо душе праведного:

«Ибо мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28);

«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» [Ис.57:1].

О том, что все пути праведного в Божьих Руках свидетельствует и ответ Христа на слова Пилата:

«Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» [Ин.19:10-11].

Если же человек, чья душа жива пред Богом действует по своей воле, движется своими страстями, то тем он отказывается принять Божью помощь. И тогда он находится в пространстве хаоса, где он может подпасть под воздействие чужой злой воли. Но будучи живым пред Богом, он связан невидимыми нитями с миром Света, и потому, отклоняясь от пути Света, он сам вызывает в своей жизни сильные потрясения, которые могут стать для него вразумляющими страданиями, обращающими на путь Правды. Именно о таких событиях и говорит книга Откровения. Действительно – если человек есть дух, душа и тело воедино, и дух есть частичка Бога, душа есть жительница Неба, то человек уже по своему сотворению движется к соединению с Богом. Говорят – «все дороги ведут в храм». События тела, события души и события духа накладываются друг на друга, формируя события нашей жизни. Когда же человек своим нижним «я» движется в сторону противоположную его духу – он только натягивает пружину, что в свое время выстреливает, внося в жизнь множество катаклизмов. Те же, кто потерял свой дух и превратился в плевела – Бога не интересуют – они как чертополох на дороге будут убраны, а до времени оставляются для вразумления живых.

Нам многое в жизни кажется бессмысленным или несправедливым, но это все потому, что мы не видим дальше своего носа. Когда же доверяемся Господу, то Он проводит нас к главной цели теми путями, которые есть для нас самые благие.

«…Все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется» (Сир. 39:21-22).

Иногда лучше потерять тело, но спасти душу, претерпеть страдания, но освободиться от тяжких грехов. Ценности души всегда приоритетны над ценностями тела и потому события, ради нашего спасения, формируются именно так, чтобы возможно и  пожертвовать чем-то земным, но обрести большее благо для души.

Мы можем не понимать происходящего с нами, думать, что нас постигла неудача, несчастье, но пережив все это, после убеждаемся, что если бы этого не было – все было бы куда хуже. С нами всегда происходит «меньшее зло», если мы следуем за Господом.

«Воззовешь, и ответит: «вот Я!» (Ис 58:9);

«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2);

«Я буду вокруг него стеной огненной и в славу ему посреди всех, говорит Господь!» (Зах.2:5);

«Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138:1-5);

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).

Очень часто боль и радость приходят к нам не из нашего прошлого, а из будущего. Бог иногда предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову.

«Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» [Мих.7:8].

«Не было бы счастья – да несчастье помогло!» – говорят в народе. Как подмечено Гете, в известной фразе Мефистофеля: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Дьявол сеет зло, но Господь использует это зло, как горькое лекарство, для спасения людей, и тем самым,  обращает зло во благо. Так Он Сам, будучи на Земле, превратил крест – позорное орудие казни – в сильнейшее орудие против самой тьмы. Князь мира радовался, что распяв Бога, человечество будет навсегда повержено, но Христос через Свою крестную смерть, Свое прощение поверг цепи ада и разрушил саму смерть и, воскресши, открыл путь Спасения для живых душ. Как бы ни строил свои козни нечистый – Промысл Божий обращает все ко благу. Как много известно случаев, когда, будучи искушены нечистым и впав в грех, люди перестрадав, обращались от своего падения к Богу, при том избавившись от более страшных грехов, таких как гордыня, самость, тщеславие. О том говорит известная притча о блудном сыне, и притча о потерянной овце:

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» [Лк.15:7].

В романе американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой» есть такой эпизод: К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни которого случилось много странных, непонятных событий. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку – беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его Премудрость позаботятся обо всем. Кроме того, узоры нашей жизни и жизней других только еще ткутся, и по одной части сложно понять целое. Как причудливо порой идет нить – уходит и возвращается, сплетаясь с другими нитями. Иногда нам кажется – все потеряно, но это лишь переход к новому узору. Кроме того – мы чаще совсем не там ждем появление результата. Будучи трехсоставным существом, мы все же считаем основной реальностью – земную, т.е. реальность тела. Но она является наименее приоритетной из всех трех и основные результаты не обязательно должны появляться в самом плотном мире. Например, в ситуации, когда Христос был в гостях у Марфы и Марии – Марфа заботилась больше о земном, Мария, вроде бы, сидела и ничего внешне не делала, но Христос сказал в ответ на упреки Марфы к сестре:

«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» [Лк.10:41-42].

Бывает, внешне в жизни ничего видимо не изменилось, но в душе человека произошел целый переворот – и это гораздо важнее, чем первое. Иногда, на земном плане идет потеря, но на духовном  человек становится богаче. Там болеет, а душой выздоравливает. Главная реальность – это реальность мира духа и мира души и мы не должны об этом забывать, когда сверяем свою веру с событиями земного мира и из-за того впадаем в уныние и разочаровываемся.

Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе.

«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста... Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?» (Лк. 12:25-26).

Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам.

«...Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс. 33:16-17).

Господь вновь и вновь говорит нам:
 
«Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» [Пс.33:23].

На Землю приходит Сам Бог «...дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин.3:15].

Ничего случайного не бывает – говорят мудрые люди. Даже мелочи складываются в одну общую картину, ведущую души ко спасению.

В Библии сему есть множество примеров. Жизнь Иосифа Прекрасного, полная испытаний, через которые и его душа обрела силу, и был спасен Божий народ. Жизнь Моисея, которого ребенком должны были уничтожить по приказу Фараона, но вместо того, он был воспитан в доме Фараона, чтобы после вывести Израиль из египетского рабства. История матери Самуила Анны, страдавшей от бесплодия, чтобы испросить у Бога такого ребенка, который станет истинным судьей у Израиля, повлиявшим на глобальные события народа. Также и бесплодие родителей Марии Иакима и Анны, которым даровано было чистое вымоленное дитя, ставшее живым мостом для вхождения в мир Бога. В каждой истории, описанной на страницах Писания – Божий Промысл. Печали обращаются в радость, потери становятся победами, неудачи – достижениями. Мы не можем знать всех причин происходящего, но доверяя Богу, мы знаем, что все находится в Его руках и все происходит не просто так. «Бог печется о вас» (1 Пет.5:7) – говорит Библия. Чем ближе мы к Нему, чем более открыты, тем ярче в нас совершается Его Промысл о спасении нашей души. Земные же люди заботятся о теле, стяжают земные ценности и тем услаждаются. Снятие печатей из Книги Жизней, открывающее Божий Суд – обнажат все дела и всякое несоответствие земного духовному будет изобличено. Все плоды, зачатые вне Бога, будут сожжены. Чем станет для нас Божий Промысл – Милостью или Судом – зависит от нас.

Но Господь, как и в древние времена ведет нас таинственными Своими путями, путями Премудрости сквозь все испытания:

«…Шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21).

И когда все в жизни становится неясно, туманно и мы совсем не понимаем причин происходящего с нами – скорее всего приходит время максимального проявления Божьего Промысла.

«Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25).

И если не хватает понимания – надо просто довериться Богу и надеяться, что если мы делаем все, что только в силах делать, если стараемся искоренить грехи, которые видим, искренно просим, чтобы открылось то, что пока не видим, если ищем, сражаемся, стремимся, то мы обязательно добьемся успеха, пусть совсем не того, которого ждем, но гораздо более важного. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» [Рим.11:33]