От чего изменяются продавцы?

Василий Храмцов
ОТ ЧЕГО ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРОДАВЦЫ?
В моем детстве многие девочки играли в продавцов. Набирали всяких мелких предметов, строили импровизированный прилавок и начинали «торговать». Ни они, продавцы, ни мы, покупатели, не имели денег, но видели их иногда у родителей и знали их значение. Бумажки различные использовали. Так и цифры осваивали.

…На этом можно бы текст и заканчивать. Но иногда в мыслях возникает что-нибудь! Правда, уже через несколько минут все, что было в голове, кажется неинтересным и никому не нужным. Лень обыкновенная, да? Тогда преодолевать ее придется. Завтра продолжу.

Вот простой случай, типичный для восьмидесятых годов (даже лень писать, что прошлого столетия). Едем мы куда-то с приятелем на его машине, и вдруг он спохватывается: сигареты кончились! Эка беда! По этой дороге я ежедневно езжу на велосипеде на дачу, мне все магазины и продавцы знакомы.

 Через минуту мы были в продуктовом. Прилавки в магазине буквой «Г». Товары за спиной у продавцов на полках. Торгуют двое. Они собрались в меньшей части и оживленно беседуют. На нас – ноль внимания. Как будто мы и не входили. За годы Советской власти они привыкли, что их чуть ли не называют «Ваше величество». Все дефицитные товары проходили через их руки.  Знакомых они даже обзванивали. А на прилавках – пусто.

Я предлагаю приятелю: «Давай подождем. Интересно, сколько времени они не будут обращать на нас внимания?» Эксперимент! Ведь я все-таки журналист, хоть и местной газеты! Сначала он согласился. Потом вполголоса спрашивает: «Когда же они к нам обернутся? «Не спеши, - говорю.- Это же наши продавцы!».

Они услышали. И возмущенно так обращаются, теперь во весь голос:

- Какие такие «наши»?

- Почему это мы – «ваши»?

- Я имею в виду – советские продавцы. Не зарубежные. Не залетные.

-Вы молчите, не спрашиваете. Может быть, вам ничего и не надо?

- Ага! Зачем же мы пришли в магазин? На вас посмотреть? Пять минут вы наблюдали за нами и не соизволили спросить, что нам надо? А нам нужны сигареты. Вот и все.

- Так бы сразу и сказали.

- Вас двое. И ни одна не догадывается, что в магазин ходят за покупками?  Зачем вы здесь стоите, как куклы?

А теперь машина времени перенесла нас в девяностые годы. Какая разница в торговле! Продавцы буквально встречают и провожают каждого покупателя. И никакой очереди. Подсказывают:

- Сегодня сыры свежие привезли и колбасу свежекопченную.

Я в одном магазине покупаю кефир и прошу разрешения оставить его, пока схожу в другой магазин. Там я выпиваю чашечку кофе и иду в универсальный, где и молочные, и мясные продукты, и овощи. Там меня интересует творог и ржаной хлеб. Естественно, продавцы подсказывают мне дни привоза. И продукт у меня всегда отменный.

Возвращаюсь через овощной ларек. Вот там всегда все свежее! Но мы еще и копаемся. А продавцы даже подсказывают. Очереди нет. Одна из продавщиц курит во дворе. Я останавливаю ее, если она захочет бросить сигарету: пусть понаслаждается.

 Да и мне есть на кого посмотреть. Без фартука у нее чудесная талия, красивые стройные ноги и то место, откуда они растут. Шея гибкая, волосы пострижены так, будто она только что из салона. косметики на лице почти нет. Бюст как литой. Просто красивая женщина перед тобой. Наконец  мы с нею делаем мои покупки. Отлично зная свой товар, она направляет меня от ячейки к ячейке. И вот уже пакет мой полон. Боясь обидеть девушку, я все же подыгрываю ей:

- Вот бы сверху посадить продавца и унести домой. Не донести: спрыгнет по дороге.
- А вдруг и нет?

Смутила она меня, пуще некуда. Вот уж не ожидал! Пробормотав, что буду иметь в виду, красный как рак, я ретировался. Чуть не забыл кефир забрать.

А как я в колбасном магазине подружился с продавцом? Первый и последний раз. Другого такого случая не бывало. На центральном базаре под колбасные ряды отвели приличный домик. Каждому продавцу выделили по два метра прилавка. Сортов колбасы на каждом из них прилично.Они под стеклом, в холоде. Но нам, покупателям, не угодишь. Идешь вдоль рядов, а тебя продавцы «прощупывают» глазами. А ты ищешь, где покупают больше, значит, и продукция там свежее. Хотя она вся не просроченная.

Жарко, одеты все легко. Я остановился около витрины, в которой прочел: колбаса копченная, закарпатская». (Думаю: где Измаил, а где Карпаты? Врут нашему брату. А вдруг повезет!»)

Продавец, женщина лет сорока, вертится, как юла. Я понял, что у нее несколько прилавков. И столько же подчиненных.

- Хочу копченной закарпатской.

Женщина наклонилась ко мне чуть ли не через прилавок, так что декольте не удерживало грудь.

- Сегодня уже всю продали, завтра завезем. Приходите.

Этого я и ожидал! Дурят нашего брата рекламою! Но продавец замирает в прежнем положении. Долго пялиться на ее грудь было неприлично, но и она ее не убирала. Тогда я  набрался нахальства и спросил:

- Третий размер?

- Четвертый! – ответила она с оттенком гордости, медленно возвращаясь на свое место. Слева и справа, со всех сторон были люди, но мы их не замечали. Для нас они просто не существовали! У нас - интеллектуальный разговор.

Конечно, я пришел на другой день, а потом ходил много дней за копченой колбасой. И долго еще покупал ее только у этого продавца. Мы не были знакомы, но непонятная радость возникала каждый раз, когда мы общались. Потом она надолго исчезла, и я о ней забыл.

Однажды смотрю: идет женщина, закутанная в платок. В руках у нее ведро и швабра. Я узнал в ней одну из тех, у которых мы покупали сигареты. Поздоровалась она со мной очень холодно.