Прославление Серафима Саровского

Игорь Тычинин
Большинство моих родственников похоронено на Серафимовском кладбище в Петербурге. На нем стоит уютная деревянная церковь в честь Серафима Саровского с изображением Серафима с вязанкой дров и медведем. Когда-то бабушка тайком от родителей крестила меня в этой церкви. Сейчас много людей ездит на места, связанные с жизнью святого на реке Саровке в глухом скиту. В советское время это было невозможно. В этих местах разрабатывался советский атомный проект. Но что любопытно. Серафим приобрел такой статус и значение, благодаря настойчивости Николая II, а в особенности его жены, императрицы Александры Федоровны. Выйдя замуж в православной стране, она приняла новую религию и окунулась в нее с головой. А вот церковь противилась вводу старца в лик святых, но царь «пересилил». В 1902 году это ему было еще по силам. Более того, принял решение принять вместе с императрицей личное участие в торжествах, непосредственно в Сарове. Окружение, «служба безопасности», были против, память о событиях на Ходынке еще не изгладилась. Все боялись новой давки, жертв. Но царь и тут настоял. Он объявил, что должен быть вместе со своим народом в такой момент.
А момент то был сложный. Эсеры убивали высокопоставленных чиновников одного за другим. Но переубедить царя было невозможно. Такова была его натура. Соглашаясь с мнениями своих помощников, министров, даже родных (кроме жены) на словах, он все равно делал по-своему. В будущем это стоило ему короны. Но не в данном случае. В нем простой народ был един с государем в отличие от высшего общества. И Синод после долгих препирательств,  принял соответствующее решение.
Канонизация Серафима была назначена на середину 1903 года. Царь с супругой и ближайшим окружением выехал на поезде, обычно отвозившем царскую семью в Крым 15 июля, а прибыл на место, на станцию Арзамас 17 июля. Сейчас это расстояние наши скоростные поезда преодолевают  менее, чем за сутки. Прогресс, как ни крути. В Саров на торжество прибыло 150000 человек. Их надо было разместить, накормить, а главное не допускать их скопление на путях следования царской четы. Последнего сделать не удалось. И виной тому был сам император, захотевший быть в непосредственном «физическом» контакте с народом. Но об этом чуть позже.
Пока «службы безопасности» работали исправно. Николай только периодически останавливался и отвечал на вопросы из толпы, чем вызывал всеобщий восторг. С этого времени у него появилось убеждение, народ его понимает, любит, ценит. А вся крамола вокруг – дело рук пропаганды «властолюбивой интеллигенции». Все это было очень торжественно. Колокольные звоны, духовенство в парадных одеяниях, народ, пытающийся увидеть своего царя, услышать и  передать дальше его Слово. Потянулись длительные службы. Больная Александра Федоровна стойко их переносила, лишь изредка присаживаясь на стул. Во время обнесения раки с мощами Серафима три раза вокруг Собора государь в отличие  от остальных ни разу не сменялся. Он вообще был очень крепким человеком, не чуждым физическому труду и спорту.
В заключение высокие гости посетили скит святого и устроенную им купальню, в которой люди исцелялись от недугов. И вот тут Николай, фактически без охраны, соединился с огромной толпой людей, облепившей небольшую гору, по которой шла тропинка. Николай двигался сквозь толпу, периодически повторяя «посторонитесь братцы». Толпа стала напирать. Чудом рядом  оказавшийся начальник  царской канцелярии генерал Мосолов с несколькими здоровыми молодцами из толпы, подняли царя на руки. Раздалось громовое ура. Так удалось достичь сходней и берега реки. И только тут царь заметил отсутствие свиты. Выяснилось, что министр двора граф Фредерикс был даже ранен в возникшей сумятице. Далее последовала трапеза в Дивеевском монастыре и убытие царской четы в Крым. Царя толпа чуть не задавила, но он был в полном восторге. Возможно, этот восторг сыграл роковую роль в будущем.