Белка...

Людмила31
Это продолжение темы "Культ Солнца" и других.
---
Рассматривая ключевые точки сезонов года и их названия, я отметила, что есть в удмуртском языке название месяца октября - "коньывуон" , которое буквально переводится как "зрелая белка" или "созревшая белка".

Также с "конь" связано и название денег "коньдон".

И, странно, что русское слово КОНЬ - не имеет строгого этимологического соответствия в других языках. Может ли это название где-то затраг ивать БЕЛКУ?
---

Цитаты из интернета:


Бе;лка. Древнерусское образование от существительного бела. Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не обычного и хорошо знакомого нам зверька, а по очень редкой — белой — разновидности.
Происхождение слова белка в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
белка
Общеславянское – belъ- (белый).
Старославянское – бълка.
Слово «белка», называющее пушистого лесного зверька, известно с древнерусской эпохи в форме «бълъка». Впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника», особенно часто – в памятниках XIV в.
Слово заимствовано из старославянского и является производным от «бъла», «бълая» («белая»), восходя к общеславянскому belъ- и далее – к индоевропейскому bhel-.
В древнерусском этого пушного зверька называли также «бъла въверица» (въверица – «белка»). Мнения ученых сходятся в том, что в эпоху Древней Руси была особая порода белок с белым окрасом шерсти, что и послужило основой для их названия.
Производное: беличий.
Происхождение слова белка в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
бе;лка др.-русск. б;ла (СПИ), б;ла в;верица «белая белка», Лаврентьевск. и Ипатьевск. летоп. под 859 г. Благодаря этим свидетельствам этимология ясна и связь с б;лъ «белый» является доказанной; см. Соболевский, РФВ 67, 214 и сл.; Фасмер, ZfslPh 1, 152; ср. еще раньше Уленбек, PBB 26, 291 и сл.; Вернекер 1, 56. Следует отказаться от сравнения с д.-в.-н. bilih «соня», лат. f;lis «кошка, куница», см. Петр, ВВ 21, 209; 25, 147; Ле;венталь, Farbenbez. 6.
Происхождение слова белка в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Бе;лка.  Др.-рус. Суф. производное от бела (е из «ять») «белка» < бела веверица «белая белка». Животное получило имя по цвету меха белой — очень редкой и дорогой — породы. См. белый
Происхождение слова белка в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

---
Бе;лый. Общеславянское слово индоевропейского происхождения (литовское balti, латышское bals, древнеиндийское bhalam).
Происхождение слова белый в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
белый
Древнерусское – бълый, бьль.
Общеславянское – belъ (белый).
Индоевропейское – bhel- (белый).
Слово «белый» известно с очень древних времен, в древнерусских памятниках встречается с XI в.
Древнерусское бълый (-ъ, -а, -о) заимствовано из старославянского от бълъ, бълый и восходит к общеславянскому belъ и далее – к индоевропейской основе bhel- – «белый».
Русское слово созвучно словам с тем же значением во многих других языках.
Родственными являются:
Украинское – бiлий.
Чешское — bely.
Производные: белеть, белить, белизна, белила.
Происхождение слова белый в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
Бе;лый. В общеиндоевропейском языке существовал корень «bhe»; он имел значение: «сиять», «блестеть». Мы встретимся с ним, когда будем говорить о русской березе.
Происхождение слова белый в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.
бе;лый бел, бела;, бело;, укр. б;лий, ст.-слав. б;лъ, болг. бял, сербохорв. би;о, биjу;ела, словен. be;;;, чеш. b;l;, польск. bia;y, в.-луж., н.-луж. be;;y Исконнородственно др.-инд. bh;lam «блеск», bh;ti «светит, сияет», греч. ;;;;;;;;; «явится» (от ;;;;; из *;;;;;;), ;;;; ; ;;;;; (Гесихий), лит. boi;oti «отливать белым, белеть», лтш. ba;ls «бледный, блеклый», лит. balas «белый», греч. ;;;;; ; ;;;;;; (Гесихий), ;;;;;; «светлый, белый», кимр. bal «белолицый», алб. balle; «лоб», др.-исл. b;I «огонь», далее лит. bala; «болото», b;ltas «белый»; см. Бернекер 1, 55; Траутман, BSW 29 и сл.; М. — Э. 1, 272; Буазак 1013 и сл [См. еще Ерне, Die slav. Farbenbenennungen, 1954, стр. 104 и сл. - Т.]
Происхождение слова белый в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Бе;лый. Индоевроп. Суф. производное (суф. -l-) от *bha «светить, блестеть», ср. латышск. b;ls «бледный», арм. bal «бледность», др.-инд. bh;lam «блеск», греч. phalos «белый» и т. д. Белый буквально — «блестящий». См. береза
Происхождение слова белый в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
---

Таким образом, БА (БЕ) и АЛ естественным образом соотносится с белым и алым цветом. И БЫ-тием.

---
Ещё одна цитата:

Белка — для многих это просто шустрое животное. Оно часто появляется в мультиках и описывается в сказках. В этой статье мы разберем что это за зверек и какой мифологический смысл она несет.

Красота пушнины белки во все времена привлекала к себе внимание. Пушистый длинный хвост, уши с кисточками и выразительные глаза являются главной отличительной чертой зверька.

Окрас меха животного меняется два раза в году, выступая маскировочным свойством, скрывающим животное от хищников. Существует теория, что цвет меха также зависит от мест обитания белки. Черно-бурые особи более распространены во влажных и холодных регионах, огненно-бурые – в теплых и сухих.

Места обитания животного

Белки обитают в лесах побережья Атлантики, России, Уральских лесах, крымских горах, в северо-восточной части Китая и Японии. Зверьков часто можно встретить в парковых зонах.

Леса для обитания должны быть широколиственные, или смешанного типа, для полноценного кормового обеспечения. Это дневное животное, длительное время проводит в поисках корма. Оно питается орехами, желудями, семенами растений.

Пружинистые лапки белки позволяют легко преодолевать расстояния между деревьями, передвигаясь быстро с отменной скоростью реакции на раздражитель или опасность.

Животное ведет одиночный древесный образ жизни. Его гнезда и убежища всегда расположены на деревьях, часто это дупла в лиственных деревьях. Каждые несколько дней зверек перемещается и меняет свои убежища. Маленьких бельчат самки переносят в зубах на новое место.

Образ жизни зверька

Данным зверькам присуще запасаться кормом впрок, зарывая в корнях деревьев, коре, или пряча в дуплах орехи, ягоды грибы и желуди. Со временем белки могут забыть о местах хранения.

Самый трудный период кормежки наступает весной, когда новый урожай семян и орехов еще не вырос, а предыдущие запасы испортились, или проросли. В данной ситуации белки способны разорять гнезда птиц, грызть кости погибших ранее животных.

Прочные зубы позволяют белке разгрызать даже самый твердый корм. Сильное обоняние помогает находить пищу и сделанные запасы. Перед тем как спрятать пищу, зверек оставляет на ней свой запах, для облегчения поиска в дальнейшем.

Численность этих животных, несмотря на высокий помет, не велика. Сокращение вызвано плохой урожайностью и множеством хищников, нападающих на зверька. Куницы, ястребы и совы часто разоряют гнезда и дупла животных.

Животное в славянской мифологии

В древности к символу белки относились довольно неоднозначно, связывая зверька с различными образами в легендах и поверьях. Юркий и подвижный характер белки вызывал отрицательный символизм в славянских поверьях.

Огненная белка выступала воплощением стихии огня и грозы, молнии. Древние верования представляли зверька предвестником войны и несчастий. Подвижность, игривый настрой белки связывали с бесоватостью и обманом.

Зверек часто присутствует в сказках, как волшебное животное, скачущее по ветвям животное, указывающее страннику дорогу или грызущее золотые орешки. Скорость реакции и умение быстро перемещаться древние славяне связывали с молнией, а треск разгрызаемых орехов с громом.

Белка считалась тотемным животным бога грома Перуна. Древние славяне верили, что изображение белки на талисманах и когти животного способны принести удачу, улучшить благосостояние.
Хорватским беременным женщинам запрещено было включать в рацион беличье мясо, так как считалось, что ребенок станет черным. В Словении существовала традиция заворачивать новорожденного в шкурки этого животного. Считалось, что таким образом малыш будет защищен от злых духов.

Европейские сказания связывали животное с жадностью, связывая ее с разрушительным действием негативного свойства. Двойственность символизма образа белки воплощает запасливость, домашний уют, высокую трудоспособность и отрицательные качества эгоистичности и жадности.

В Ирландии миловидный зверек был изображен на кельтской эмблеме богини Мебд.

Скандинавская мифология описывает белку, как зловредного посредника в ссоре между орлом и змеем. Зверек обитал на мировом древе и постоянно перемещался вверх вниз по стволу, недостоверно передавая сказанное и провоцируя вражду. Он выступал тотемным животным бога грома и огня Тора. У северных народов один из месяцев носил название зверька. Именно в этот период начинался гон животных.

Огнь (Белка) В Европе белка (слав. Векша), как и другие грызуны, - символ разрушительных животных. ... Нидхёгг (N;;h;ggr) — в скандинавской мифологии дракон, лежащий в колодце Гвергельмир и грызущий один из корней Иггдрасиля. Также он пожирает грешников, клятвопреступников, и подлых убийц. Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. На вершине ясеня Иггдрасиль сидел орёл, обладавший великой мудростью. Он находился в вечной вражде с Нидхёггом.


В Японии животное изображали с виноградной лозой в качестве символа плодородия, изобилия и урожая. Белка символ воплощения творческого начала и способности находить оригинальное решение сложных ситуациях.

Далее посмотрите:

http://www.proza.ru/2015/10/12/1184

Здесь собран большой массив данных об этимологии слова БЕЛКА.

---

Основной вывод можно сделать такой:

БЕЛКА - не связано с цветом шкурки. А связано с мифологическим служением БЕЛКИ. Она БАЛ (см. тему "Бал - это только начало" ) или ОГОНЬ жизни и переносит по Древу Жизни семена зарождения, весной - вниз, осенью - вверх. Звук Б - это БЫТИЕ. ЕЛ - связь с миром ЛУЧЕЙ-ЛЮДЕЙ.


Есть также и соответствие кабардино-балкарского названия белки - агьяч къоян и удмуртского - коньы.

Здесь КОН - "причина" по-удмуртски , и также  ЗА-КОН, который устанавливает БЫТИЕ.

Очевидно, что и КОНЬ (вспомним огненную колесницу бога Солнца Гелиоса)  тоже относится к огненным животным. Наверное, нужно рассмотреть этот образ позднее.


В мифологии у народов разные Деревья Жизни - где-то тополь (см. тему "Тополя, тополя..." ) , а где-то ясень.

В основном, это крепкие деревья, остающиеся без листвы зимой.

Очевидно, что старый миф о белке, грызущей золотые (т.е. огненные) орехи отразился в сказке  "Слово о царе Салтане" А.С.Пушкина. Вообще, все сказки Пушкина несут себе мудрость веков, которые в устной традиции передавались через сказителей. А няня Пушкина передала ему эти сохранившиеся сказания, которые он так прекрасно передал в своих стихах.

---
Интересная мысль ко мне пришла только что.
Есть странное соответствие названий, находящихся географически не столь далеко, но теперь в разных государствах - Украине и России.

Что бы там ни кричали украинцы про свои европейские корни, но одно только название КИЕВ, которое сегодня привели к его истинному КЫЙ-ЕВ. KYIV (КЫЙ - это "змей" по-удмуртски), т.е. "змеиный", а также наличие множества людей, носящих фамилии с корнем "москаль" именно на Украине (МОСКАЛЬ - см. также в других темах, Мос(щ) -каль - народ сильный, мощный), а также наличие древних поверий о москалях и ватниках, которых так не любят именно на Украине... Говорит о том, что ЗМЕЙ, сидящий в основании ДРЕВА ЖИЗНИ -существует. БЕЛ-ГОРОД - возможно несёт в себе тотем БЕЛ-КИ, которая несётся к ОРЛУ (тоже город) со своим огнём осенью и приносит огонь на землю весной. Такая вот получается картина на земле, а вернее на географической карте. Угол между городами КЫЙЕВ (ЗМЕЙ) ОРЕЛ-БЕЛГОРОД должен обязательно нести в себе прежнее название ДРЕВА ЖИЗНИ. Нужно рассмотреть эту гипотезу дальше...