Три в одном

Вадим Гарин
Фото автора: Федя рассматривает оторванный кусок доски сидения качелей на даче

                Существует древняя арабская поговорка: «Если что-то произошло один раз, то второго может и не случится, но если что-то произошло дважды, то в третий раз произойдёт обязательно».

                Выехав с дачи в город за почтой и квитанциями на оплату коммуналки, возвращались три раза.
                Первый раз забыли выключить телевизор, второй, когда отъехав уже с километр, вспомнили, что забыли запереть калитку. Тогда я и сказал супруге:
                - Давай посидим и подумаем, что мы ещё могли забыть, а то по закону «трёх» вернёмся ещё раз… Она засмеялась и с досадой заметила, что «накаркать» для меня – святое дело!
                - Поехали, - скомандовала она, - нечего рассиживаться, я никогда ничего не забываю, это ты забыл про телевизор и калитку не закрыл. Придумал тоже: закон трёх, философ!

                Выехав на дорогу, я стал вспоминать, что в жизни связано с цифрой «три».
                Первое, что пришло в голову – это три богатыря, больше трёх не собираться и сообразить на троих*! Потом пошло-поехало из анекдотов:
                Один француз - бабник, два - дуэль, три - революция.
                Один немец - педант, два - завод, три - война.
                Один еврей - завмаг, два - международный шахматный турнир, три - русский
                Один русский - пьяница, два - драка, три - администрация.
                Один венгр - просто венгр, два - политическая партия, три - не бывает, один из них либо еврей, либо немец.

                - Ну, это не очень. Ты что кроме анекдотов ничего и не вспомнил? – Лариса осуждающе посмотрела на меня.
                - Почему же? Например в Великую Отечественную Войну на единицу техники приходилось трое: в бригаде бомбардировщиков — командир, штурман и пулемётчик; трое в танковой бригаде — командир, водитель-механик и заряжающий; трое в артиллерии гаубицы — начальник, заряжающий и наводчик. В песнях военных лет звучала знаменитая песня «Три танкиста».
                А помнишь наши сказки? В них тоже  почти везде трое: «Три медведя, Три поросёнка, Три толстяка, во многих как правило три сына: «старший умный был детина, средний так и сяк, младший вовсе был дурак… Я уже не говорю о Чехове «Три сестры»; Дюма с «Тремя мушкетёрами»; «Три товарища» Ремарка, Никитинское «Хождение за три моря»; Тридцать три богатыря» Пушкина. Даже у змея Горыныча три головы, а у Маршака:

                Три мудреца в одном тазу
                Пустились по морю в грозу.
                Будь попрочнее
                Старый таз,
                Длиннее
                Был бы мой рассказ.

                Эк, тебя в литературу потянуло, - включилась в игру Лариса, - а я вспомнила три грации, три ступени почёта на соревнованиях (Лариса в молодости была мастером спорта по спортивной гимнастике), а потом поднимают флаг… Кстати, триколор – флаг в три цвета!
                И в песнях: «Три  года ты мне снилась, а встретилась вчера», - пропела она. А главное Бог троицу любит! Вдруг она начала лихорадочно рыться в сумке.
                - Чёрт возьми, говорила же, что накаркаешь! Ключи от квартиры забыла на даче. теперь надо опять возвращаться. Всегда ты что-нибудь отчебучишь!
                - Да я-то здесь причём?
                - Ты всегда причём. Виноват, так сиди смирно и не оправдывайся, третий раз, третий раз! Вот тебе и третий раз!Поворачивай машину.

                Уже закончив миниатюру, вспомнил ещё одну грустную историю, связанную с цифрой «три».
                Телеведущий, режиссёр, писатель-сатирик, член жюри КВН Андрей Кнышев как-то сказал: «История повторяется трижды. Первый раз как трагедия и пару раз - для тупых. Уж не знаю насколько я тупой, но умудрился трижды упасть с качелей, на которых постоянно раскачивалась наша внучка Катя. Не подумайте чего… Умом вроде  не тронулся, и в детство не впал.
                Просто неудачно использовал качели для кратковременного отдыха.
                Тут необходимы пояснения: ввиду постоянной необходимости присесть и дать отдохнуть больным ногам и спине (я инвалид и не могу стоять, ходить более трёх – пяти минут) у нас на даче везде, где только можно «понатыканы» скамейки, кроме палисадника. Вернее скамейка там тоже стояла - на ней подруги внучки ждали своей очереди покачаться на качелях, но Катя выросла, и качели забросили. Они заросли травой по пояс, а скамейку перенесли в другое место.

                Года два назад я собирал грибы в палисаднике (даже не улыбайтесь: у нас там под ивой и иргой растут свинухи и шампиньоны - грибницу высаживал много лет назад!). Устал и решил посидеть на качелях.
                Только уселся, доска с треском разломилась пополам, и я вверх ногами полетел в траву. Падая, тростью зацепил тапок и он, описав дугу, повис на столбе.

                Хохотали все, как ненормальные. Соседи, которые как на грех решили посмотреть, много ли я нарву грибов,  супруга, Лариса и конечно, соседский наш «внучок» Федька. Они просто умирали со смеху.
                Лариса сквозь слёзы и, давясь от смеха, бессвязно повторяла:
                - Сто двадцать килограмм, это же надо, сто двадцать килограмм!
                Федька визжал и хрюкал.
                А мне было не до смеха. Я хоть и не отшиб себе ничего и эндопротезы не сломал, но  подняться без посторонней помощи не мог. Мои попытки встать вызывали просто гомерический хохот. Наконец Лариса попросила Федьку принести скамейку и с её помощью кое-как поднялся.

                Мне лень было заменить разломанную доску сидения, и я скрепил её снизу, прикрутив на шурупах две поперечные планки. Теперь на качелях раскачивался только лёгонький Федька.
                Опрометчиво надеясь на прочность своей починки, я снова уселся и снова свалился, но настолько удачно, что никому не доставил удовольствия: ухватился за цепи и повис на них. Тогда бы и заменить эту треклятую доску, ан нет: временное - говорят самое постоянное! Я опять скрепил, но так, что даже Федя сказал, что теперь она  выдержит и слона!

                Прошёл год, и этим летом мне опять пришло в голову присесть на качелях.
                На сей раз, история повторила первую попытку. На сей раз вырвало крепление цепи из сгнившей доски сидения. Когда я рухнул в траву – опять вызвал бурю восторга и хохота. Вот так, совершенно не желая, мимоходом набрёл на правило идеальной шутки: над шуткой зритель должен смеяться трижды - после подачи, после «отбивки и после добивки». В старой одесской интерпретации это правило так и называется "Правилом трех смехов".

                Уж не знаю, шутка ли у меня вышла или нет – читатель разберётся, но всем было смешно, кроме меня. Когда меня подняли всем миром и дали в руки трость, я, посмотрев на всю нашу дачную гоп-компанию, отряхнулся и широко улыбнулся…


Примечание:
*"Соображать на троих" - многим и сейчас это выражение объяснять не надо, однако совершенно неожиданно молодой парень "завис", слушая мой рассказ. Поэтому поясняю исключительно для молодого поколения: этому выражению как минимум  лет шестьдесят! Меня могут поправить читатели, но я связываю это выражение с Хрущёвским запретом в 1958г. торговать водку в разлив. Люди вынуждены были искать единомышленников для покупки бутылки. После реформы 1961г. бутылка стоила 2руб.87к. (до реформы бутылка "сучка", запечатанная сургучом - "бескозырка" появилась позже стоила 21р.20коп.) Таким образом сложившись по рублю можно было выпить и закусить сырком. Наливали в советский гранёный стакан 1943 года выпуска. Он вмещал в себя ровно 1/3 бутылки водки, если наливать аккурат под круглый ободок. Помню, что опытные алкаши могли и вовсе разделить обычную пол-литровку поровну на три стакана только на слух, по количеству бульканий (7-8 «бульков» на стакан).
Даже родился обычай стоять у магазина с поднятым в руке рублём, сигнализируя другим таким же «нуждающимся» присоединиться и скинуться по рублю на бутылку.