Прага. Зигзаги истории. Часть 4

Борис Готман
   Продолжение. Предыдущая часть –http://www.proza.ru/2019/06/23/803

   Осень 1620 года  застала чешское войско на ближних подступах к Праге.
 
   По пятам за ним шли  объединённые армии  императора и католической Лиги, голодные и злые, мечтающие поскорее ворваться в богатую и сытую Прагу.

   В "нового Вацлава"  -  Пфальцского Фридриха  - пражане верили, наверно, не более,  чем верит в него спустя четыре века уже знакомый нам скульптор Дэвид Черни.
 
   Во всяком случае, Фридриху даже не сказали, что согласно легенде,  "новый Вацлав" должен въехать на коне на Карлов мост, а в том месте, где конь, споткнувшись о брусчатку,  вывернет из неё камень, взять замурованный под  ним чудесный меч Брунцвика  и тремя его взмахами со словами: "Всем врагам головы с плеч!" уничтожить их.

   Вот он, князь Брунцвик с мечом на пилоне Карлова моста – правый снимок на коллаже,  тот самый "рыцарь, стерегущий реку – дней" из известного стихотворения Марины Цветаевой "Пражский рыцарь".
 
   На левом снимке - скульптура святого Вацлава на бастионе крепости Вышеград,  ваял её тот же скульптор, что и Марианскую колонну - Ян Иржи Бендла.

   Этой скульптуре пришлось попутешествовать по Праге, пока не упокоилась в Вышеграде: почему-то она не нравилась гражданам.

   Может, и обиделся тогда святой?!

   Но дело, конечно, не в сказках.

   Чехи готовились дать бой императорской армии на Белой Горе, удобной для обороны  и труднодоступной для наступающего неприятеля.
 
   Они так торопились занять эти выгодные позиции, находящиеся всего в нескольких километрах от Праги, что бросили по дороге весь шанцевый инструмент.

   Они не задержались в пути,  оставалось ещё время укрепить позиции.
 
   Командующий чехами Христиан Ангальтский затребовал необходимое количество кирок и лопат в Праге, но получил отказ: шанцевый инструмент стоил 600 талеров,  и для его покупки нужно было разрешение  городского собрания.

   Из-за этого бюрократизма  протестанты не смогли упорядочить позиции, что не позволило потом  вести прицельный огонь их артиллерии, состоявшей из 10 пушек, каждая из которых обошлась, по меньшей мере, в несколько тысяч талеров.

   Тем не менее казалось, сама природа  позаботилась о чехах: их позиции находились на возвышенности, с фронта проход неприятелю затрудняла речка Шарка, правый фланг упирался в стены замка и речку Гостовиц, слева манёврам  противника должен был мешать густой лес из вековых деревьев.

   Разные источники называют отличающиеся данные о численности противоборствующих армий: от 22 до 28 тысяч у чехов и на 2 – 4 тысячи больше у имперцев.

   Военная наука говорит, что при равной выучке и вооружении  наступающим войскам для победы требуется тройной перевес в численности.

   Как видит читатель, таким перевесом объединённая императорская армия и близко не обладала!

   Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/06/26/1024