Злоупотребление свободной волей

Сергей Пономаренко 3
Против пелагиан

Св. Феофан Затворник писал: "Грех имеет место только в существах разумных бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы. Цель и назначение свободы непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства. Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. Это говорится с тем, чтобы показать, что она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал; потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол; но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли."

И такой вот "комментарий": "Таким образом, святые отцы пишут, что внутренняя причина возникновения зла - это злоупотребление свободной волей сотворёнными существами, их лукавое произволение."

Но... Зададимся вопросом, а действительно ли причина возникновения зла - "злоупотребление свободной волей сотворёнными существами"?

Прежде всего заметим, что этот отрывок помещен святителем в подразделе "Что есть грех?".  Т.е. очевидно, что по мнению св. Феофана Затворника вольный грех (раздел "грех как дело") и есть злоупотребление свободой, уклонение от воли Божией. И действительно этот отрывок является иллюстрацией слов апостола "грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4). Затем, святитель пишет: "Посему вообще характеризуется грех этою необузданностию воли, этим презорством к закону, этою силою разрушительною, коею он возвратно действует на грешника." Т.е. любой вольный грех соделанный или решенный в голове - это "необузданность воли, презорство к закону" (беззаконие). Можно ли на этом остановиться? Нет. Причина возникновения зла глубже.

В конце этого подраздела Св. Феофан Затворник намекает, приоткрывает завесу тайны греха:  "... грех, собственно, в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим. Ведущему добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4:17)". Т.е. грех в нашем хотении или нехотении, в предметах хотения. Это уже природная воля. Таким образом, грех тесно связан с нашим естеством, с нашими чувствами, хотениями, желаниями. Нежелание Божественной воли, отсутствие жажды Божественного святитель называет "греховным настроением".

В следующем подразделе "Откуда грех? " святитель развивает мысль: "Некоторый свет на сие проливает следующее место из Послания к Евреям (3:12-13): Блюдите братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною. Здесь указывается, что грех начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума."

Удаление от Благого можно посчитать началом зла, т.е. греха. Вследствие сердечного удаления (сердца лукавого), отступления от Бога жива и начинается неверие, ожесточение, омрачение ума.
 
Помраченный неверующий ум приводит к еще большей страстности, к "лести греховной": "Потом к неверию присоединяется лесть греховная, чаяние великой сладости, какая придет сама, без всякого труда, лишь только согреши. Сие чаяние приковывает внимание и сердце к предмету греха. Тогда и думается, и желается только один сей предмет. Закон, истина, нужды духа, Слово Бога все становится ни во что." Человек совсем удаляется от Бога благого.
 
Св. Феофан в конце подраздела пишет: "Так грех тайна... мы все грешим и бываем крайне виновны во грехах, но не можем сказать себе, почему грешим." Получается, что человек грешит по большей части неразумно, неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, по своему сердцу. Он ничего "не выбирает", а течет по течению в своем помрачении разума и чувств. В таком состоянии личная воля человека парализована и не является причиной его поведения.

Крайне страстное состояние сердца описано в Евангелии.
Мк.7:21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
Мк.7:22. кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, –
Мк.7:23. всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
 
Сердечная негожесть, скверна, с ней св. Отцы, боровшиеся на западной Украине с богомильством, заповедовали бороться в себе до конца жизни. Отметим, что к сердечной скверне относится не только страстность естества, но и нежелание страдать (доброделания: "наконец, истинно доброе дело бывает без препятствий"), что называется у святителя "греховным настроением". Все это в русле святоотеческой традиции. Так еще св. Максим исповедник называл ДВЕ составляющие первородного греха: желание удовольствий (у св. Феофана Затворника себялюбие, из которого рождаются страсти) и нежелание страдать (у святителя третий вид греха -"греховное настроение"). Отметим невольность обеих составляющих греха.

"Доброго, которого хочу, не делаю <по нежеланию страдать>, а злое, которого не хочу, делаю <по увлечению грехом>" (Рим. 7:19), - говорит апостол.   

Вывод. "Злоупотребление свободной волей" не может являться причиной зла (вольного греха) в человеке. Согласно св. Феофану Затворнику это есть беззаконие и любой вольный грех ("грех как дело"). Причина вольного греха в нашем естестве, в сердечной скверне. Страсти, если человек им постоянно попускает ("всякий невнимательный есть раб страстей и привычек"), подчиняют его себе, делают из него раба. Человек в таком состоянии не может подчинить себя Богу, потому что "присоединяется лесть греховная, чаяние великой сладости, какая придет сама, без всякого труда, лишь только согреши. Сие чаяние приковывает внимание и сердце к предмету греха. Тогда и думается, и желается только один сей предмет. Закон, истина, нужды духа, Слово Бога все становится ни во что." Человек совсем удаляется от Бога благого.