Инженерия в системе культуры

Виктор Лёвин 3
     Инженерия представляет собой деятельность, направленную на рациональное преобразование окружающей природной, социальной и производственной среды с помощью индустриально-технических артефактов и технологических решений. Хотя  инженерия внесла мощный вклад в развитие современного общества, но многие аспекты ее развития и влияния на человеческую историю остаются недостаточно осмысленными.

     Социальные последствия инженерной деятельности весьма противоречивы. И это рождает разные выводы и оценки в отношении значимости движения современного общества по пути инженерных достижений. Мировое сообщество уже столкнулось с негативными процессами антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды и с конфликтом между техносферой и биосферой. Сегодня звучат голоса, что инженерный путь прогресса противопоказан культурному росту человечества, поскольку снижает естественный потенциал развития человеческого рода и вносит новый хаос в дела природы. В такой ситуации активизируется потребность в философском дискурсе проблем инженерной деятельности. Соответственно актуальными задачами социальной философии становятся: формирование сущностной модели инженерии, определение путей и возможностей инженерного творчества, раскрытие соотношения инженерии и культуры. Целью предлагаемой статьи является определение границ культурного развития инженерии. В этой работе учитываются идеи К. Поппера о социальной инженерии.

     Говоря о культуре инженерной деятельности, автор полагает, что понятие «культура» выражает особое качество человеческого бытия, в рамках которого осуществлялся и продолжает осуществляться процесс антропосоциогенеза. В определенных отношениях культура возвышается над природой. Условием такого возвышения является активное начало культуры, которая содержит потенциал изменения окружающей природы и обуздания стихийных сил природы, человека и человечества. Культура использует разные ресурсы. Она включает в свой состав деятельность многократно усовершенствованного человека и человеческого рода, прошедших различные стадии обновления и развития. Системы общения, язык, знания, ценностный потенциал деятельности, накопленные артефакты, образующие «вторую природу» — далеко не полный перечень культурных проявлений человечества, создаваемых и передаваемых от поколения к поколению. Согласно В. А. Коневу, продуктом культуры является искусный человек, который прошел испытания жизни и имеет опыт границы.

     Теперь надо определиться, какое отношение имеет инженерия к культуре? Для ответа на этот вопрос важно хотя бы  кратко раскрыть сущность инженерии. Специалисты отмечают, что инженерия появилась сравнительно недавно как деятельность технически вооруженного человечества. Основу такой деятельности составило машинное производство, зародившееся в условиях промышленной революции XVIII столетия. С ней связан международный по масштабам процесс, охвативший большую группу событий. Стоит отметить возникновение не в единичных экземплярах, а в массовом количестве новых технических артефактов (машины и системы машин). Не менее важным стало возникновение нового коллективного субъекта деятельности - инженерного сообщества. Возникла также новая отрасль наук – технические науки, которые стали знаниевой опорой создания машинной техники, а также основой возникновения новой области образования – технического образования.

     Показательно, что сама инженерная деятельность непрерывно обогащалась и усложнялась. Сегодня  она разворачивается в ряде последовательных и связанных друг с другом внутренних видов деятельности, как то: проектирование, конструирование, технологическая, эксплуатационная деятельность. В их взаимодействии осуществляется своеобразный цикл функционирования инженерии. К ним в последние десятилетия добавились еще системотехническая деятельность и социокультурное проектирование. Развернулась также обширная сеть инженерного образования, а технические науки заняли в развитых странах ведущее место в объемах финансирования и в массиве проводимых научных исследований.

     Полагаю важным отметить, что с момента возникновения на инженерной деятельности лежит печать техногенной цивилизации. Классическая инженерия усвоила культурные коды этой цивилизации, восприняла ее значимые образы и символы. Технизация и инженерия  Нового времени получили утилитарно-прикладную направленность. В дальнейшем рыночная, экономическая польза технических артефактов стала главным заказом технического и инженерного прогресса. В этих условиях на периферию ценностной системы отодвигались требования гуманизма и гармонического развития личности трудящегося, приводившего в движение технические средства. Индустриальные технологии навязали людям необходимые искусственные ритмы труда, которые ограничили человеческую самодеятельность и ужесточили характер общественного разделения труда. Вместе с тем в инженерном контексте деятельности добро и другие высшие идеалы подменялись господством экономических интересов.

     Инженерия родилась также под знаком всеобщей рационализации. Она усвоила просвещенческую парадигму, согласно которой мир устроен законосообразно и эти законы должны лежать в основе регулирования практической деятельностью людей, осваивающих и покоряющих природу. Лозунгом времени стала «сила знания», воплощенного в машинной технике и функционально организованных технологиях. Смысл такого подхода оказался связан с десакрализацией культуры, с истолкованием человека как сугубо рационального существа. На этом фундаменте рождались рациональные проекты усовершенствованного общества, способного, якобы, решить цивилизационные проблемы с помощью машинизированных индустриальных и социальных технологий.

     Подобное истолкование перспектив цивилизационного развития сегодня справедливо вызывает резкие возражения, поскольку оно не содержит противовесов дегуманизации человека и человеческого общества. С другой стороны, не стоит забывать, что инженерная деятельность — это только один из видов человеческой деятельности. Поэтому инженерный подход, сложившийся в эпоху индустриализма, не может считаться универсальным. Уверен, что сегодня надо различными средствами доказывать, что инженерия способна взаимодействовать с другими компонентами универсальной человеческой деятельности. Инженерия может и должна  приобретать черты субкультуры, участвующей в формировании особого пространства новой культурной жизнедеятельности людей. Новые витки развития современной цивилизации ясно демонстрируют этот культурный смысл инженерии.