Разгром чукчами казацкого войска

Константин Бахарев Павел Алин
Успешное освоение Сибири русскими в 17-18 веках, казалось, не встретит никаких преград. Сплочённые ватаги безудержно отважных казаков шли по тайге, плыли по рекам, практически не встречая никакого сопротивления.

Причём, те, кто сдавался, сразу попадали в контингент данников или «ясачных людей». Казакам была нужна пушнина.

В конце 16 века сибирские землепроходцы столкнулись с чукчами, ранее неведомым народом. Конечно, были сведения, ещё от камчадалов, что на севере живёт отчаянный народ, беспощадный и к своим, и к чужим, и с которым лучше не связываться.

Но привыкшие побеждать русские конкистадоры не обратили внимания на предупреждения местных народов.

В 1642 году казаки впервые столкнулись с чукчами на реке Алазее. И сразу поняли, что у них будут большие проблемы. Чукчи без всяких вопросов обстреляли пришельцев. И хотя у них стрелы были с костяными наконечниками, стреляли аборигены метко.

К тому же на них не произвело никакого впечатления огнестрельное оружие. Чукчи его не боялись, а воспринимали как вооружение противника, и только. Дескать, у них огонь, у нас стрелы.

Но поскольку казаки были людьми многоопытными, после первых неудачных стычек, они стали собирать сведения о суровом противнике. Оказалось, что чукчи отличаются крайней воинственностью, и во многом живут разбоями, нападая на соседние племена.

Конечно, казаки пояснили аборигенам, что теперь они станут их защищать. Ну и меха, пушнину, пожалуйста, давайте за это. Так и установили власть России на многих северных территориях.

Однако чукчам не было никакого дела до дипломатических происков пришельцев с запада. Они продолжали упорно резаться с ними. Кстати, на бой они выходили всем табором, с жёнами, детьми, используя тех, как вспомогательное войско.

Многие годы казаки бились с чукчами, причём, одержать решительную победу так и не удавалось. Надо сказать, что чукчи – короли севера, были весьма подготовленными бойцами. У них имелось неплохое вооружение, одни алебарды с ударниками из моржовых клыков чего стоили.

К тому же они наносили себе татуировки по количеству убитых врагов. Естественно, чем больше таких наколок, тем больше уважения в стойбище.

Война с ними шла с переменным успехом. И наконец, уже в 18 веке власти Российской империи решили разобраться с чукчами окончательно.

На Чукотку направили экспедиционный корпус под командой драгунского капитана Павлуцкого и якутского атамана Шестакова. Но по ряду причин казаки и солдаты пошли воевать разными дорогами.

В марте 1730 года 120 бойцов Шестакова столкнулись с двумя тысячами чукчей. Казаки не испугались превосходства, так как были тоже бойцами отменными. Началась битва.

Чукчи атаковали, их не испугал даже огненный бой из ружей. Смяв фланги, они окружили всё войско Шестакова. Сам атаман остался на поле боя, истыканный стрелами.

Обрадовавшись своей великой победе, чукчи решили показать другим племенам, кто тут хозяин. Они совершили ряд набегов и значительно сократили население союзных русским народностей.

Вскоре здесь появился капитан Павлуцкий. Человек он был бесстрашный и упрямый. Через год с армией в четыреста человек он отправился на поиски неприятеля. И нашёл его.

Бой был длинный и жестокий. Сначала противников разъединяла река, по которой ещё плыли льдины, а у берегов был рыхлый лёд. Чукчи стояли на высоком берегу, русские на низком.

Но Павлуцкий не стал ничего ждать, а только показались чукчи, сразу ударил. С ходу перейдя реку, промокшие насквозь солдаты атаковали противника. И те, и другие были испытанными, стойкими воинами, но военное счастье улыбнулось русским. В конце дня они заставили чукчей бежать.

Много было сражений и стычек с чукчами. Но усмирить их так и не удалось. Они продолжали нападать на союзников русских, угонять у них стада оленей и всячески пакостить.

В итоге, в 1747 году уже майор Павлуцкий выступил еще в один поход против упрямых чукчей.

Сражение на реке Орловой вошло потом в легенды чукчей. Им удалось наголову разбить всё войско отчаянного майора, и сам он тоже не вернулся из боя. С тех пор чукчи сохранили в своих сказаниях память о битве своих богатырей с русским злодеем.

Кстати, оба разгрома – и атамана Шестакова, и майора Павлуцкого, произошли в один день 14 марта.