Император и семь мудрецов

Александр Шаповалов-Олейников
         Молодой император после коронации призвал семь мудрецов со всех концов Ойкумены. Когда они собрались, он усадил их вокруг себя и сказал следующее:
         - Отец мой умер внезапно. Он не оставил мне, наследнику, мудрых наставлений и полезных советов. И я, волей богов, став правителем огромного многонационального государства, хочу знать, что нужно для того, чтобы империя крепла и процветала, народ был счастлив, вассалы служили верой и правдой, а имя моё осталось у потомков на устах?
         - Выслушай меня, раба твоего, - заговорил первый мудрец. – Настрой по всей империи церквей, синагог, мечетей, молитвенных домов, и пусть дьяконы, муллы, раввины и прочий клир прославляют тебя и боготворят.
         - Священнослужители боготворили моего отца, однако их молитвы не помешали придворной камарильи отравить наместника бога, - отвечал молодой император.
         - Если ты опасаешься своих вассалов, то дай им всё, чего пожелают, и тогда за свои привилегии они будут поддерживать мир, порядок и императора.
         - Я бы так и поступил, как ты говоришь, но боюсь: ненасытный волк меры не знает.
         Тогда молвил третий:
         - Твоему народу нужен мир и покой.
         - Ты прав мудрец! Я тоже за мир, только не знаю, как его сохранить, когда у границ стоят армии врагов и кочуют орды варваров.
         - Дай своему народу хлеба и зрелищ, - вступил в разговор четвёртый мудрец. – Так поступали в древнем Риме, так поступи и ты. Сытый, довольный, ленивый не станет бунтовать, а лишь будет молиться на тебя.    
        - Бунтовать не станет, - согласился юноша, - молиться – может быть, но защищать императора и империю точно не побежит.
        - Нужно установить в стране мудрые, справедливые законы, - вмешался пятый мудрец, - тогда твой народ и вассалы будут без священнослужителей славить имя твоё.
        - Мудрые и справедливые законы ввёл в обиход ещё мой дед, да вот беда: блюстители законов на местах ни мудры, ни справедливы.
        - Сделай людей свободными…
        - И в награду я получу анархию и бунт, - перебил шестого мудреца император. – Ты мудрец, а не знаешь: в доме правит один хозяин!
        - Настала очередь седьмого мудреца.
        - Ты хочешь править миром, хочешь, чтобы твои подданные славили тебя, хочешь имя своё возвеличить и увековечить, тогда не нужно, ни строить храмов, ни угождать вассалам, ни кормить голодных, ни услаждать сытых, не нужно, всего того, что здесь сказано; всем не угодишь, и нет совершенного государства, как нет единого мнения среди нас.
        - А что по твоему нужно?
        - Нужна Идея! Она – альфа и омега всех начал. Великая богиня. Вершительница истории. Революция в эволюции. Она диктует законы и правит миром, повелевает судьбами миллионов и властвует над умами. Она решает многие вопросы, на которые у тебя сегодня нет ответов. Сотвори Идею. Вскорми, взлелей, взрасти, и пусти в мир; и Она, обернувшись и преобразившись, вернётся к тебе в полном могуществе. Она тебя возвеличит и…