Вместо водки

Дмитрий Гендин
Безусловно Достоевский есть православный автор. Христианином быть непросто: постоянная борьба со злом, преодоление себя; молитва и пост не так страшны, но к ним надо приучаться. Христианин часто страдает душой (из-за грехов или нет, не важно), есть много чисто христианских вопросов и бед. На многое отвечает Достоевский, поднимает вопросы, важность которых определяют христианские сердца.   

Стиль Досоветского немного газетный, названия романов и глав просты. Набоков не любил Достоевского за «небрежение словом». И Набоков поднимает не менее важные темы («Лолита» и универсальная нравственность, в «Даре» оценивает роль Чернышевского в судьбах России). Набоков выигрывает эстетически, более яркий, радужный. Но Набокову нечего почти сказать христианской душе. (Это только Битов умеет синтезировать Набокова и Достоевского). Достоевский пишет не для красивости, поверхностности. Он лезет глубже и глубже. Это ясно, все мы — русские —  персонажи Фёдора Михайловича. Христианское сердце внимательно читает его романы и бьётся с ними в унисон. Набоков бывает не менее серьёзным (о «Лолите» можно рассуждать и спорить бесконечно). Набокова я читаю, когда я живу эстетическим, когда я сам поэт, Владимир Набоков учит «видеть арлекинов», призывает любоваться Божьим миром. За Достоевского берёшься, когда болит душа. Набоков хорошо знает подлинную эротическую любовь (счастлив браке), защищает её от деструктивных нападок Фрейда, показывает нравственные проказы середины ХХ века в этой области. Достоевский знает больше о любви христианской, а любовь мужчины и женщины — честный случай (и тут всё чаще сводится к страсти). А это ошибка. Целомудренный Эрос (половая любовь) может ужиться с жертвой Христа.   

Душу можно залить алкоголем, наркотиками. А можно пойти в путешествие по романам Достоевского. Достоевский напоминает нам, в какой России мы живём. Мрачный? Нет, для христиан не мрачный. Достоевским нужно напиться.
Достоевский — это сосед по двору: немного шепелявый, но знающий жизнь.