И снова разговор о детях

Ника Стоянова
   Еще в моем нежном детском возрасте, когда мне было лет пять,семь, уже были заметны основные тенденции социальной роли, которую я могла бы занять  в обществе во взрослой жизни.


  Как я сама помню, и по  рассказам моей мамы, около меня всегда собирались дети меньшего возраста, чем я.


  Я постоянно опекала кого- то из малышей,мне нравилось играть с ними, заступалась,если их обежали, хотя могла и сама пострадать за заступничество от ребят постарше.


  И уже будучи зрелым человеком, так или иначе, всегда была связана с детьми.


  И в силу моей профессиональной деятельности , как социальный педагог- психолог, как мама, а теперь уже и как бабушка, не могу остаться равнодушной к ситуациям, которые разыгрываются на моих глазах, где страдают дети, от физического, морального и эмоционального насилия, от душевного безразличия родных родителей.


  Но поскольку не представляется возможным влиять на ситуацию на прямую(если конечно это не касается факта физического избиения ребенка на моих глазах. В таком случае, я безоговорочно сочту своим долгом не остаться в стороне) ,в силу того,что не все родители готовы адекватно реагировать на вмешательство чужих людей извне, размышления выливаются в короткие прозаические сюжеты.


  Когда малыш трех,пяти лет испытывает эмоциональный дискомфорт, или физическое недомогание, он еще не обладает тем словарным запасом , который позволил бы четко донести до родителя информацию о своих ощущениях, о том,что его беспокоит.


  Он оперирует небольшим набором  психофизических инструментов, один из которых плач, крик, на внутренние или внешние раздражители.


  Тем самым ребенок пытается обратить внимание родителей на его проблему, рассчитывает на душевное участие и защиту от взрослого. Но иногда натыкается на реакцию абсолютно противоположную.


  Молодая женщина идет быстрыми шагами по тротуару, оборачиваясь через плечо время от времени. За ней спотыкаясь, неокрепшей координацией маленького тела, бежит сынишка, захлебываясь собственными слезами.


  Догоняет мать, и в следующее мгновение вцепляется ручонками в руки матери, и что-то пытается рассказать ей.


  Но что я вижу. Матери бы остановиться на секунду , присесть на корточки, на уровень роста своего родного ребенка, да и успокоить его, разузнать что происходит, приласкать, прижать к материнской груди. Глядишь, можно было бы и мирно договориться.


  Но нет.Она ни на йоту не снизила темп ходьбы, волоча ребенка практически по земле, и кричала во все горло.


  -Что ты орешь, вот придем домой, я тебе такое устрою, ты у меня получишь!


  Вырвала с силой свою руку и пустилась вперед, не останавливаясь. Ребенок остался позади,продолжая истошно плакать, в страхе,что мать его бросила. Малыш не оставлял надежды, на то,что мама обратит  внимание, подойдет к нему.


  Но мать лишь обернулась, крикнула:
  - Иди сюда, тебе сказала!


  Мальчик стоит, не двигается, ждет, всхлипывает, утирая слезы. Тогда женщина все же подошла к сыну, дернула его за руку, швырнув малыша впереди себя , продолжала тащить  его за собой, все также угрожая расправой за непослушание, когда она вернется с ним домой.


  Вот такую картину я наблюдала недавно. И уже в последствии пожалела, что не сказала  этой матери о том, что за угрозу жизни и здоровье ребенка и жестокое обращение можно привлечь ее к ответственности по закону.


  Я все понимаю. Сама воспитывала дочь. Конечно, дети иногда бывают очень капризными, вредничают , закатывают истерики ни с того, ни с сего.


  Но дело ведь в том, что такое поведение ребенка неудобно только взрослым. Иногда мне думается, что у родителя нет никакого желания, хоть немного понять своего малыша. Приложить старание в понимании и общении с  родным ребенком.


  Безусловно, он не сможет в младшем возрасте , досконально объяснить родителю, в чем его проблема, почему он капризничает.


  А родителям хотелось бы безукоризненного подчинения, послушания ребенка, чтоб все было тихо и спокойно. При таком поведении легче руководить им, подавляя  его индивидуальность, для собственного удобства. Но так не бывает.


  Маленький человечек это уже самостоятельная личность , с индивидуальными особенностями характера. И если, что- то идет не так, то малыш в любом случае пытается обратить на себя внимание. Надо только внимательно присмотреться к его поведению, слышать, а не только слушать,что говорит родное дитя дорогому родителю.


  У меня складывается мнение, что некоторые родители из-за собственного бессилия перед малышом, из-за отсутствия элементарных знаний о воспитании ребенка, из- за жестокосердия, включают механизм угроз и морального унижения ребенка.


  И потом взрослые искренне сетуют на факт того,что из ласкового, милого малыша в нежном возрасте, вырастают жестокие подростки в юношестве.


  А все потому, что психоэмоциональные травмы, унижение и оскорбления, физическое насилие в детском возрасте, оставляют глубокие шрамы и не проходят бесследно.


  Жестокостью и насилием всевозможного рода, взрослые порождают  жестокость и насилие в ответ! И никак иначе.


  Иногда, у меня возникает чувство,что родителям не нужны собственные дети. Что они оказываются обузой, тяжелым камнем на шее родителей. Все чаще можно видеть по телевидению в репортажах о жестоком обращении с детьми.


  Но и в итоге, как бумерангом, взрослым возвращается неадекватное поведение подростков, которые совершают изощренные по жестокости как моральные, так и физические  действия направленные на взрослых, как например с преподавателями в школах.


  Дети-это всегда только огромное счастье! Другое дело ,что взрослым, как будущим родителям прежде, чем рожать детей, я думаю, надо хорошо взвесить всю меру ответственности за воспитание маленького человека с правильными нравственными, социальными ориентирами.


  А самое главное любить их, и участвовать в жизни собственных детей!