Блюстители напастей

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Фото с сайта университета


ДорихонА – аптека у узбека,
Задорихонили Ташкент, страну, людей,
Лекарство – как наркотик, а аптека –
Доходный бизнес-спрут: «Помажь! Закапай! Пей!»

Успехов корни аптеки, синагоги, церкви и мечети –
В чревоугодии, ума и тела лени и страхе смерти.

Блюстители одной и той же масти,
Чины и Храм – то стражи двух напастей:
Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти.

Май 2016 – июнь 2019 гг.


Тошкулов Абдукодир Хамидович, в одном лице совмещающий два высоких поста: член Верхней палаты парламента Узбекистана (сенатор) и ректор Термезского университета. В ТВ-передаче «Халкаро пресс-клуб» (халкаро – международный), транслируемой телеканалом «Узбекистан 24» и прошедшей 16.06.2019 года дня по Кашкадарьинскому и Сурхандарьинскому регионам, в прямом эфире бросил пробный шар. Сделал ход, который, скорее всего, заказной в своей основе. По сути же является конъюнктурным. А с точки зрения здравого ума и независимой мысли – топорным. А именно: прямым текстом объявил, что изучение Корана и хадисов на всех уровнях образования и во всех учебных заведениях станет спасением от всех бед и надёжным инструментом к развитию и прогрессу Узбекистана.

Я вспомнил своё стихотворение «Дорихона» 2016 года. И бессмертный экспромт 1886 года о России императора Александра III, сделанный журналистом и писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским (1853-1935) после появления пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы». Эти строки в слегка измененном виде и добавлением предваряющего стиха есть отличное дополнение к моей «Дорихоне» и меткое, неотразимое объяснение "топоризмов" сенатора-ректора и иже с ним.

---------------
Топоризмы высокопоставленной персоны, поставленной лепить образование, мировоззрение, психологию, философию и менталитет молодёжи, вызвали обращение к народу в одной из групп на Фейсбуке, под которым подписались 58 человек. Обращение было разнесено по виртуальному миру агентством «Новости Узбекистана» с призывом к читателям высказаться. Последовал поток комментариев, на все лады осудивших ректора-сенатора.
Впрочем, там, в Телеграм-канале "Новостей Узбекистана" есть и суждения под иными углами зрения, в том числе и в поддержку А.Тошкулова.
===========
Неистребимы в большинстве людей, и даже образованных, непримиримость к конечности своей жизни, несогласие со своим полным исчезновением после завершения физического пребывания на земле, желание стать бессмертным в загробном мире. Отсюда – необратимость появления и развития религий, вплетения в тексты так называемых священных книг людских надежд и чаяний, нравственных заповедей и вечных ценностей, порожденных якобы волей и деяниями Творца, Его Всемогуществом и Всемилосердием. Только отдельные личности вроде Маркса, Ленина, Бертрана Рассела смогли полностью отречься и освободиться от всего этого.
=========
Данная публикация была сделана ранним утром на Стихи.Ру. Правки, как всегда, были. А к вечеру получил на ящик интервью блогера ЖЖ NUCL0ID с Асей Казанцевой, писателем по занятиям и нейробиологом по образованию. Как говорится, в тему. Дополняю послесловие выдержкой из этого материала. И повторяю свою публикацию на Проза.Ру.

– Как вы можете объяснить, что некоторые ученые, которые пользуются научным методом, критическим мышлением, тем не менее, верят в бога?

– «Даже слово двоемыслие невозможно объяснить, не прибегнув к двоемыслию» – как учил нас Джорж Оруэлл. Вероятно, люди владеют двумя системами мышления, между которыми они могут произвольно переключаться. Здесь читаю, здесь не читаю, здесь рыбу заворачиваем. Они могут, с одной стороны, заниматься научной деятельностью, используя научный метод, проверяя гипотезы и ничего не принимая на веру без проверки. С другой стороны, есть какая-то область, которая не связана с их работой, где они могут включать этот механизм веры. И им пользоваться. Хотя статистически исследования показывают, что среди ученых меньше распространена вера в бога, чем у широкой общественности. Причем, чем выше научный уровень, тем ниже вероятность того, что человек будет верить в бога. В Америке в широкой популяции обычных граждан чуть ли не 90% людей говорят, что верят в бога. А среди ученых – только 7%. Разные исследования на ученых показывают, что чем выше уровень ученого, тем ниже процент верующих среди членов лидирующих академий – 5-7%. А если вообще взять всех сотрудников университетов, и гуманитариев, и естественников, то там будет под 50%. Но цифры варьируются в разных исследованиях в зависимости от того, как мы проводим границу, как делаем определение. Потому что можно спрашивать: «Принадлежите ли вы к какой-либо конфессии?». И человек может ответить, что принадлежит, если у него с ней культурная связь. Если он красит яйца на Пасху, то он может сказать, что он православный, несмотря на то, что про бога и не думает.