Цивилизационный мимесис

Олег Данкир
================
     Мимесис в системе цивилизационных понятий выражается в форме социального подражания. То есть, какая-то, достаточно крупная часть социума оказывается очарованной эмоциональной эстетикой другой, небольшой группы людей, которых первые почитают за своих вождей и начинают им подражать, не особо вникая в суть того, о чём идёт речь. Это очарование рождается и усиливается по мере роста цивилизации и по мере увеличения социокультурных успехов творческого меньшинства вождей. В этом случае мимесис оказывается полезным лекарством для лечения расколов внутри общества. Он полезен также на окраинах цивилизации, где сосредоточены её противники и адепты.
     Успешная цивилизация показывает пример менее развитых обществ, её творческое меньшинство вызывает уважение к ней в среде приграничных соседей, которые начинают подражать инородным вождям и эклектически использовать социокультурные цивилизационные новации, оставаясь при этом на своей территории нетворческим большинством.
     Социокультурная творческая успешная динамика растущей и победоносной цивилизации часто оказывается намного эффективней военного принуждения, к которому чаще прибегают государства. Почти всегда приграничные культуры не оказывают особого дружелюбия цивилизационным новациям из центра своей локализации. Мимесировав социокульт, они затем закрепляют его, передавая дальше свой опыт, становясь при этом постепенно в процессе передачи социокульта  самотворящей массой.
     В случае, когда в цивилизации происходит надлом, приграничные народы, ранее проявлявшие к этому источнику своей силы социальный мимесис, очень быстро переходят в состояние отчуждения и восстановления собственного лица. При этом они не отказываются полностью от мимесиса. Вместе с пренебрежением к цивилизационным социокультам большого соседа на нижнем уровне продолжается заимствование его достижений, в основном в системе управления и технологий, поскольку они в меньшей степени зависят от локализаций.
     Этот процесс мимесиса является многофакторным и многосторонним, построенным прежде всего на основе взаимообогащения.
     Любое общество является в принципе подражанием, социальным гипнозом со стороны активных творческих вождей. Именно поэтому трудно предсказать действия общества в той или иной ситуации, поскольку мимесирующее общество управляется спящими фантомами, которые в определённый момент могут проснуться, самым различным образом влияя на общественное мнение.
     Социальная масса приграничных культур формируется на принципе заражения и подражания новым социокультурным новациям центрального цивилизационного офиса, открывая этим этап собственного кризисного развития, встраивания в цивилизацию.
     Третье тысячелетие отмечается глобальным кризисом самоидентификации, когда небольшие приграничные социокультурные образования подвергают себя практике утраты своих изначальных духовных и социально значимых ценностей, образцов поведения, пытаясь спастись, примыкая то к одной, то к другой цивилизационной общности на основе мимесиса, который позволяет быстро стать очень похожими на больших соседей, пытаясь при этом получить как можно больше и как можно быстрее необходимые для выживания социокультурные энергии.
     Такие массы людей заражаются сиюминутными регрессивными опытами, социокультурной эпидемией, которая не даёт времени на выбор. Эти массы просто заражаются энергией новых вождей, надевая на себя маску мимесиса, подражания им и также быстро сбрасывая эту маску в случае возникновения новой, более выгодной сиюминутной ситуации.
     Культурологи по вопросам цивилизациума отмечают две формы социальной реакции при взаимодействии большой цивилизационной культуры с малой приграничной культурой, не являющиеся мимесисом. Это уход к своим изначальным природным социальным конструкциям, которые идут от самого их генокульта. Это пассивная позиция, посвящённая самосохранению. В этом случае душа приграничного общества становится всё более агрессивно-религиозной, носители этого социокульта обращаются к природе, к своим истокам.
     Другой способ преодолеть зависимость от одряхлевшей большой соседки заключается в развитии самоконтроля души общества над собой. Эта центральная часть приграничного общества стремится избежать ухода от цивилизационного вызова. Она берёт на себя ответственность за дальнейшую историю, ищет новые формы обуздания естественных социокультурных страстей, разрабатывая новую систему духовных стимулов, чтобы попытаться возродить ранее утраченные социотворческие способности, сохранив также те, которые были усвоены путём мимесиса.
     Социальное творчество и социальный инжиниринг постепенно приходят на смену мимесису. Появление социальной мотивации означает, что социум выходит из той социальной массы, в которой он представлял из себя только ведомую мимесирующую сущность, которая ранее следовала указаниям вождей, питавшаяся их энергией в силу мимесиса. Но пока этот социум не обрёл социального опыта в своей новой цивилизационной нише, пока она не уверена в своём будущем, не определилась с цивилизационными целями собственного производства, эта новая социальная масса может быть подвергнута идеологической, религиозной и любой другой социокультурной атаке.
     Цивилизациум рядом исследователей определяется как ряд сменяющих друг друга концепций социокультурного развития, как цепь реакций на изменяющийся внешний мир вызовов, при этом центр выдвигает новые социокультурные творческие меньшинства, носителей новых ответов на вызовы.
     Через некоторое время эти меньшинства распадаются, сливаясь с другими меньшинствами, становятся при этом нетворческим большинством, подражающим, новому творческому меньшинству, индуцированному словно лава из недр цивилизации.
     Приграничные и не устоявшиеся культурные массы при этом не успевают органично на уровне социокульта и генокульта усвоить новые тенденции, что заставляет значительную их часть просто мимикрировать, подражать, быстроменяющимся социокультурным новациям.
     Заражаемая при этом молодая часть массы общества становится пассионарной и может в конечном итоге привести к возникновению нового этноса.
     Мимесис в разные эпохи граничил с фетишизмом и идолопоклонством, квалификаторами массовой культуры, отличаясь от них тем, что получал свои маски не от мёртвых фетишей, а от животворящих недр цивилизации.
     Есть такие формы подражания мимесиса, когда массы и индивиды, заражённые новым социокультом, стремились умертвить свои истоки, забыть о них, окраситься в краски принимаемой социальной маски, что позволяло неустойчивой приграничной социальной массе не столько выжить, сколько обрести наиболее устойчивое положение.
     Мимесическое отношение к окружающему миру относится к непонятийному, нерациональному реагированию на изменяющуюся окружающую обстановку, применяя которую, приграничная культурная социомасса стремится сохранить и законсервировать в себе те реальности, которыми обладали участники этой массы в архаические времена, когда они способны были ужасаться, страшиться. Приняв на себя маску иного социокульта, эта мимесирующая социогруппа могла теперь выявить в окружающих объектах ужасное, воспроизводя его, принимая его, и, тем самым, отвергая его.