Ахматова. Поэма без героя - моноспектакль А. Демид

Наталья Анатольевна Шлемова
«Ахматова. Поэма без героя» - моноспектакль Аллы Демидовой,
что идет в Гоголь-центре (продюсер – Кирилл Серебренников).
23.06.2019
Дневниковая заметка, не рецензия.

     …долго не могла себя вытащить на этот спектакль, потому что, как и М. Цветаева, считаю, что театр противопоказан поэту.
Открыв вчера впервые двери Гоголь-центра, не сразу поняла, что я в театре…рваная аура…хаотическая атмосфера – калька с улицы.

Поэтический моноспектакль – детище Демидовой и полностью лежит на ее плечах, при участии…

На мой взгляд, «Поэма без героя» - ключевая и итоговая для всего Серебряного века, хотя и писалась она с 1940 по апрель 1965 года, т.е. после его условных хронологических границ, вобравшая в себя всю его стихию: светло-нежную, грозно-темную, стихию царства свободы и тяжести необходимости, метафизического Серебра...

Искусство, чтобы мне не говорили апологеты счастья, рождается из Трагедии. Для чего? - чтобы преодолеть ее. Трагическое – наиболее точный способ познания мира и узнавания себя. Страдание растит крылья души, сообщая ей высоту полета, а не ровная счастливая жизнь. Так устроена земная действительность, со своей логикой разуплотнения материи физического сознания под лучами горя, экстаза и безумия любви-ненависти, а между ними – целая палитра переходов…

Зрелая Ахматова тем и хороша, что держит в руках музу Софокла… становясь эпиком, подчиняясь священному безумию (року?), как источнику искусства, что с искусом не имеет уже ничего общего. Говорит из разреза свежей раны, из которой светит ее древняя и вещая Душа. Говорит просто и ясно, ибо горе – немногословно и не заумно. Страдание вживую, а не рефлексия страдания, пульс утонченного, но надорванного сердца, слышимый в стихе, и ощущаемый кровоток неповторимой жизни духа.

Чем хорош данный спектакль – тем, что создает, усилиями Аллы Демидовой, до конца знающей творчество и судьбу Ахматовой и отождествляющей себя с ней, целостное, объемное и напряженное видение и представление художественного мира - судьбы самой Ахматовой и зеркала переломной трагической эпохи, не фотографии, а того, трансфизического, зазеркалья…метаистории.

Суггестивная эстетика данного спектакля очень сильна, как и субъективно-экспрессивно воссозданная атмосфера Серебряного века (термин А.А. Ахматовой)...странного и незабвенного, наследника Духовной революции, лучше которого, по-моему, ничего еще и не было в Русской культуре, после Века Золотого, конечно.

На улице – душок коммерции и мещанства…а здесь, в спектакле, нерв глубокой Души, подлинная история Духа и невыносимо прямой взгляд всё испепеляющей правды жизни…какой-то корневой ее истины.

Мистицизм Ахматовой, реалистично поданный, - точный штрих спектакля.

Земная жизнь нас учит мужеству, бескомпромиссному отделению Добра от зла и жертве в любви. Это то, что я услышала в данном действии…сквозь будничные и одновременно потусторонние интонации, сквозь скрещение земного и космического: Deus conservat omnia.

И видеоряд и музыкальное сопровождение в спектакле не перекрывали поэтического Слова и были уместны.
...для меня факт Искусства состоялся только тогда, когда Вторая реальность прозвучала сильнее первой...преходящей и иллюзорной. Здесь это было. Поклон!

Алла Сергеевна, Вам – трижды низкий Поклон!..  Ом.
Без опыта (и внутреннего права!) такой материал сыграть нельзя, и так потрясающе точно и цельно подобраны стихи и циклы (поэма "Реквием" прозвучала целиком), создающие ощущение законченности и герметичности – как завершение духовного пути самой Ахматовой…исполненной ее миссии на Земле.  Катарсис.

24.06.19
Н. Шлемова
__________________________________
__________________________________

А.А.Ахматова

К смерти

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
9
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):
Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел. //Фрагменты из поэмы А.А. Ахматовой «Реквием».
________________________________________
________________________________________

  P.S. .....

Грек и Анна!..
И трагедии немая рана.
Камень расколовшая слеза,
И живая маска древней славы.
Срезанное небо Парфенона –
Рок – неправильный угол наклона.

…что ушло в стихи – стихией стало.
Не сдается ропот чувств!
Я оспорю тебя у прошлого,
Заключу в непреходящее.
Исходящей из сердца раной
Пишется Вечности тайная драма.

* * *
...о чем ты грезишь,
когда, стоя в профиль, смотришь вверх,
жест свой посвящая Дионису...

21.09.2013
Н. Шлемова
*
... http://www.proza.ru/2014/01/14/1942
Поклон!
_____________________

**Если читатель интересуется расшифровкой этой многослойной и сложной "Поэмы без героя", то ему следует обратиться к книге А.С. Демидовой "АХМАТОВСКИЕ ЗЕРКАЛА * (актерские заметки)". Анна Ахматова. Поэма без героя. Триптих. (1940-1962). Deus conservat omnia - Бог сохраняет всё (Девиз в гербе Фонтанного Дома).
_____________________

PPS. ...я наконец поняла, что сближает Демидову с Ахматовой - мания величия. ))
"Быть/слыть ВЕЛИКОЙ..." - у Демидовой это программа на подсознании. :-)