Читательский нон-фикшн

Борис Витальев
                Выдержки из читательского дневника 2

  Забавный совет от Юргена Вольфа. (Школа литературного мастерства: От концепции до публикации:… М.: Альпина-нон-фикшн, 2010).

  « Повесьте на стену меловую доску, чтобы ваша супруга или дети могли писать вам сообщения, вместо того чтобы отрывать от работы. Но не проверяйте доску слишком часто».
    Вот вопрос. И где же такая дурочка найдётся? А когда, пардон, детей с ней делать? Нет, ежели ты – «Лев Толстой», то оно конечно, вот тебе – Софья Андреевна. А если ты отнюдь не «лев», а так, «котёнок»?

  Сюжет в цикл «Сказки, сказы и рассказы».
  «Сказка о волшебном мобильнике»

  Неприметный старый (допотопный) мобильник почему-то долго не выходит из строя. Он то и дело появляется на прилавках магазинов б/у товаров и стоит копейки, становясь всё дешевле.
  Но время от времени он попадает в чьи-то руки. Покупают его люди, оказавшиеся в безнадёжной ситуации, не способные приобрести что-то более дорогое, но отчаянно нуждающиеся в этот момент в «звонке другу».
  Попав в руки очередного бедолаги, этот смешной мобильник с круглым маленьким экранчиком (помните первые «сименсы») волшебным образом круто меняет судьбу своего нового владельца к лучшему, в материальном и статусном смысле. Но, поднявшись на новый уровень социальной иерархии хозяин начинает стесняться своего уродливого гаджетного «дружка» и сдаёт его в комиссионку. Это сразу же сказывается на уровне жизни, человек вообще падает «ниже плинтуса». А мобильник вновь ожидает своего часа в соседстве с «почти новыми» смартфонами, айпадами, айфонами, айподами, планшетами и прочей гаджетной «нечистью». Его снова покупает какой-то неудачник. История повторяется, меняются имена, обстоятельства, лица, но, суть остаётся прежней.
  Наконец, очередной временно «поднявшийся» решает не заморачиваться, и просто выкинуть «это старьё» в мусорку…
 
  Сюжет в цикл «Сказки, сказы и рассказы».
  «Флешмоберы». Рассказ.

  Группа молодых людей развлекается сотворением флешмобов. Они креативны, азартны, иногда скользят по самой кромке общепринятой морали, готовые свалиться в пропасть вседозволенности. О них уже распространяется своего рода «слава», в некоторых кругах дурная, а в иных восторженная. Постепенно развлечение превращается в серьёзное дело, имеющее политический и мировоззренческий смысл. Начинают поступать заказы, замаячили денежные горы. Политика и деньги, откровенная аморальность, граничащая с экстремизмом и уголовщиной некоторых заказов вносит раскол в некогда дружную кампанию. Забрасывается учёба, рушится любовь, выползает предательство… Что затормозит эту энтропию?

  Возможный эпиграф к роману (рабочее название: «До особого распоряжения»).

Мы – из прошлого века,
Нас везде узнают.
За угрюмых таких –
Двух весёлых дают.
            Геннадий Красников.

  Цитата.
  «Есть время, когда открывается нагота истории – нагота отчаяния и экзистенциального сиротства, и только известный Хам и дети Хама не постыдятся осклабиться над лихолетьем и злосчастьем страны». Г. Красников.

  Цитата.
  «Священники, Слава Богу, не пишут хорошей литературы: не только потому, что занимаются другими делами, но и потому, что, по сути, не имеют права сомневаться». Захар Прилепин.
 
  Заметка.
  «Современная писательница Майя Кучерская в рассказе «Кукушка» («Знамя», 2008, № 10) решила задачу описания прихода человека от сомнений к истинной вере (ничего себе Прилепин заявил! – В. Б.) Говорят, эту задачу решил Достоевский в «Преступлении и наказании», а Толстой в «Воскресении» решить не смог – надорвалась художественная правда».
Лихо Прилепин «всем сёстрам по серьгам» раздаёт, а братьям – по бублику. Вот только не братья ему Достоевский с Толстым, ох не братья!

  З. Прилепин о поэтах.
  «…Традиционная поэтическая привычка – самоподзавод и некоторая истерия».
  Это так.
  «Рифмовать «****ец» и «сердец» очень правильно».
Смешно, но всё равно коробит. Ханжество это или воспитание? Воспитание это, как ни крути, сформированные в сознании табу и условности, которые, если явственно мешают жить окружающим нормальным людям, преобразуются в ханжество. Какие выводы?

  Шарясь по Всемирной Инфо-паутине.
  Из аннотации к английскому сериалу по роману «Война и мир» (BBC, 2016. Сайт films-torrent.ru).

  «Актриса Лили Джеймс («Золушка») показывает ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ В РОЛИ НАТАШИ РОСТОВОЙ». Полезная вещь, Интернет, но без критического отношения, которое всегда должно быть в «засаде» здравомыслия, легко и незаметно оглупляет.

  На свежем воздухе, оторвавшись от Интернета.

  Впервые побывал на скачках. Не азарта ради, а любопытства для. Оказывается в моём городе старейший в Сибири и один из почтеннейших в России ипподром – 100 лет в 2015-м. Рассмешила кличка жеребца: ПЕРВОЦВЕТ, сын ПОПУГАЯ и ПОКУПКИ.

  Снова новости Инета.
  Украинцы потребовали от монголов компенсации за «батыев погром». Монгольский хурал ответил хладнокровно-корректно. Представьте пострадавших лично, и мы с почтением рассмотрим вопрос о сумме компенсации.

  Сюжет и идея в цикл «Сказки, сказы и рассказы».
  «Очередь». Рассказ.

  В город привозят мощи очередного святого, точней святой. В церкви выстраивается очередь для поклонения. Длиннющая такая очередь. А зима, а мороз потрескивает. И вместе с клубами пара от дыхания на морозе выдыхаются сокровенные мысли и желания «паломников». Господи, чего тут только нет: от чистого благоговения и исторического интереса, от отчаянной и искренней надежды на чудо спасения ближних, до желания вылечить гемморой на последней стадии без операции. Но мороз, некоторые уж больше часа топчутся. Люди начинают переругиваться, разбираться «кто за кем занимал». Уже подзабыты длинные очереди за продуктами – супермаркетов больше чем школ. А здесь она самая – ОЧЕРЕДЬ. Постылая и слегка страшноватая. К чему? Зачем? Чего ждут? А позиция церкви? А мысли священников? Им, конечно, сомневаться не положено, но учтем же, что в современных семинариях их делают, между прочим, довольно образованными людьми. Они там помимо Слова и Закона Божьего изучают и вполне светскую психологию, философию, историю, правоведение, естествознание, информатику (представьте себе).
  Если за ЧУДОМ пришли, то к чему жалеть своё время, которое иногда и для некоторых – деньги? Впрочем, те, у кого время – деньги, в чудо как раз и не верят.

  Заметка о «прогибе» под время. Возможная идея для рассказа, а может и повести.

  Всегда считал себя тугодумом. Там, где у других дело ладилось в «пять минут», у него уходили часы и дни…. Потому и выбрал философию. Считал, что «работающая» с вечностью, она не предполагает спешки, даже напротив, не приветствует её. Но философом в полном смысле не стал, потому как был всегда эпигоном и популяризатором. Оставалось пересказывать чужие мысли, нередко жестко упрощая их, доводя до понимания тех, кто вообще в большинстве своём их и воспринимать ни в каком виде не желал (но программа навязывала). Короче, преподавал вроде как философию. Но времена стали меняться с ужасающей для него скоростью. Все эти гаджеты, интернеты, инновации (чаще их имитации), «новые методики», вдруг стали для него какой-то «антиреальностью». А ещё этот приказной тон, коим навязывалась эта антиреальность: «К первому числу выдать новую методику!», «огласить предложения по введению инноваций!». Синдром отличника срабатывал как щелчок пристегиваемого к автомату магазина, но постоянно, хронически не успевал, отставание накапливалось. То, что сдавалось в срок – не радовало: «Ой, не то!», «Эх, халтура!». И никому уже не нужна была тщательная проработка текстов и мыслей. Вернее нужна то нужна, но, сроки важнее! Он прогибался под время, пытаясь удержаться на плаву, бесился от того, что кто-то стегает его и гонит не понятно куда, причем тот, кто гонит, тоже не вполне понимает чего надо, а вот чего-то нового, «прорывного»! Выполнять непонятные приказы – это может, где-то нормально в армии, но для преподавания философии мягко говоря странно.
  Одним словом, всё кончилось, как, наверное и должно было, он стал пить, «забивать на идиотские приказы», и его попёрли на пенсию тогда, когда он уже и сам лыжи навострил, так, лишь подтолкнули с горки.

  Заметки. Из лекции по истории советской литературы Дм. Быкова.

  «С перепуганной душой много не напишешь».
  «Конформист – не всегда трус».
  «Начальнички в чистом виде, люди, одним своим видом способные надолго отвадить от любой осмысленной деятельности».
  «Человек, стоящий на цыпочках, долго не простоит».

  Заметка.

  Капитан подводной лодки Маринеско «грабил» библиотеку в военно-портовом городке. «Не могу уйти в море без Есенина»! Маринеско потопил «Густлов» и «Шойбен», – самые большетоннажные немецкие корабли, газетные заголовки надрывались. «Атака века»! «Массовое убийство»!
За алкоголизм Маринеско был разжалован и кончил жизнь снабженцем, – но посмертно канонизирован, как и Есенин.

  Цитата.
  «Культ среди блатных и патриотов. Большой этической разницы между ними нет». Дм. Быков.
  Да ну тебя в жопу, Димитрий! Вот здесь в твоей чудовищной эрудиции точно пробел. Забыл про "сучьи" войны между "вернымы блатарями" и ворами-фронтовиками?

  Цитата. Дм. Быков о Есенине позднем.
«неуклюжий конформизм; сочетание отчаяния с неистребимой расчётливостью».
  Судить легко, тебя в то время сунуть!

  Заметка из повседневности.

  Воскресный вечер. На светофоре – красный. Мы видим, что в обозримом пространстве нет ни единой машины, и переходим улицу. А вот молодые – парочка шестнадцатилетних, стоят и ждут зелёного. Друзья меня спрашивают: «Чего они ждут»? Отвечаю.
– Перед ними три варианта. Ждут правильного. Чего вы хотите. Поколение ЕГЭ.