Тезисы о модернизации образования

Виктор Лёвин 3
    Специалисты признают многообразие путей модернизация образования. Чаще всего эти пути связывают с серией так называемых реформ, с помощью которых образовательная система должна стать адекватной новой социально-экономической реальности, которая формируется в большинстве стран мира. Необходимость модернизации вызывается также кризисным состоянием сложившейся за многие годы образовательной системы.

   Вот один из показателей кризиса. Известно, что верхний слой образовательной системы – это высшее образование, нацеленное на подготовку специалистов высокой квалификации и соединенное с научными исследованиями и разработками. Сегодня в России сотни государственных и несколько меньше негосударственных вузов. В эту систему вовлечено около 4 миллионов человек.Число специальностей, по которым ведется подготовка кадров, составляет несколько сотен. Численность преподавателей в государственных ВУЗах сейчас более двухсот тысяч человек, из которых почти 150 тысяч человек - специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 40 тысяч преподавателей. Однако эта огромная система выпускает специалистов, многие из которых в наше время не находят работу.

    Статистические данные свидетельствуют, что значительное число безработных имеют высшее образование. В 2007 году их почти 10% среди всей массы не имеющих работы. Выше всего их доля в Центральном федеральном округе, около 13%.
    Глобализм и модернизация образования. Западные реформаторы, а за ними идут реформаторы в России, стремятся  внедрить в образование  мировоззренческий и нравственный релятивизм. Так происходит  в условиях, когда воспитание молодежи отделяется от образования. Реформаторы теперь часто говорят, что образование должно дать лишь  набор компетентностей. А эти компетенции указываются рыночными заказчиками.

    Наметилось также стремление к созданию всемирной системы всеобщего образования. Отсюда идет внедрение общих стандартов. Их разработка осуществляется в структурах ЮНЕСКО. И здесь же высказывается позиция о необходимости построения всеобщего образования на основе концепций глобального гражданства.

    Добавление. В 1995 г. ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности, предполагающей «отказ от догматизма, от абсолютизации истины».

     В 2000 году прошел Всемирный форум по образованию в Дакаре. Его главный документ: «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». В нем было предложено осуществить проект «образование для всех» к 2015 г. Только эта рекомендация не реализована в ее полном объеме.

    В 2000 г. ООН обозначило 8 Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые также должны быть достигнуты к 2015 г. Цели обозначены. А где достойные результаты?
 
    Образование и бизнес. IT образование. Процесс информатизации образования сегодня все больше затрагивает сферу бизнеса. Потребности в кадрах ИТ-специалистов возрастают. Широко развивается дистанционное обучение. К нему есть большой интерес со стороны специалистов в области электронного бизнеса. Считается, что работники данной сферы являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией. И теперь все большее количество компаний начинают использовать возможности интернета для повышения квалификации своих сотрудников.

    По некоторым оценкам совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения достиг в США 1,5 млрд. долларов. Американские компании сами готовы инвестировать во внутрикорпоративные системы дистанционного обучения. Подобные системы системы созданы такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.

    Запущен в действие портал дистанционного обучения компанией Ford. В электронной библиотеке этого ресурса содержится более 400 тыс. наименований учебных средств, в том числе 1,5 тыс. интерактивных учебных курсов, 1,9 тыс. электронных книг, сотни периодических изданий, а также внутрикорпоративные документы. С помощью портала 300 тыс. сотрудников компании по всему миру повышают свою квалификацию и получают доступ к справочной информации.

    Помимо обучения своих сотрудников, ряд транснациональных корпораций готовы выступить меценатами, инвестируя в общий профессиональный рост рынка. Как известно, корпорация Intel ежегодно выделяет более $100 млн. на поддержку науки и образования, стимулируя тем самым, подготовку квалифицированных специалистов для отрасли информационных технологий и создание новых университетских программ по передовым технологиям. С апреля 1997 г. до настоящего момента корпорация израсходовала более $4 млн. долларов на поддержку научных и образовательных программ в странах СНГ.

    Новая действительность вызывает новые потребности в реформировании системы образования. Россия тоже идет по этому пути. Но темпы этого движения все еще отстают от темпов мирового развития.