Правильно пройти, где нельзя

Виктор Комосов
(Ответ по мотивам рецензии на рассказ «Мои несколько слов о традициях Кавказа», анализ некоторых манер поведения с гопниками и нового бойцовского стиля – «костяная нога в гипсе» из рубрики «Тропинка босяка»)

                ч.1

    Читатель Димитрий Крылов так пишет о своих впечатлениях: «Вы правы Виктор, чужие народные традиции следует уважать, даже если они тебя удивляют или огорчают. А четкий раздел на мужские и женские дела меня даже радует. Мужчины Кавказа, думаю, никогда не позволят своим Женщинам заниматься "мужскими".
 
    По поводу традиции иногда выходило забавно. Идешь ты по улице и не оборачиваешься на свист или окрик "Эй, мужик!".  Старики ведь учили: "Не оборачивайся, это не тебе кричат, ты казак". И это будто в тебя впиталось потому, как это тоже – традиция. …Кавказ, думаю, стоит уважать именно за верность традициям».

    И Вы правы, Дмитрий, но юмор реальности в том, что лучшие повара Кавказа - мужчины! Например, никогда не видел, чтобы кавказская женщина жарила шашлык. Это даже смешно писать. Хотя, приготовление пищи здесь принято считать женским трудом. Таковы реальные парадоксы местных традиций. Достойно восхищения искреннее радушие хлебосольного гостеприимства этого народа и их весёлые застолья, где подчёркнуто, царит дух взаимного уважения. Почитание старших – тоже отличный пример поведения.

                ч.2

    А по поводу окрика "Эй, мужик!", желательно учиться не доводить уличную ситуацию до этого. И тут масса предварительных способов: сменить свою походку на уверенную поступь, регулярно бывать в спортзале, владеть приёмами и средствами самообороны (это через "пиджак" потом будет всем видно, смеюсь), трезво оценивать обстановку и свои возможности (желательно, не ходить там, где твои кулаки не смогут провести своего хозяина мимо «преграды»).

   Если очень нужно пройти там, где нельзя, то, как вариант, нужно правильно выбрать время или надёжную компанию для сопровождения. Нет ничего постыдного в том, чтобы вовремя свернуть на другую улицу, но делать это нужно спокойно и без лишней суеты. Даже, если краем глаза, неуверенный в своих силах, пешеход заметит резкие движения в свою сторону, и услышит за спиной топот погони, то тут быстрая пробежка, скрытая углом улицы, может оказаться очень полезной для здоровья. Дальше нужно будет действовать по обстановке и личным возможностям.

    Если, это территория частного сектора, то совершенно будет нелишним перемахнуть через забор и скрыться в глубине чужого двора, удерживая в поле своего зрения развитие дальнейшей обстановки и другие заборы, для отступления. : )) (смеюсь) (Для примера, мой рассказ «Тропинка босяка. Благородный чечеловский Волк»). Если, погоня возникла в условиях многоэтажной застройки, то там тоже можно отыскать укромные места и спасительные заборы. При их отсутствии, профессионалы-выживальщики советуют два варианта обороны в экстремальной ситуации. Один из них предполагает шумно привлечь к себе внимание местных жителей. В качестве крайней меры, для этой цели можно и витрину разбить. Наличие свидетелей или сработавшая сигнализация могут охладить пыл преследователей. Если этого не произошло, то неподготовленному к бою человеку, рекомендуют не оказывать противодействия грабителям, чтобы не спровоцировать у них дополнительный всплеск агрессии или желание применить оружие.
 
   Второй рекомендованный вариант адресован людям, владеющим навыкам самообороны, но вступившим в неравный бой. В этом случае тоже допускаются любые доступные способы привлечения свидетелей, но он отличается тем, что обороняющийся должен занять выгодную для себя позицию. Например, узкое крыльцо подъезда может уменьшить количество нападающих одновременно, если защитить свою спину его дверью. Так же выгодно можно использовать преимущество ограниченного пространства ступенек лестничного пролёта, если удастся пройти кордон домофона.

   Всё это конечно, нежелательные крайние меры, до которых лучше не доводить, гася их в самой начальной стадии. Тут иногда одного правильно сказанного слова или уверенного вида может оказаться вполне достаточно. Реальная жизнь далека от кино и не предполагает стопроцентно гарантированных геройских сценок в стиле Брюса Ли.

                ч.3 Новый бойцовский стиль - «костяная нога в гипсе»

   Вдогонку, мне вспомнился случай подготовки одного такого непобедимого бойца.  Ко мне обратился за советом мой старый знакомый, Володя Сослуживцев (назову его так). Он просил научить его базовым навыкам самообороны. Случай оказался непростым потому, что очкарик Володя имел существенный физический изъян – проблемы с правым коленным суставом.  Поэтому, при ходьбе, ему приходилось слегка волочить свою ногу. Его левая  была в полном порядке и хорошо сгибалась, позволяя своему хозяину даже присаживаться. Эту анатомическую особенность я положил в основу его базовой стойки для оборонительного поединка. Данная мера была вынужденной потому, что Володя не мог стремительно перемещаться и эффективно увернуться от ударов, хотя, в целом, его физическая подготовка позволяла дать достойный отпор, в память об усиленных занятиях лёгкой атлетикой (в буйной молодости). Силушка в его руках осталась отличная. Бойцовского духа и решимости к победе тоже было в избытке. Жгучее желание, относительно полноценно, вернуться в общий мужской строй – надёжная мотивация к действию и новому стилю жизни.

  Из всего этого наследия, мы с ним слепили новый бойцовский стиль - «костяная нога в гипсе». : )) (смеюсь) Физически, Володя не мог быть полноценным каратистом или борцом, но использовать элементы этих единоборств ему «мама не запрещала». : )) (смеюсь) Раскрывать все подробности моего «патента» не буду, но остановлюсь на описании базового принципа поведения новой активной защиты. Главной моей задачей было увести голову и корпус Володи с удобной и привычной линии атаки. Упорными тренировками мы отшлифовали до автоматизма его первый шаг обороны. С этого момента своей новой жизни, Володя научился хладнокровно реагировать только на реальный удар, летящий в его сторону. Дождавшись не обманного, а настоящего движения кулака или ноги противника, Володя резко выдвигался навстречу, быстро просев на согнутой здоровой ноге. Под атакующую руку он подныривал, а движение ноги рикошетировал.   Увернувшись от удара, он тут же  начинал атаку агрессивной конечности нападающего, жестко и болезненно её блокируя. Если такой возможности у него не было, то он наносил встречные удары по уязвимым местам нижней части корпуса своего противника, стремясь уподобиться стилю энергичного лесоруба.

    К этой манере поведения в драке, у Володи был припасён и запасной «парашют» в виде борцовских мероприятий продолжения своего оборонительного «банкета». Главное в этом ратном деле - увести агрессивного соперника из привычной, для него, среды «боевого обитания». В этом месте вынужден отметить, что стиль «костяная нога в гипсе» годится только для поединка с одним противником. Для успешного «общения» с несколькими противниками он совершенно не годится. Мне так казалось, но Володя нечаянно провёл смелый эксперимент и доказал, что успех добывается не числом, а умением. Как говорят в таких случаях: «Главное бокс на память знать».

   Как-то раз, он со своим компаньоном, был в командировке и заскочил вечером расслабиться в ресторан местного пошиба. Как они там усиленно «отдыхали» за столом, я могу только предположить. Плюс к этому «гурманскому таинству», наверняка, примешался колорит его товарища – бравого представителя спортивной рукопашной секции, который после пятой рюмки водки, начинал жаждать встречи с опасностью потому, что просто тыкать вилкой в салат ему уже наскучивало своим однообразием. На мой взгляд – не самая лучшая компания для такого «благородного» места, как ресторан.

   В общем, как бы там ни было, но в какой-то момент, «отдых» пошёл не в то русло и завязалась перепалка между нашими командировочными и местной шпаной, с соседнего столика. Скорее всего, зачинщиком или активной «почвой» для провокации был товарищ Володи, но как-то так получилось, что в самый жаркий момент он умудрился «нечаянно» замешкаться. Это привело к тому, что Володя оказался в первых рядах уличного «партера», когда его вывели на свежий воздух для разборок, но спектакль не состоялся потому, что он там себя слишком бесстрашно и мужественно повёл. Оказавшись в самом центре внимания, Володя нисколько не испугался. Стоял прямо и уверенно. Абсолютно спокойным движением снял свои очки и ровным хрипловатым голосом спросил у нападавших, кто из них имеет самые большие к нему претензии. Прямо, как в ковбойском фильме. Думаю, что поначалу это очень комично должно было выглядеть со стороны. Кто-то из толпы резко замахнулся на крепкого очкарика-хромоножку, но тот даже не пошелохнулся и не моргнул глазами потому, что, как тренированный бульдог был натаскан реагировать только на настоящий удар. Такая непоколебимая решимость приглянулась местной босоте, неожиданно зауважавшей стойкого очкарика. Они бы его зауважали ещё больше, если бы знали, что это боец с единственным «патроном в обойме», готовым сразить только одного нападающего.

   Когда я слушал этот момент командировочной истории, то ощущал сильный дискомфорт чувств. В этой глупой и непродуманной ситуации была и моя вина. Совесть говорила, что я не учил Володю бездумно кидаться на рожон, и тем более в пьяном порыве. Этот уровень «сна» разума не позволяет человеку найти правильные и веские слова, чтобы разрулить опасную ситуацию без единого «выстрела». Настоящий боец должен уметь правильно оценивать обстановку и выбирать место для поединка. Во время усиленных тренировок я вселил в него излишнюю самоуверенность, но одно дело доброжелательный спортзал и совсем другое состояние ждёт человека в реальной обстановке улицы без правил и чести. Хотя, в этот раз произошло исключение – местная шпана имела свои представления о понятиях доблести. Им приглянулась отчаянная смелость очкарика, настолько, что они предложили вместе распить мировую. Мало того, они помогли командировочным благополучно добраться до гостиницы. Особенно моему Володе это пришлось кстати потому, что после дополнительной пьянки его очки сильно «запотели» и он принялся «хромать» на обе ноги.

   В общем, «хорошо то, что хорошо заканчивается», а то было бы, как в моём рассказе «Тропинка босяка. Зимняя куртка «московка» – силища в драке». Когда меня («желторотого» сорванца поучили взрослые босяки): «…  Мне удалось сделать полтора шага мимо них,… И я повис, безвольным болванчиком, в воздухе. Одной рукой!! Тот, что уступил мне дорогу, поднял меня вверх, ухватившись за ворот «московки». Уровень «бойца» у меня был такой высокий в тот момент, что ноги даже не доставали до земли! Левой, свободной рукой, мужичок крутанул меня в воздухе так, чтобы увидеть мои наглые глаза, но в них он не обнаружил даже намёка на хамство – только кураж озорной дури неопытной молодости. Время тогда для меня немного остановилось.

    Дальше события развивались стремительно и неожиданно. Крепкий мужичок крутанул меня обратно, и я ощутил, невероятной силищи пинок под зад. Мой полёт был не долгим, но далёким, как говорится в известном анекдоте: «видать к дождю». Каким-то чудом мне удалось сохранить равновесие при приземлении, и не упасть. Не оглядываясь, я продолжил свой прерванный путь.

    За моей спиной послышался громкий дружный хохот толпы. Все просто катались со смеху. Своим дурацким поступком, я, вероятно, снял опасное напряжение и разрядил взрывоопасную обстановку. Уголовная «стрелка» опять легла в дипломатическое русло мирных переговоров, а я только шагов через десять позволил себе испугаться – на таком расстоянии уже никто не заметит мои дрожащие коленки».
    В ресторане Володя мог уверенно повторить мой юношеский «подвиг». Хотя, уже для его возраста было бы несолидно так жизни учиться. :  ))) (смеюсь)


Продолжение в: "Должно быть страшно, а становится весело"  http://proza.ru/2019/06/25/646