Записки экскурсовода Ч. 10 Эпоха барокко

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/05/31/104

Моя очередь проводить экскурсию. Встречаю новую группу. Здороваюсь - не отвечают. В чём дело? Все сердитые, раздражённые, лица красные, движения резкие. Оказывается, они стояли за билетами на летней жаре три часа!.. Да ещё какие-то недоразумения на контроле. Возбуждённые люди начинают обрушивать своё недовольство и возмущение на меня. Сохраняя полное спокойствие, говорю: "Давайте начнём наше путешествие в прошлое, а потом вернёмся к настоящему..."

Веду на белую Парадную лестницу, начинаю свой рассказ и вижу, как эти измученные жарой и нервотрёпкой люди постепенно успокаивается. Идём дальше по залам - лица светлеют, буквально на глазах разглаживаются сердитые морщинки, недовольство сменяется улыбкой. Волшебная терапия красоты. В конце экскурсии передо мной абсолютно другие лица. Прикоснувшись к прекрасному, эти люди изменились, стали добрее и красивее. Ко мне подходит женщина, у которой в глазах стоят слёзы: "Я в первый раз услышала слово "барокко", я не знаю, как это выразить, но всё это (она волнуется) это так... красиво! Нет, необыкновенно!  Я как будто во сне!"

Разве можно ждать большей награды за мои труды?


Что же такое БАРОККО?

Это художественный стиль между Ренессансом и классицизмом,  один из главенствующих стилей  в период, охвативший примерно   150-200 лет, с конца 16-го  до конца 18-го века. Барокко покорило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской  Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18-ом  веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке).

Родина барокко - Италия, откуда этот художественный стиль  распространяется по всей Европе. Но в каждой из стран Западной Европы наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции - это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты.

В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений: в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; это скорее "обароченный" классицизм, чем само барокко.  В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в 17-ом веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины 17-го века.

Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое "ультрабарокко").

Когда мы произносим слово "барокко", то сразу представляем пышный, роскошный дворец, иллюзию перспективы,  драматизм   движения,  текучесть сложных, обычно криволинейных форм  и внутреннее художественное убранство с обильным использованием витиеватых узоров, включающих различные завитки и цветы. Узоры украшают простенки, мебель, пол, потолок, рамы зеркал, посуду.


 Но все ли знают, что само слово "барокко" в начале своего существования было почти ругательным?

Использование термина со стороны критиков и историков искусства началось со 2-й половины 18-го века, причём в негативном смысле. Эрнст Гомбрих, австрийский и английский историк и теоретик искусства,  писал: «Слово „барокко“, означающее „причудливый“, „нелепый“, „странный“... возникло... как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем XVII века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом „барокко“ они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице».

Происхождение слова "барокко" вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское   pеrola barroca — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в 17-ом веке. В итальянском barocco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы - силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью. Существуют и другие предположения о происхождении этого слова.

Ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

И только в конце 19-го века произошла переоценка этого вычурного стиля. И слово "барокко" заняло своё достойное место в словаре художественных терминов.

Барокко присущи яркие краски, богатая игра света и тени, сложные изогнутые очертания архитектурных  элементов. Барокко открывает совершенно новые возможности стены. Стена как бы лишается самой главной своей черты – надёжности и монументальности, приобретает небывалую прежде пластику и динамику.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для 16-го века стали новые географические открытия, Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца".

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества, свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом.

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.      

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину 18-го века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрёл некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как "русское барокко" и отличался от европейского более простой структурой  архитектурных композиций.  Вместе с тем русские архитекторы активно использовали яркий цвет и колористические контрасты в окраске, включая золочение.

 Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов.

 Ярким олицетворением барокко стали  дворцовые  ансамбли  Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе.



Иллюстрация: Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Святого Карла у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667). Архитектор Франческо Борромини.

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/07/16/88