Вырывая клочок души

Валерия Коренная
Выросла в Москве. С 1975 года - ведущая программы "Ровесники" Всесоюзного радио. В 1985 г. окончила актерский факультет Школы-студии МХАТа. Работала актрисой в Театре "Сатирикон", в Драматическом театре им. К.С.Станиславского в Москве.
С 1990 года живет в Нью-Йорке. Автор и исполнитель песен. Выпустила музыкальный альбом "...И было утро", компакт-диск "Качели моего двора", сборник стихов "Попытка пробуждения".
Выступает с сольными концертами.
В Нью-Йорке вела программы русскоязычного радио WMNB и "Эра". Ведущая новостей телевидения WMRB (Нью-Йорк, 2000-2001гг.) В настоящее время - ведущая программы новостей "Мир сегодня" на телевидении RTN/WMNB, программы "У нас в гостях" (прямой эфир со звездами российского кино, театра, эстрады).

- Валерия, вас знают как исполнителя собственных песен, поэта, актрису, ведущую новостных программ телевидения. После публикации в "НРС" (уикэнд, 11-12 октября 2003) вас узнали еще и как писателя. В газете напечатан фрагмент вашей прозы "Пасьянс длиною в жизнь", видимо автобиографический.

- Конечно. Я назвала это полуавтобиографической повестью. Героиня- не Валерия, а Женька (тоже непонятно, с каким именем - то ли мужское, то ли женское), но вся повесть основана на реальных фактах из моей жизни.

-Еще ведь есть такие "промежуточные" имена - Валя, Саша. .

- Но имя Женька мне показалось наиболее близким мне, Валерии Коренной. Все, что в повести описано - это и есть моя жизнь.

-Там такой очень смешной фрагмент есть: во время спектакля "Так победим!" во МХАТе героиня-актриса наблюдает со сцены за Л.И.Брежневым, который посетил спектакль и сидит в "царcкой ложе". Причем автор пишет, что на маразматические ремарки Брежнева актеры на сцене давились смехом и веселились вовсю. Не страшно было в те годы?

- Я была в том прекрасном студенческом возрасте (и остальные 60 человек массовки, все студенты), когда всё это воспринималось нами смешнее и смелее, чем такими актерами, как Калягин, Киндинов, Бурков... Для них, заслуженных и известных, это была действительно катастрофа. А для нас - спектакль с нашим участием и с участием Брежнева. ГЕНСЕК управлял огромной державой и если он вызывал смех на сцене, то это могло закончиться для смеющихся нехорошо. Это понимали такие мастера, как Калягин. Кстати, я не видела ни одного воспоминания тех, кто был в тот вечер на сцене, об этом событии в сатирико-юмористическом ключе. Вспоминала как-то в газете вдова Буркова как о каком-то жутком событии, поскольку после этой истории у Буркова были проблемы с сердцем.

-Описанная вами сцена напоминает фрагмент из капустника. У меня осталось ощущение, что и весь текст задуман в том же духе.

- В повести пять главных действующих лиц. Все они достаточно узнаваемы. Все живут здесь, в США, у всех была бурная жизнь "там". Они друзья, это одна компания. И судьба сводит их на одной съемочной площадке, где происходит какое-то действие, там снимается последний дубль какой-то картины. И между этими дублями мы ретроспективно возвращаемся в их прошлую жизнь. Как эта прошлая жизнь складывалась, чтобы воплотиться в жизнь настоящую, - в этом и сюжетная суть повести.

-Кстати, о причинно-следственной связи, то есть о том, как жизнь "там" сказывается на жизни в Америке. Можно ли продолжать заниматься поэзией, сочинять песни, полностью этому отдаваться "здесь", как, допустим, отдавался этому до отъезда в США?

- Все зависит от внутреннего ощущения, от состояния. Для меня эта связь есть. Другое дело, что здесь более узкий круг любителей, в данном случае, авторской песни. Попса и идет легче, и на попсу идут легче. А над авторской песней нужно работать не только на сцене, но и в зале, и я всегда предупреждаю зрителей: сейчас вы будете работать. Не сидеть, откинувшись на спинку кресла и бездумно отбивать ногой такт, а работать, соучаствовать. Я всегда говорю: "Я пою не для всех, а для каждого". При этом интересно, чтобы авторское исполнение воплотилось и в какое-то сценическое действие. Выступление, которое пройдет в "Миллениуме" 8 ноября, будет первым моим авторским сольным концертом в большом зале, и я надеюсь, что это будет интересно, потому что хочу сделать из него спектакль. Кроме меня, в концерте будут принимать участие замечательный скрипач Сережа Рябцев, гитарист Александр Алабин и певица Ирина Фогельсон, ее многие прекрасно знают. Она будет исполнять одну из моих песен и еще споет очень трогательную песню об актерах.

-Здесь ведь есть большой круг людей, которые интересуются авторской песней. Два раза в год тысячи любителей этого жанра собираются на слеты в штате Нью-Йорк. Как вы считаете, они готовы только слушать себя и вспоминать сотни песен Визбора, Городницкого, Никитиных, Высоцкого, Окуджавы, Галича, Кукина, Шаова и других, или, узнав о том, что вы выступаете, могут до отказа забить зал "Миллениума"?

- С удовольствием приглашаю их на концерт. Потенциально эта публика может заполнить зал.

-Ну, если они могут на своих слетах заполнить летное поле...

- Когда идет целенаправленная реклама таких слетов - одно дело. А когда речь идет о большом зале, то для многих это не ассоциируется с местом, где должна звучать авторская песня. Ведь для нее более характерны интим, небольшая компания, для кого-то еще важен костер, ночь, звезды.

- Есть известная фраза: "Большая литература - это когда читатель настолько же талантлив, как и писатель". Для меня то, о чем вы поете, о чем поет Вероника Долина, связано с философией текста и мысли. Но ведь многие здесь, в иммиграции, от этого отходят. Ваш зритель тоже должен напряженно мыслить и существовать, иначе он просто будет далек от того, о чем вы поете. Но здесь меньше общаются, собираются, меньше прочитывают книг и меньше над ними задумываются. Насколько узок здесь круг тех, кто готов слушать умные, сердечные, нередко непривычные тексты?

- Я думаю, что это проявление здесь, в иммиграции, черствости души, которая появляется, как накипь. Есть проблемы ежедневные, рутинные, они у всех существуют, но надо же в какой-то момент уметь их отметать. Для того, чтобы душу свою все-таки открыть. Я люблю, когда душа оголена и люблю общаться с людьми, которые с такой же оголенной душой готовы ко мне обратиться.

-Не мешает ли вашему творчеству ежедневная работа на телевидении в новостной программе? Я недавно беседовал с посетившим США Виктором Шендеровичем, и он говорил о том, что у творческого человека голова не должна быть забита актуальной информацией. Когда Шендерович начал разбираться, кто какие фракции представляет в Госдуме России, когда он начал размышлять о процессах, происходящих в Кремле, это начало серьезно мешать ему в писательской работе.

- В театре мы играем разные роли, и я для себя решила, что эта - на ТВ - еще одна моя роль. Роль ведущей телевидения, которую я с большим удовольствием исполняю, и мне это не мешает. Скорее даже помогает, поскольку каждая новая роль что-то новое в результате дает. На сцене я в другой роли, дома - в третьей, и так далее.

-Сегодня, особенно после 11 сентября 2001 года, существует тенденция говорить об очередном мировом потопе, о гибели цивилизации, о войне религий. Темы невеселые. Не влияет ли на ваше творчество этот общий трагический фон?

- Безусловно, на нас оказывают влияние события, которые происходят, но творческий человек переводит все события на себя. Поэтому стихотворение, написанное мною после 11 сентября, лежало, не поверите, два года нетронутым. У меня не было желания на этой общей трагической волне публично его читать. И только перед концертом, посвященным двухлетию трагедии, я залезла в компьютер и его обнаружила: "Ты знаешь, мама, в этот день всё было так же..."

-Что в вашем творчестве было вначале - поэтическое слово или музыкальное дело?

- Папа мой был замечательным гитаристом, но на мне, как говорится, природа отдохнула. Я не окончила музыкальную школу, не получила никакого музыкального образования. Тем не менее взяла гитару и, как многие дети в 12-13 лет, стала бренчать в подворотне на трех аккордах. Тогда я бренчала, естественно, чужие песни, но потом в один прекрасный день взяла и написала сразу музыку и стихи. Есть стихи, которые никогда не лягут на музыку, но у меня сегодня такой проблемы нет: с годами как-то так получается что, одновременно рождаются и текст, и музыка.

-Кто из бардов для вас послужил примером, импульсом для творчества?

- Особняком стоит Владимир Семенович Высоцкий. То, что будет всегда во мне, то, что является для меня абсолютным идеалом в этом жанре - по душе, по разрыву аорты. И по тому, КАК это доносилось зрителю и КАК это было написано, ведь его песни удивительно читаются и с листа. В отличие от многих авторов-исполнителей, в его творчестве ни за одну строку не стыдно.

-Наверное, Высоцкий вам ближе Окуджавы, Галича, Визбора еще и потому, что он актер?

- Конечно, Я считаю, что поющий актер (кстати, Визбор тоже) воспринимается и любим разными поколениями еще и потому,что к написанным песням добавляется удивительное актерское исполнение.

-Кстати, как вы готовитесь к выступлению? Песня написана - и что потом: репетиции перед зеркалом, отработка тех или иных жестов и поз?

- Никогда не стою перед зеркалом, никогда не репетирую. Каждая написанная песня как заведенная пластинка: она крутится и крутится в голове. Я никогда не знаю, как буду вести себя на сцене. Я никогда не строю мизансцен, если это не касается большой сцены, и не думаю, как я буду выглядеть. Наверное, это и помогает каждый раз исполнять песни по-новому. Мне необходимо всякий раз снова ощущать в эту минуту и секунду - эту строчку.

-Когда актер выходит на сцену, он работает среди декораций. Автор-исполнитель обычно выступает без декораций. Можно ли сказать, что зритель на таком концерте - и зритель, и декорация, и партнер по выступлению одновременно?

- Отчасти - да. Зритель, приходящий на концерт авторской песни, одновременно и соучастник этого концерта. С другой стороны, концерт в "Миллениуме" 8 ноября предполагает и декорации, и экраны. Со мной работает художник Михаил Бесчастнов и, во многом благодарю ему, концерт можно будет определить как моноспектакль.

-Существует ли у вас какая-то стратегия и тактика, благодаря которым вы можете удерживать внимание зрителя в течение всего спектакля?

- Прежде всего подбирается репертуар в расчете на то, что одна песня либо будет сильнее предыдущей энергетически, либо она будет ослаблять предыдущую. Но ведь никогда не знаешь, как это пойдет. У меня есть определенный порядок, но многое зависит только от меня, стоящей на сцене в эту минуту. И еще - от массы мелочей и случайностей. Песни выстраиваются как общий спектакль, но и внутри каждой песни существует своя драматургия. Поскольку большинство моих песен драматичны, хотя есть и веселые, то все строится на болевых точках, когда вырываешь клочок души.

-И еще один вопрос напрашивается сам собой. Пригласите ли вы на свой концерт вашу дочь?

- Конечно, приглашу. Она все время спрашивает: "Мама, а буду ли я на концерте?" Ей семь лет. Она знает все мои песни наизусть и всегда мне подпевает.

- То есть она может выйти на сцену и провести концерт вместо мамы?

- Может, если еще научится петь как следует. С трех лет она начала петь то, что мама написала, то есть ребенок вырос не на колыбельных, а на маминых песнях.

-Кстати, вы не планируете - в существующей традиции - выйти на сцену вдвоем?

- Великолепно для домашнего капустника, но на сцену должен выходить тот, кому есть что со сцены сказать.

- Слышите ли в свой адрес критику со стороны дочери?

- Нет, критики еще не слышала. Она обычно первый слушатель моих песен. Я что-то напишу, спою ей и спрашиваю ее мнение. Она отвечает односложно вроде: "Грустная".

-Что это значит?

- Это значит - хорошо.

-И никакого негатива?

- В основном, ей песни нравятся.

-Как было бы легко жить, будь все критики такими!

- Да, от других критиков тогда можно и отказаться, хотя, честно говоря, без них ведь тоже было бы скучно.


Побеседовал Геннадий Кацов
"Теленеделя".
Ноябрь 2003 г. Нью-Йорк