Поездка на Леринские острова - 2

Лана Сиена
       === Остров Святого Онора или остров исполнения желаний ===

       До острова Святого Онора я доплыла не через несколько минут или месяцев, а через несколько лет. И всё-таки ступила на берег в совершенно мокрой одежде, хотя и прибыла на пароме и с зонтом.

       В тот год меня оперировали в Онкологическом институте имени Герцена. Это сейчас я понимаю, что мне повезло - оказалась в нужное время в нужном месте, в том смысле, что попала вовремя к хорошим врачам. А тогда земля уходила из-под ног, рушились планы и надежды. Больше всего переживала, что сыну придётся отказаться от мечты и поступления в институт. Как я могла это допустить? Пришлось бороться.

       Выход из наркоза как всегда был тяжёлым. Я даже не могла вспомнить своё имя, а это страшно. Со всех сторон надвигалось нечто ужасное, поглощая и разлагая всё вокруг на красные и зелёные треугольники. Я почувствовала, что тоже превращаюсь в безымянную красно-зелёную субстанцию. Но я же не камень, не амёба и даже не инфузория туфелька. А кто я? Вспомни!

       Называя разные имена, пыталась за что-то зацепиться, чтобы осознать, кто «я» есть. Как потом выяснилось, произносила имена не родных и близких (мне их перечислила медсестра на следующий день), а «дальних», практически незнакомых людей. Главное, что я вспомнила и только тогда пришла в себя. С тех пор уверена, случайных людей в нашей жизни не бывает, а имя человеку дается не просто так.

       Когда меня перевезли в палату, накрыли одеялом и ушли, голова ещё кружилась, и очень хотелось пить. Неожиданно в закоулках памяти всплыл остров Святой Маргариты, цветущая вишня и узник в чёрной маске. Его безымянность и одиночество пронзили какой-то вселенской печалью, и я поняла, в чём состояло настоящее заключение всеми отвергнутого и забытого человека. Из последних сил сопротивляясь многотонному одеялу, я перевернулась на бок, надеясь уменьшить тошноту. В палате никого не было, и никаких бутылок с водой или стаканчиков на тумбочках.

       Через некоторое время я ощутила чье-то присутствие. Какое-то шарканье или скорее лёгкое шлепанье сандалий. Когда разлепила ресницы, из палаты выходил кто-то очень маленький, и почему-то не в белом, а в сером халате с капюшоном. На спине крупными русскими буквами красовалась надпись ОНОРА. Вероятно, мой мозг был ещё, что называется, воспалён. Поморгав пару раз, на ближайшей тумбочке я заметила стакан с водой. Утолив жажду, я решила больше не откладывать посещение острова Святого Онора.

       Позже я вновь пыталась перенести поездку, ссылаясь на нехватку времени и средств, и шутила над своими видениями после наркоза. Но когда врач сообщил о неутешительном прогнозе, я написала заявление на недельный отпуск и улетела в Ниццу, забронировав недорогие апартаменты.

       Первые дни лили дожди. Сообщали даже о затоплении береговой зоны в районе Жуан Ле Пена. Для поездки на остров времени практически не оставалось. Не дожидаясь, пока затопит весь берег, ранним утром я заказала такси до Каннского порта. Расписание изменили, катера и паромы ходили редко, желающих почти не было. Мне предложили подойти через пару часов. Как только я открыла зонтик и вышла на дорогу, из резко затормозившего минивэна, окатившего меня водой, вывалились шумные английские дети. Оказалось, это шотландцы - две семьи с детьми из пригорода Эдинбурга. Всего их было около десяти человек. Они путешествовали в начале июня по жаркому Провансу, а когда решили позагорать и поплавать на Лазурном побережье, ощутили себя в любимой Шотландии. Вскоре подошла ещё пара туристов, и примерно через двадцать минут мы отплыли от берега.

       Остров Святого Онора расположен чуть дальше от Каннского порта, чем остров Святой Маргариты, словно прячась за ним, и вдвое меньше. Проливной дождь закончился, когда мы обогнули Святую Маргариту, и словно по волшебству появился цветущий зелёный красавец с крутыми скалистыми берегами.

       Над островом было облачно, но пока мы высаживались и осматривались, солнце уже выглядывало и посмеивалось над нашими зонтами и мокрой одеждой.

       Оставив шумных шотландцев, я направилась на юг в сторону Леринского аббатства. Остров казался тропическим и необитаемым. Пряные сладкие ароматы цветов и экзотических растений, высокие пальмы и сосны, ласкающий ветер и потрясающе нежная музыка. В отличие от музыкантов с острова Святой Маргариты, здешние птахи постепенно сменялись, предоставляя певческую партию новому солисту, не нарушая гармонии. Думаю, именно таким должен быть рай. Но ведь это можно прочувствовать только на земле. Не так ли? Вероятно, за ответами меня и влекло на остров Святого Онора.

       Сложно представить, что когда-то его называли «мертвым» и старались избегать. Что же случилось, когда отшельник Онора ступил на берег внушающего страх острова и как оживил его? И почему остров считался мёртвым? Здесь без географическо-исторического экскурса не обойтись…

       До V века на острове (он назывался Лерина) практически не было источников пресной воды, а вся его территория кишела ядовитыми змеями. По легенде Святой Онора взмолился и попросил Бога о помощи. Легенда ли это (а у Святого был другой способ) или это всё-таки вопрос ВЕРЫ, но все змеи умерли. Их тела на жаре начали разлагаться, и над островом поднялся удушающий смрад. Монах Онора был твёрд и смел. Он верил, что Господь не оставит его в беде, если он продолжит молиться и не покинет остров. Он молился несколько дней, и тогда на помощь явился Ангел и велел забраться на высокую пальму. Вскоре вокруг острова поднялись высокие волны и смыли все нечистоты. Когда вода отступила, Онора спустился и восславил Господа, держа в руках пальмовую ветвь, как символ победы Творца и человека над мерзостью запустения.

       «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Так может быть, ВЕРА – это сила желания? Точнее, одна из ипостасей ВЕРЫ – это Сила Желания?

       Во всяком случае, мужественный Онора верил и желал, и в итоге - он разыскал и открыл родники, и через некоторое время на остров потянулись другие монахи. Вскоре был заложен Леринский монастырь, который существует и по сей день.

       История монастыря, основанного в 410 году, не менее интересна, чем жизнь его создателя. Здешние монахи отличались особым аскетизмом, а некоторые из них впоследствии стали архиепископами Арля – сам Онора (за два года до смерти), Кесарий и Иларий. В VIII веке Леринское аббатство считалось одним из самых влиятельных в Европе. Канны, будучи небольшим рыбацким поселением, также подчинялись аббатству. А пальмовая ветвь, возвестившая победу, стала символом процветания всей местности.

       В период расцвета монастырь и его земли на побережье стали слишком лакомым куском для пиратов, генуэзцев и сарацин, и постоянно подвергались нападениям. В 732 году все монахи были убиты и монастырь захвачен. Французам с трудом удалось выбить разбойников с острова, но пятиэтажный форт для защиты от нападений с моря был построен только в конце XI века. К сожалению, в 1789 году, во времена Французской революции, Леринское аббатство было закрыто и практически разрушено. И лишь в 1859 году монахи ордена цистерцианцев восстановили и отстроили нынешнее здание монастыря.

       К нему-то я и приближалась, наслаждаясь красотой природы. Аллея с высокими пальмами привела к входу в аббатство, возле которого приветливо радовала глаз лаванда. На душе стало теплее, будто эти милые нежные цветы специально здесь распустились раньше, чем в Провансе. Осматривая территорию старинного аббатства, я представляла, как тысяча шестьсот лет тому назад Святой Онора искал родник и сражался со змеями.

       Как и тогда здесь было безлюдно, но мне - спокойно и уютно. Проходя мимо церкви, я не удержалась и зашла в открытую дверь. Приятная прохлада и полумрак. Лишь разноцветные блики отражались от витражных окон. Привыкнув к темноте, я приблизилась к скульптуре Богородицы, опустила монетку в ящик для пожертвований и зажгла свечу.

       Рой мыслей, словно вся жизнь пронеслась за секунды, хотя наверно, я находилась вне времени и пространства. Что-то разжалось внутри меня и вырвалось наружу. Слёзы текли сами по себе, и я не могла их остановить. Когда услышала тихий голос и почувствовала тепло и лёгкое прикосновение к моей голове, я не вздрогнула и не испугалась. Наоборот, постепенно успокаиваясь, даже поняла, что у меня спросили. Молодой священник терпеливо выслушал мой лепет, переходящий с английского на русский, и снял свою ладонь только тогда, когда я закончила всхлипывать. Он прочитал какую-то молитву и дал несколько ценных советов.

       Из церкви я практически выпорхнула, словно сбросила невероятно тяжёлый груз. Слёзы моментально высохли, а внутри я ощутила бесценный дар, покой и гармонию. Мне хотелось взлететь.

       Кстати оказалась башня, расположенная слева от монастыря. С неё открывались великолепные виды острова. Буйная растительность вдоль берегов и изумрудная нива виноградников вокруг монастыря. Небольшие поля лаванды, оливы и эвкалипты, сосны, пальмы и множество неизвестных мне цветов и растений.

       На таком живописном фоне средневековые часовни из каменной кладки смотрелись таинственно и романтично, даже те, которые находились в процессе восстановления. Сохранился также старый форт, веками защищавший остров от набегов пиратов, сарацин и генуэзцев.

       Я обошла весь остров, где разрешено ступать смертному человеку, посетила старую крепость, зарядилась энергией и потрясающими впечатлениями. Некогда «мёртвый», а ныне - цветущий остров красив и ухожен. Оазис тишины и гармонии. Это не только покровительство Святого Онора, но и трепетное отношение, и неустанная забота трудолюбивых монахов. Несмотря на свой статус и подчас тяжелую работу они очень приветливы. В настоящее время в аббатстве проживает около тридцати монахов. Они служат Богу, возделывают землю, выращивают оливки и занимаются виноделием. Монахи острова обрабатывают восемь гектаров виноградников. Иногда собирать виноград им помогают паломники.

       Монастырские вина славятся превосходным качеством и поставляются во многие рестораны на Ривьере, а названы они именами святых: Saint Honorat, Saint Pierre, Saint Sauveur, Saint Lambert, Saint Cesaire, Saint Salonius. Вина можно купить в магазинчике при монастыре. Здесь же продаются оливки и оливковое масло, мёд, сувениры и замечательные монастырские джемы и ликеры: апельсиновые, лимонные, мятные и другие.

       Совершив мыслимые и немыслимые покупки, я прекрасно пообедала в ресторане La Tonnelle, наслаждаясь видами и дегустируя монастырское вино. Мелькнула мысль - в пятом веке на «мёртвом» острове отшельник Онора добыл пресную воду, а его последователи уже несколько столетий превращают эту воду в вино. Чудо свершается, когда есть ВЕРА – Сила желания – Трудолюбие.

       По заросшей тропинке я спустилась к морю, устроилась на камнях и до вечера любовалась невероятными оттенками бирюзы и лазури, дожидаясь последнего парома.

       P.S. Святой Онора был похоронен в Арле в часовне святого Генеста. При его погребении епископ Иларий Арелатский произнес: "Если саму любовь можно было бы выразить наглядно, то, кажется, её следовало бы изобразить в честнейшем лице Онора". Мощи Святого Онора находятся в кафедральном соборе Граса, а в Леринском аббатстве в позолоченном ковчеге под престолом северного придела монастырской базилики хранится частица его мощей.

       9 марта 2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя Святого Онора «святителя Гонората, епископа Арльского» было внесено в месяцеслов Русской православной церкви.

       === Рекомендации для путешественников ===

       Прибывать на остров можно в любом настроении, вернётесь на «большую» землю Вы совершенно другим человеком и в прекрасном расположении духа. Можно взять с собой собачку, но держать её на поводке. А вот купальные костюмы лучше оставить в отеле, чтобы не было соблазна. Курить и громко шуметь на острове запрещено.

       Остров Святого Онора небольшой, заблудиться невозможно. Для посещения закрыта только его восточная часть. Не переживайте, что зайдёте в «запретную зону» - увидев забавный знак «Вход только для монахов», Вы вспомните, что ещё не всё посмотрели и продолжите осмотр острова.

       Леринское аббатство и старая крепость - обязательны для посещения! Можно также посетить музей острова и действующую церковь.

       Если Вы уже проголодались, на острове Святого Онора открыто два ресторана: La Tonnelle (ближе к порту с прекрасной кухней) и Les Canisses (быстрого питания – не советую). Не проходите мимо ресторана La Tonnelle! Свежайшие морепродукты, оливки, фрукты и монастырские вина. Не бюджетный вариант, но цены не заоблачные. И что может быть ценнее живописного интерьера – кристального синего моря, скалистых берегов и экзотических растений?

       Без бутылки вина из монастырской лавки уйти невозможно, хотя цены достаточно высокие. Вино острова – эксклюзивно, оно должно стоить дорого. Но если Вы, путешествуя по Франции, хотите приобрести превосходное вино за меньшие деньги, ничего нет лучше, чем отправиться в регион Бордо. Например, в городок Сент-Эмильон. Там можно договориться о бесплатной дегустации в любом магазине и увезти целую коллекцию замечательного вина.

       === Осуществляйте свои мечты, какими бы странными и неисполнимыми на первый взгляд они не казались!  ===