Ты меня береги. Поёт Валерия Коренная

Валерия Коренная
Что ни говори об эпохе гласности, а она позволила поэтам, художникам, музыкантам искренне говорить о том, что накипело на сердце. Не потому ль отчаяние, мучения, надрыв получили "гражданские права" в советском искусстве? Это видно из кинофильмов Киры Муратовой, из стихов покончивших с собой поэтов Александра Башлачева и Игоря Поглазова. Но в то же время в советском искусстве входит в силу поэзия романтики преодоленного надрыва. Это выделяет и отличает стихи Беллы Ахмадулиной, песни, которые исполняют на свои же слова артисты молодого поколения.
К лучшим из последних принадлежит не так давно прибывшая в Америку Валерия Коренная. Из песен, напетых ею на кассете "И было утро", видно, что исполнительница (Валерия Коренная) и автор музыки, слов и аккомпанемента на гитаре - одно и то же лицо. Я не люблю слово "бард". А этим словом в Соединенных Штатах нередко представляют Валерию Коренную. Мне гораздо более по душе слово "менестрель". Оно более подходит к Булату Окуджаве, которого и в Нью-Йорке, и в других городах Америки с нетерпением ожидают его почитатели, и к Валерии Коренной особенно. В Соединенных Штатах ее еще мало знают, но уже успели оценить и полюбить.
И как певица, и как гитарист, и как поэтесса, и как композитор Валерия Коренная - профессионал высокого уровня. Еще важнее, что женственность и большое обаяние - драгоценное достояние творчества Валерии Коренной, помимо внешних данных очаровательной певицы. Я попросил Валерию Коренную записать те слова, из напетых на двустороннюю кассету песен, которые ей самой ближе всего. И она написала:

Простите грешницу за все грехи:
За поздние свиданья над Невою,
За то, что не своя среди своих,
Среди чужих не становлюсь чужою.

За то, что не труслива, а вольна,
Что не смущаюсь, оказавшись рядом
И не боюсь напиться допьяна
Случайно встреченным, нескромным взглядом.

Простите, что прощаю подлецов,
Что только другу подлость не прощаю.
Простите, что смеюсь в лицо
И с недругом сижу за чашкой чая.

Простите, что прощаюсь поутру,
Что не болею одинаково за всех.
Простите, что когда-нибудь умру,
И это будет мой последний грех.

А вот отрывок из песни "И было утро", которая, по замечанию самой исполнительницы, задает тон всей кассете.

И было утро. Понедельник. И боль в виске.
И жизнь висит - почти без денег - на волоске.
Застыли стрелки на циферблате прямым углом.
Я говорю, но так некстати, так не о том.

Так невпопад, что даже страшно. Наборы фраз,
Тебе ненужных, и мне не важно, который час.
Который час мы вместе. Ладно. К чему слова?
Не дождь, а ливень, и то отрадно. Июнь. Москва.

Когда я впервые услышал Валерию Коренную, я разговорился с ней и узнал, что она прежде всего драматическая актриса. Ее помнят и по театру Райкина, и по театру им. Станиславского, и по выступлениям на телеэкранах и кино.
Главное в этой кассете - противопоставление канцеляризму советской речи извечных общечеловеческих чувств. Этим и трогают слушателя такие песни как "Ты меня береги". Лирическая нежность и человечность в любви и страсти противопоставляется Валерией Коренной грубой чувственности и бытовому хамству.
Кассета Валерии Коренной только что поступила в продажу. Но, судя по всему, кассете этой обеспечен успех у всех трех эмиграций.

Вячеслав Завалишин
" Русская жизнь Сан-Франциско".
9 марта 1991г.