Хлеба и зрелищ

Наталья Руф
На сегодня представление закончилось. Наконец-то можно отдохнуть - все тигры на месте.  За последний месяц устал даже я, сорокалетний мужчина. Темные круги вокруг глаз перед представлением приходится замазывать гримом. А поседевшие виски, по словам уборщицы тети Маши, добавили к моему образу сильного и смелого дрессировщика, дополнительный шарм.
    Семь с половиной часов напряженного труда с утра до вечера. По три представления в день. Все для того, чтобы заработать немного денег, которых едва хватает на скромную жизнь.
Конечно, мне все надоело, но пока для меня это единственный источник дохода.
    Зато очень упитанный пятидесятилетний хозяин цирка, стоящий надсмотрщиком на каждом представлении над душой артистов, получает от каждого представления огромную прибыль.
    Ведь люди рвутся в цирк, где на каждом представлении тигры и львы разрывают на глазах зрителей нескольких человек. Зал сидит в оцепенении, когда на арене разливаются лужи крови, валяются оторванные части тел. Разъяренные звери рычат на зрителей, огрызаются на каждую команду дрессировщика и нехотя покидают арену.
    Завершающая часть программы – выходит администратор и глухим от горя голосом приносит публике свои извинения и соболезнования родственникам погибших на представлении. И до души каждого зрителя доходит ужасный факт, что только сейчас он сам был свидетелем трагедии – гибели здоровых прекрасных людей в расцвете сил, в результате несчастного случая. И самое примечательное – это все произошло на их глазах.
    Люди любят кровавые зрелища, хотя и не признаются себе в этом. Как завороженные, несколько тысяч человек, притихшие, почти бесшумно выходят из зала, чтобы завтра снова на последние деньги купить билет и испытать еще раз леденящее чувство причастности к кровавой расправе. Такова природа «человека разумного»: с древних времен жаждущего хлеба и зрелищ!
    Многие из зрителей, имея минимальные доходы, жертвуют хлебом, не покупая достаточно еды своим семьям, но вновь и вновь приходят в этот цирк. И каждый раз заключают пари – сколько артистов погибнет на представлении.
    Ужас   смерти завораживает сознание, вид крови и растерзанного тела вызывает тошноту, но билетов не хватает! Количество желающих попасть в зал, растет лавинообразно.  Люди хотят платить за зрелище, несмотря на то, что хозяин поднимает оплату, особенно за места в первых рядах.
    Сначала скандальная ситуация с растущим количеством несчастных случаев привлекла внимание правоохранительных органов. Но после визита в цирк Комиссии по факту проверки массовой гибели людей на представлениях было установлено, что люди в труппе все живы, ни один не подвергался даже минимальной опасности.
    Леденящие душу, растерзанные тела на арене, это всего-навсего реквизит, создаваемый по образу и подобию человека.  Компания по производству биороботов специально по заказу дирекции цирка разработала серию ТЛ-1. Их делали примитивными, без способности мыслить. Они могли только быстро двигаться и издавать крик на повреждение целостности оболочки тела. Жидкость, похожую на кровь, заливали в систему трубок, проходящих по всему телу. Конечно, компания завышала стоимость роботов, но хозяину цирка все равно было выгодно.
    Причем копии человека выполнены настолько реалистично, что даже в растерзанном теле невозможно увидеть фальсификацию. Хозяин в качестве доказательства представил останки биороботов с искусственными мышцами и скелетом из пластмассы. А также оформленные договора на поставку данного вида реквизита.
    После составления акта проверки, в ходе которой проверяющие не выявили нарушений, хозяин попросил членов комиссии сохранить коммерческую тайну своего заведения.
    Естественно, за молчание полагалось приличное вознаграждение. Пока члены комиссии обдумывали предложение, я, по приказу директора, положил перед каждым конверт с деньгами и по два билета на вечернее представление. Конечно, на лучшие места первого ряда.
    Хозяин встал, поблагодарил за понимание и попрощался с каждым членом комиссии, улыбнувшись и подав руку.
    На вечернем представлении рядом с ареной сидели члены комиссии со своими женами и вместе с остальными зрителями, содрогаясь от ужаса и омерзения, глядя на мучения растерзываемых «людей», кричавших от ужаса и боли.
    На лицах страх и отвращение, но ни один из восьми ответственных лиц не отказался поставить свою подпись под актом, подтверждающим, что нарушений они не нашли.
    Смерть всегда притягательна, когда это не касается лично тебя. С арены на тебя смотрят из-за сетки желтые глаза свирепых хищников, но с острых клыков капает не твоя кровь и рвутся не твои мышцы, и не ты в последний раз видишь затуманенным взглядом этот мир! В миг, когда от боли отключается мозг.
    А главное, если перед представлением зритель правильно заявит количество погибших, то сможет из кассы получить по окончании представления перед уходом кругленькую сумму. Правда, может и проиграть, но тогда пробует выиграть на следующем представлении. Столько соблазнов сразу!
    Хватит философствовать, нужно проверить рабочих, раздающих корм хищникам. Они должны обязательно насыпать в мясо вкусовую добавку, которой каждый раз натирают перед выходом биороботов.
     Иначе хищники не обратят на запах пластмассы никакого внимания.  Они и так всегда уходят со сцены разъяренные, тем что им подсунули какую-то дрянь.  Поэтому бегут с арены в свои клетки, зная, что их ждет мясо с тем же запахом, но настоящее.
    Сейчас они сидят в клетках, сытые, тихие и смирные. Прохожу мимо, а они нежно порыкивают, как будто приветствуют меня. 
    Вот мой любимец, старый тигр Цезарь. Я вырастил его когда-то из крошечного полосатого котенка, и он любит меня беззаветно и каждый раз подставляет мне свою голову.  Треплю его жесткий загривок, а он блаженно жмурится и мурлычет, как обыкновенная настоящая кошка.
    Остальные питомцы ждут своей очереди, прижимая к решетке свои массивные головы. Перед приездом комиссии я больше всего переживал, что их объявят людоедами и уничтожат, но все обошлось.
    Пора домой отдыхать. Завтра опять трудный день. Ну вот опять весь коридор загородили ящиками с привезенными куклами в человеческом облике!    Придется ждать, пока их занесут в комнату, распакуют и намажут вкусовой добавкой.
     Причем мне-то всегда нужно держаться подальше, чтобы от меня не пахло этой гадостью. Не могу за тигров поручиться, как они поведут себя: разорвут они меня из-за этого запаха или нет.
    Дома я прекрасно отдохнул. После ужина смотрел новый фильм «Желтый убийца» и уснул перед головизором. Утром, открыв глаза, ужаснулся: рядом с моими коленями пристроился огромный лев, немигающими глазами уставившийся на меня!     Только через несколько секунд, до меня дошло: вчера фильм кончился, и до утра застыла голограмма последнего кадра.
    Утро, пасмурное и дождливое, встретило меня на улице, не прибавив ни грамма оптимизма. Я брёл, поливаемый мерзким, холодным дождем, по мокрому тротуару против воли. Больше всего хотел оказаться снова дома под теплым одеялом.
    Но в цирке все шло своим чередом, прыгали гимнасты, сновали пестро одетые клоуны, в зале гудела публика, рассаживаясь по местам.  Солидно, живот вперед, с любимым пушистым котом на руках, по коридору прошествовал директор в комнату, где специалисты оживляли – включали следующую партию искусственных людей. Не доверяя никому, он всегда присутствовал при этом сам. И до последнего момента только он знал, сколько роботов будет разорвано сегодня на арене. Ведь от этого зависели его доходы.
    Переодевшись в концертный костюм дрессировщика, я вновь изображал бравого молодца с плетью и пистолетом. Прошли первые два представления, публика была довольна, и, выходя из зала, тихо переговаривались:
     – Вот это зрелище! Столько трупов и крови! Я, наверное, еще раз схожу, посмотрю.
    Ни один из них не думал об участи тех, кого растерзали тигры. А я не могу смотреть перед представлением на биороботов, которым уготовано уничтожение. Они как люди, ощущали себя живыми, ходят, сидят, ждут своего выхода на арену.  Им объясняют, что они должны идти бороться с большими кошками и загнать их в клетки.
     Господин директор проводит инструктаж, не договаривая, что их главная задача - умереть на арене, стонать, обливаясь кровью. Они доверчиво выслушивают задание, безоговорочно выполняя его. Набивают карманы хитрому хозяину ценой своего существования.
    Мне жутко смотреть, как они бесстрашно выходят на арену по очереди, абсолютно не понимая грозящей им опасности, и возвращаются за кулисы в виде пожеванных кусков.
     Это я знаю, что тигры рвут пластмассу, а публика? Публика наслаждается выбросом адреналина в кровь при виде смерти!
    Я скоро не буду переносить людей! Мерзейшие создания. Смерть других - для них способ достижения цели и развлечение! Если бы только в цирке!
    А в революциях и войнах? Гибнут миллионы людей из-за столкновения интересов нескольких правящих особей. Человечество на Земле всю историю вершит кровью!
    Я шел по коридору перед вечерним представлением и в открытую дверь комнаты увидел роботов, стройных улыбающихся молодых парней в ярко-синей униформе, ждущих своей очереди идти на сцену.
     Один из них наклонился и гладил кошку директора, она ластилась к его ногам и не понимала разницы между ним и человеком.
Взгляд его голубых глаз был настолько осмысленным, что мне показалось - он так же разумен, как и я.
      Боже, зачем же их делают такими похожими на людей? У меня окончательно испортилось настроение: вот сейчас он взял кошку на руки, гладит ее, а через час спокойно пойдет в клетку к могучим хищникам, и они разорвут его на потребу толпы.
    Так я промаялся до представления, и когда на сцену выполнять порученную директором работу пошли юные, сильные биороботы, один за другим превращаясь в бесформенную кровавую массу с раздирающими душу криками, я отвернулся, чтобы не видеть, как они умирают. Про себя я решил:
     – Больше здесь работать не буду. Не могу. Хватит!
    Вдруг я услышал голос директора:
      – Спасите! Помогите, пожалуйста!
    Быстро обернувшись, вижу, что он убегает с котом на руках прямо в зал, в публику. Его огромным прыжком догоняет Цезарь. Валит на ступени лестницы, отрывая от извивающегося тела огромный кусок.
    Белые от ужаса зрители, молниеносно, давя и топча друг друга, разбегаются кто куда.
    В ту же секунду я поднял пистолет и, не раздумывая, выстрелил в своего любимца. Он обмяк и затих. Тихо лежала и его жертва.
     Мне безумно жалко тигра, но не директора. Толстяк лежал весь изодранный, защищая своего кота, которого Цезарь вырвал у него из рук и раскусил. Так и умер мой рыжий любимец с окровавленным котом в пасти.
    Появились стражи порядка и начали искать виновного. Рабочие все как один говорили, что озабоченный директор во время представления два раза забегал в комнату для роботов. Было такое впечатление, что он кого-то искал. Потом пытался выйти на арену, всех обругал и кинулся пересчитывать кровавые останки роботов.
     В это время кот директора, оставшись без присмотра, попал на арену вслед за приласкавшим его роботом и зашел в клетку с тиграми. Директор, нарушая все правила безопасности, открыл засов и кинулся за ним, схватил кота и тут же выбежал. Но тигр, мой любимый Цезарь, оказался проворнее и выскочил следом.
    Значит, директор виноват сам – нарушил правила техники безопасности, обязательные при работе с хищниками.
    Рабочие вспомнили, что еще до представления видели кота на руках у одного из биороботов, натертого со вчерашнего дня специальной вкусовой добавкой. И кот стал пахнуть также притягательно для тигра.
    Значит, директор погиб случайно из-за кота. Расследование закончилось, виновных не оказалось.
    На следующий день наследник - племянник директора, объявил нам, работникам цирка, что цирк он продает, и мы можем идти на все четыре стороны.
    Я собирал свое нехитрое имущество в гримерке. Вдруг, открыв шкаф, увидел голубоглазого биоробота, который, притаившись, смотрел на меня с опаской.
     Я обрадовался, значит, он жив!
     – Выходи, что ты здесь делаешь?
     – Прячусь. Не хочу закончить свое существование. Я видел, как звери начали рвать первого ТЛ -1, потом второго. И спрятался, чтобы не быть разрушенным.
    Ведь толстый мужчина искал меня, чтобы выгнать туда, к зверям.  ТЛ -1 все ушли, а он еще бегал, хотел найти меня.
     Какой смысл меня уничтожать? Я ТЛ -18, сам конструирую роботов ТЛ-1, поэтому меня можно использовать более рационально.
    Я удивился:
     – Если ты ТЛ -18, почему тебя привезли сюда вместе с ТЛ-1? 
     - Я помогал отгружать ТЛ -1. Готово было только шесть единиц, а требовалось семь, поэтому решили меня отключить и отправить нужному клиенту, который платит много денег.
    Он помолчал:
     - Когда я увидел, что звери разрушают ТЛ-1, то вышел из перехода в клетку, закрыл засов и спрятался в шкафу.
     Ведь согласно второму закону робототехники робот не должен допустить, чтоб его уничтожили. Поэтому я не выполнил приказ человека и решил спрятаться.
    Вот теперь мне все стало понятно: ТЛ -18 спрятался в моей гримерке, а директору не хватало одного робота до запланированного количества погибших – он рисковал потерять крупную сумму. Найти пропавшего робота он не смог.
     Затем, увидев в переходе из клетки на арену своего кота, испугался за него, потерял бдительность: открыл клетку и вбежал схватить его. Но, не знал, что от рук робота кот тоже имел запах, на который реагировали тигры. Выскочить успел, но запереть дверцу на засов не смог – тигр оказался проворнее.
    ТЛ- 18 спросил у меня:
     – Может я нарушил первый закон робототехники, причинив вред человеку своими действиями?
Или нет? Что теперь со мной сделает мой хозяин?
    Он сидел, глядя на меня голубыми грустными глазами.  Обыкновенный парнишка. 
    Я улыбнулся ему:
     – Ты теперь свободен! Человек, купивший тебя, чтобы уничтожить на арене, сам виноват в своей гибели. Пойдешь со мной? Вдвоем мы не пропадем!
     – Конечно, если это возможно.      
     – Теперь ты мой друг, ТЛ-18. Как же тебя назвать? А если Толик? 
     – Мне нравится.
     – Тогда пора домой. Все будет хорошо, Толик!

                Май 2016 года.

Следующее произведение автора:http://proza.ru/2018/12/08/708