Найти фотографию!

Галина Александровна Романова
Юбилей кафедры «Технология литейного производства»  МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского проходил 25 декабря 2007 года в дружеской обстановке: в литейной лаборатории собрались работники кафедры, её выпускники, представители авиационных предприятий. И, конечно, собравшиеся с особым теплом вспоминали руководителей кафедры, педагогов, стоявших у истоков её создания.

На одной из стен лаборатории – портреты всех корифеев кафедры. Нет, не всех. Виктор Сергеевич Моисеев, заведующий кафедрой, с сожалением отметил, что не удалось найти фотографию А.Я. Радина, а должен, обязательно должен быть среди других и его портрет, ведь много лет отдал Александр Яковлевич работе здесь.
«Не может быть, чтобы ни у кого из выпускников не осталось карточки, - подумала я. – Найти фотографию! Обязательно найти. Но где искать?»

Возвратилась после юбилея на родной завод и поняла: конечно, у нас, на Балашихинеском литейно-механическом заводе. Искать у литейщиков БЛМЗ, потому что именно БЛМЗ стал вначале источником создания литейной кафедры в МАТИ, а потом и одним из главных потребителей выпускников. Завод привлекателен для студентов тем, что на нём отливаются и алюминиевые, и магниевые, и титановые отливки с использованием различных методов литья для авиационной и других отраслей. Это всегда давало хорошую перспективу для профессионального и карьерного роста. Таких уникальных отливок, как на БЛМЗ, не делалось, пожалуй, нигде.

Перебираю в памяти выпускников тех лет. В.Л. Капнинская, В.В. Фёдоров, Г.Т. Шпак, В.П. Феклисов, Т.П. Шкроб… Стоп! Татьяна Петровна Шкроб – выпускница кафедры, много лет руководившая на БЛМЗ бюро алюминиевого литья. Профессионал-литейщик, постоявший и за чертёжным кульманом конструктора, проектируя методики, и у плавильных печей, внедряя индукционную плавку, разные методы рафинирования. Звоню – и сразу попадаю в точку! Будет фотография!

И вот я в гостях у четы Шкробов. Муж Татьяны Петровны, Владимир Николаевич, - тоже выпускник литейной кафедры МАТИ, окончивший институт с отличием. Много лет проработал он главным металлургом на заводе «Рубин» в Балашихе. Владимир Николаевич тут же перехватывает инициативу. И перед нами большая фотография на картоне 82-й группы (1954-1959 г.г.) кафедры «Литейное производство» технологического факультета Московского авиационного технологического института. В верхнем ряду - профессорско-преподавательский состав. Заведующий кафедрой – Михаил Владимирович Шаров.

«Это один из зачинателей литья из лёгких сплавов на БЛМЗ и вообще в стране», - начал свой рассказ Владимир Николаевич, показывая на фото М.В. Шарова. И тут же вспомнил Бориса Трофимовича Крысина, великолепного главного металлурга БЛМЗ, авторитетнейшего литейщика в авиационной отрасли, непосредственно связанного с кафедрой МАТИ. Не одним десятком выпускников были написаны дипломы под руководством Б.Т. Крысина. Он стал и первым учителем, производственным наставником Татьяны Петровны. Главным инженером БЛМЗ был тоже литейщик – Иван Матвеевич Кащенко. Я узнала, что дипломную работу Владимир Николаевич делала под руководством своего любимого и глубоко уважаемого преподавателя Марии Федотовны Никитиной.

- А тему своего диплома вы помните? – спросила я.

- А как же! – последовал ответ. – «Влияние состава формовочных смесей на плотность и механическую прочность отливок из сплава АЛ-8». Кстати, результаты этой работы сразу же были использованы на заводе «Рубин» при отливке колёс гидросамолётов с черновым весом до 660 кг. Наши преподаватели так читали лекции, что я помнил и использовал их в своей работе всю жизнь. До сих пор помню лекции А.Я. Радина по десульфурации чугуна. То же самое подтвердила и Татьяна Петровна, уточнив: «А.Я. Радин читал нам теоретические основы металлургических процессов».
Мы долго смотрели на фотографию Александра Яковлевича – фотографию, которой пока не было в фотогалерее литейной кафедры МАТИ.

- И каждый преподаватель – любимый. Особенно М.В. Шаров и А.П. Гудченко. Конечно, помимо М.Ф. Никитиной, оторвав взгляд от общего фото, сказал Владимир Николаевич. А потом, улыбнувшись, продолжил:

- Мало того, с Александра Яковлевича Радина началась моя профессиональная жизнь! Я приехал в приёмную комиссию МАТИ с опозданием, так как в Ставрополье задержались документы на мою золотую медаль. В институте предложили учиться на литейщика или сварщика. Ко мне, стоявшему в растерянности, подошёл проходивший мимо выпускник и предложил показать литейную кафедру. И первое, что я здесь увидел, - это расположенная по всей стене система определения газов в форме и металле. Это было детище А.Я. Радина. Эта система поразила меня! А тут ещё я увидел микроструктуры слитков. И я понял, что здесь стоит учиться.

- Почему вам нравится эта профессия? – поинтересовалась я у обоих инженеров-литейщиков, видя, с какой любовью они рассматривают свои архивы. Здесь и свидетельство Татьяны Петровны о присвоении звания «Лучший инженер БЛМЗ». И книга «Металлические модели» А.С. Ложичевского с дарственной надписью «Участнице 15-й конференции СНТО МАТИ». И институтская газета «Авиационный технолог» 1957 года со стихотворением Владимира Николаевича. Та же газета, посвящённая 25-летию МАТИ. И медали Владимира Николаевича за успехи в металлургии, орден Трудового Красного Знамени, которым его наградили в 1988 году за участие в работах по запуску «Бурана».

- Самое главное, что это не ремесло, а серьёзная наука, - сказал Владимир Николаевич. – Ждёшь, когда ночь кончится, чтобы идти на завод, увидеть, что же получилось в результате вчерашней заливки.

- А я хочу сказать, что это и ремесло, и наука, - дополняет Татьяна Петровна. – Опыт в литье очень важен. Здесь, кроме всего прочего, сплавляются знания инженеров и умение рабочих. Много вопросов, сюрпризов приносили сложные отливки. Нашёл решение – победа, удовлетворение!

- А ещё нам нравится, что на этой кафедре мы нашли друг друга! – это слова обоих Шкробов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Судите сами, стоило ли искать фотографию. Вот она передо мной, переснятая с фото 1959 года в отделе по связям с общественностью БЛМЗ, переведённая в электронный вид и распечатанная на принтере с современного компьютера. На ней – Александр Яковлевич Радин. Его портрет займёт достойное место в ряду тех, кто отдал свою жизнь, свой профессионализм и любовь к своему делу, работая на кафедре «Технология литейного производства» МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского. А я ещё раз скажу спасибо судьбе за то, что меня считают своим другом Татьяна Петровна и Владимир Николаевич Шкробы, которых много лет назад  учил человек, фото которого так нужно и сегодня.