Герой вернулся..

Алекса 22
Я собиралась выключить комп как неожиданно увидела сообщение знакомой что меня ищут! Очень удивилась и открыв нужную страницу прочитала удивительное просто :
11 июля поисковым отрядом "Поиск " Кардымовского района на территории урочища Пищино (Соловьева переправа" были подняты останки красноармейца, имя которого удалось установить: Большаков Вадим Васильевич, 1918 года рождения, место рождения - г.Иваново, есть адрес - Спортивный переулок, 22/10, указана родственница - "тётка Дубова Лидия". Призывался из Москвы в 1941 году. Считается пропавшим без вести с января 1944 года.
С бойцом был также знак "Снайпер" (Осоавиахим).
С самого раннего детства и всю свою жизнь с родителями я слышала рассказы отца о его старшем брате Вадиме.В его словах и воспоминаниях было столько тепла и чувства восхищения и боли от потери…В моем сознании укрепился образ такого прекрасного человека .Отличник во всем .Спортсмен и прекрасный стрелок.Душа компании!Пример для братьев во всем.Особенно для моего отца который был младшим.Столько удивительный историй .Как отец сидел на палисаднике и ждал брата до темна ,а тот подкрался сзади и свалил его,потом сгреб в объятья .О том как Вадим посадил сирень под окнами дома,которую отец в память о нем пересадил в наш двор когда мы переехали.Эта сирень до сих пор жива и стала играть для меня ещё более важную роль.Потом отец часто вспоминал ироничные стихи Вадима которые он прислал в телеграмме им :Вадим Васильевич Большаков летал выше облаков -просил денег у богов! Боги в деньгах отказали …Только позднее я поняла смысл этой телеграммы и трагичность.Многое стерлось из памяти но осталось это чувство сильной любви к брату !Вызывающее восторг и уважение.
Война.В первые же месяцы войны Вадим погиб.В это никто не хотел верить! Родители братьев не выдержали такую страшную потерю и один за другим покинули этот мир.Отцу было 14 лет когда это произошло..В его памяти осталась страшная картина как он бежит за грузовиком на котором увозят тело его матери…Война ….Умерших хоронили в общих могилах…Я не знаю где покоятся мои дедушка и бабушка…Двое братьев остались на попечении двух старых дев ,теток ,родных сестер по матери.Заправляла всем в доме младшая из сестер Лидия Львовна ,хозяйство вела и была в услужении средняя Евдокия Львовна .Не могу сказать как складывались отношения между ними ,но впоследствии Юрия отправили в Москву на учебу в Архитектурный институт .И Лидия Львовна сшила из своего пальто ему костюм.Отец после окончания школы пошел в Энергетический техникум, а потом в Текстильный институт.Не знаю правда ли но от соседей в последствии стало известно что Лидия Львовна была экспрессивной особой и часто устраивала скандалы по удобному случаю швыряя тарелки в стену .Сестра её наоборот же была кроткого нрава и любила младшую сестру из всех сил.Из переписки и старинных открыток я позже поняла что моя Бабушка Татьяна Львовна вышла замуж за человека к которому испытывала чувства её сестра Евдокия.Что и как там произошло неведомо нам.Василий Федорович Большаков проживал в доме моей пробабушки Елены Ефимовны жильцом.Он был управляющим в крупном магазине галантереи.По рассказам моего отца он был настолько честным и порядочным ,что хозяин доверял ему полностью и часто оставлял все на него. Пробабушка моя сдавала комнаты и была хозяйкой дома .У Дубовых в центре города на улице Пески были три дома и в одном из них располагалась самый лучший магазин «ОПТИКА».Но моя пробабушка вышла замуж не за того человека за которого её сватали и была лишена части наследства и получила лишь дом.В последствии ,не знаю причин ,Лидия Львовна властная приняла решение о перевозе дома в другое место .Дом перестроили и в одной половине жила семья моей бабушки и трое сыновей,а в другой две её родные сестры.
Я сама не знаю почему ,но мне не давало покоя то, что дядя Вадим пропал без вести и ничего о нем неизвестно! Когда посыпались истории чудесных и необычных историй о розыске и встречах воинов ВОВ. Я не понимала Я подала заявку в передачу «Жди меня» и ещё куда только смогла. Я не верила конечно в успех ,но что то ,словно какая то сила меня не оставляла в покое и толкало на розыск!И благодаря этой заявке меня нашли волонтеры и поисковики Смоленской области.Тот звонок настолько потряс меня! Я не могла даже подумать какое чувство счастья охватит меня !!!Поговорив с волонтером Натальей я заплакала.Всю ночь я не спала,а под утро проснулась потому что на ум пришли строчки…Они шли словно из души и я вскочила чтобы записать их.Сердце стучало и слезы текли по щекам.Не важно было как складывалась рифма и что получилось,в них было словно послание….
Не могу я с волнением справиться
Может большее на меня возложено...
Донеслось через гущу времени
Словно кто то окликнул по имени
Тихо,Тихо,так очень вкрадчиво:
Ты услышь меня Таня милая!
Я вернулся с полей сражения!
И не зря ты как мать моя названа
Чтобы встретить бойца на Родине
И отдать по заслуге почести..
Так уж в жизни нашей начертано
А уж сверху то точно видно все !
Я мечтал вернуться с победою!
И всегда стремился быть первым!
Но война это битва за Родину!
Это бой не на жизнь а на смерть!
Это боль,потери ,месиво...
Страшное адское зрелище ...
И теперь я поклоном низким
Вам потомки скажу С п а с и б о !!!!
Успокоился я и отмучился !
Заждались меня братья и матушки!
И отец что умер от горести...
Я вернулся спасибо что верили !!!!! Я вернулся спасибо милые!!!!!!!!
Дальше три дня эйфории и затишье…Мне перестали звонить,все успокоились ,а я не знала что мне делать с нахлынувшими воспоминаниями и чувством радости что переполняло меня.Спасибо прекрасному человеку волонтеру по призванию Наташе что все эти дни поддерживала меня и всячески помогала.Мы с ней послали запрос в архив и выяснили что Вадим родился в 1918 году и что ему как раз исполнилось бы 100 лет.Я нашла грамоты Вадима,во всех он был на первом месте в соревнованиях по стрельбе и легкой атлетике,и узнала что он закончил Московский политехнический институт и сразу после защиты блестящей диплома пошел добровольцем на фронт.Со слов жены брата Юрия я узнала, что Вадим сделал важное открытие связанное с производством как раз нашего края текстильного по красильному оборудованию.И после защиты диплома не смог навестить тетушек и братьев, послав телеграмму в стихах,уехал на фронт….Все фрагменты постепенно сложились .Меня переполняла гордость за дядю!Так хотелось кричать от радости и прыгать от счастья.Но мои родные особенно не проявляли радости …Я списалась с командиром поисковиков Кардымовского района по дальнейшим действиям .Он дал координаты поисковика Сергея который непосредственно поднял останки дяди! Это было так волнительно! Я позвонила Сергею и он рассказал удивительную историю ! Что нашел дядю у дороги ,далеко от места где они вели раскопки.Сказал что сотни раз проходил мимо и словно какая то сила его заставила остановиться!До слез все это было трогательно !Мне хотелось продолжения !Казалось все просто и понятно.Меня спросили о том где бы я желала захоронить дядю и я конечно заявила ,о том что безусловно на Родине!Мысль о том ,что тетушки наконец то встретят любимого племянника ,а отец мой любимого старшего брата, просто давала силы и двигала вперед!И как всегда началась череда долгих дней ожидания и волокиты.Поисковики и администрация Кардымовского района писали нашей администрации но понимания не нашли и как всегда возникла проблема в деньгах.Не было у нашей администрации средств чтобы перевести останки героя на Родину…Так все это было несправедливо и обидно до слез! Я никогда ничего не просила у государства ,оставшись сиротой почти в 14 лет я уже поняла что с неба ничего не капает и за все нужно платить.Сначала дата передачи останков дяди была определена поисковиками на 23 сентября и приурочена она была к празднованию освобождения Смоленска от фашистов.Я очень ждала этого ,но потом поняла что ничего не получится .Посмотрев в сетях как празднично произошло празднование и передача останков другим родственникам я расплакалась как ребенок…Написав Наташе волонтеру я начала искать выход .Написала письмо губернатору области нашей и получила отказ!Хотя писала в форме не прошения а словно делилась радостью такого собятия! Считала что для города нашего это тоже должно было быть событием важным.Но мне сухо ответили что ни по какой статье не могут оказать мне помощь….Потом я записалась на прием к депутату КПРФ который был председателем общества героев ВОВ.Но он тоже, наобещав мне помощь потом замолчал .Не знаю но мне стало очень обидно за дядю…Конечно если бы у меня были деньги я наверное плюнула на все эти бюрократические административные законы и сама бы поехала и решила все проблемы.Как последняя надежда осталась написать письмо президенту! И я написала нашему уважаемому Путину В.В. письмо в Твиттере.Там было сказано что рассмотрение в приемной президента три дня.И действительно через три дня произошло чудо! Мне звонили из администрации нашей и из военкомата и так уважительно что я опешила.Всегда спрашивали как мне удобно и всегда заранее звонили и спрашивали мое мнение.Так по прошествии полугода дело сдвинулось с мертвой точки! Усилиями волонтеров нашего города я стала ещё и звездой местных СМИ.Репортажи по ТВ о дяде ,и статьи в местных газетах.Все это конечно мне не нравилось но получился хороший репортаж из школы где учились все мы !Братья ,моя сестра и я ,даже моя дочь.Там я разложила на столе в библиотеке все немногочисленные старинные фото дяди и братьев ,тетушек и даже старого дома.Пять грамот дяди Вадима за призовые места ,потрепанные уже но такие дорогие!Все завертелось так быстро и вот наконец поездка в Смоленскую область! Администрация нашла выход ,создав делегацию нашей Ивановской области из 6 человек.Зам .главы города ,с которым мы кстати учились в одной школе и который жил через два дома ,и который и отписался мне в невозможности оказания помощи.Специалист от военкомата.Командир нашего поискового отряда ,потом ещё один родственник из области останки дяди которого тоже нашли как оказалось почти рядом.Представитель администрации района второго родственника .И я собственной персоной!Нам выделили газель .а зам главы ехал на своей машине с водителем. Нам выделили сухие пайки в дорогу .Заведующая столовой в администрации сама лично напекла пирогов нам в дорогу.Все это было очень трогательно и для меня необычно! В душе у меня не была зла уже и я не привыкшая к таким почестям просто купалась в лучах славы и внимания.Мы выдвинулись рано утром и уже к вечеру были на месте в пос Озерное .Разместили нас в гостиннице местной.Мне выделили отдельную комнату.Там распластавшись на кровати я улыбалась всему происходящему.Волновало что придется выступать со сцены ,но все шло своим чередом и назад не было ходу. Мы все собрались на местной кухне и поужинали бутербродами .Сидеть в компании чиновников такого ранга было необычно и интересно.
Наследующий день я проснулась раньше всех и приведя себя в порядок набросала речь для выступления.Сходила попила кофе с бутербродами пока никого не было .Сидела и глазам своим не верила что это все происходит со мной .Чувствовала некое удовлетворение ,что добилась своего .Не знаю что думал обо мне зам главы города ,шороху конечно я им доставила своим письмом .Сми настроенные на скандальную историю о том ,как власти города бездействуют, видимо не получили зеленый свет по освещению темы в таком ключе и поэтому статьи и репортажи вышли просто как о важном событии .Но мне было все равно! Главное все сдвинулось и вот уже мы собираемся ехать на поле славы и потом в храм где пройдет отпевание героев.Не буду углубляться в детали ,скажу только что командир поисковиков и депутат местной думы сделала все чтобы вечер ,где собрались поисковики ,родственники ,представители власти прошел в теплой обстановке и на уровне! Выступали командиры поисковых отрядов ,чиновники ,родственники.Я вышла ,после вручения мне того что было обнаружено с останками дяди ,значок снайпера ВГРК и старая хорошо сохранившаяся монетка.Я подошла к микрофону и уже не думала что скажу! В зале сидели поисковики на груди которых было множество наград и медалей .Все это настолько потрясло меня, что хотелось просто поклониться в пояс этим мужественным людям ,которые имея свои профессии и семьи всегда отправлялись на вахты и продолжали работу по поиску останков героев ВОВ.В любую погоду по пояс в грязи они мужественно несли вахту .Одно дело читать об этом и другое совершенно стоять перед этими людьми !И я сказала все что хотела !И поклонилась и прочитала свое стихотворение !Получилось от души.Потом был памятный обед в столовой местной школы.Все расслабились.Чиновники усаженные во главе стола говорили речи .Поисковики вели свои разговоры.Мне не дали насладится едой.Я разговаривала с командиром отряда и поисковиками.Рассказывала о дяде и о своем городе.О том где будет захоронение и что рядом с братом и тетушками.Показывала фото и грамоты! Конечно общение это было очень важным! И вспоминается с особым теплом!Время пролетело очень быстро и как ни жаль было расставаться, пора было возвращаться домой.Потом в машине ,я вытянувшись вспоминала весь этот стол с едой,но меня переполняло чувство необыкновенное ! Гордости и удовлетворения своими стараниями.Чувство выполненного долга !О, как это важно!Отправляя заявку по поиску дяди я просто не представляла всей значимости и важности этого события!Я была счастлива!
Захоронение останков должно было состояться через неделю.Мне звонили из военкомата и с должным уважением спрашивали о согласии в выборе места .Звонила директор кладбища.Мы с дочкой подъезжали и встречались с ней .Сначала хотели захоронить дядю с тетушками на старом сельском кладбище ,но потом не знаю уж почему,но думаю из за тесноты и неприглядности места все таки военкомат и администрация выискали подходящее место для захоронения на участке для участников и инвалидов ВОВ ! Я наслаждалась просто непривычным вниманием и почестями.Но вот настал день которого я ждала полгода! Ни кто из моих родных не смог быть со мной в этот значимый день.Меня пришли поддержать только волонтеры.Опять интервью для телевидения местного и Российского .Потом церемония погребения.Речи Главы города и депутатов .Я сказала лишь пару фраз ,выразив благодарность всем.Батюшка совершал молебен ,был парадный проход военных и салют в честь героя--моего дяди!!!Счастье переполняло меня! Не могу описать чувство высочайшего удовлетворения и радости! Хотелось просто встать и закричать от радости! вся администрация и депутаты быстро испарились,а я стояла у могилы и смотрела на портрет дяди !Слезы радости текли по щекам.В руках у меня был Российский флаг которым покрывали контейнер с останками .Мне его торжественно вручили !Я держала бережно прижимая его к себе словно в нем теплилось некое присутствие дяди.Не хотелось уезжать.Не хотелось чтобы этот сон ставший реальностью закончился.Я думала об отце и была счастлива что братья опять обрели друг друга!!!
И уже весной я смотрела на сирень под своими окнами,которую когда то посадил мой дядя Вадим! Прочитала о том что сирень живет около 120 -140 лет.Значит я ещё не раз полюбуюсь на неё!!!Хорошо когда память живет в наших сердцах! Хорошо когда герои возвращаются на Родину хоть и спустя 77 лет.Это правильно.