Прага. Зигзаги истории. Часть 3

Борис Готман
 Продолжение. Предыдущая часть – http://www.proza.ru/2019/06/20/1666               

   Славата и Мартиниц, представители императора Матиаша в Чехии,  и их  секретарь Фабрициус, в отличие от остальных жертв прошлых и будущих пражских дефенестраций остались живы.

   Они отделались лишь тяжёлым испугом и лёгкими ушибами, упав с 14-метровой высоты на кучу листьев и мусора.

   Секретарь Фабрициус впоследствии даже выиграл  из-за пережитого полёта из окна: он первым добрался в Вену и после своего доклада о происшедшем императору получил от него орден и дворянство.
 
   Расправа с наместником императора всегда расценивалась как самое тяжкое преступление - как покушение на него самого!

   Поэтому случившееся имело опасные политические последствия: вялотекущий конфликт между чешскими сословиями и властью Габсбургов перерос в открытое противостояние.

   Делегаты сословий избрали Временное правительство, которое можно назвать первой в мире директорией -  это был коллегиальный орган из 30-ти директоров.
 
   Когда через несколько веков была образована директория во Франции, официально считающаяся первой в мире, в ней было только пять человек.

   Этот излишний "коллективизм" и связанная с ним бюрократия вскоре весьма негативно сказались на судьбе Чехии.
 
   А пока  директора набрали наёмное войско, выступившее  на взятие Вены - как известно, нападение - лучший способ защиты.
 
   Чехи  установили контакты с трансильванским князем, немецкими и голландскими протестантами.
 
   Противоборство с Габсбургами приобретало международный характер, хотя пока никто даже представить не мог,  что Европа стоит на пороге самой опустошительной из известных  до этого войн. 
 
   Вскоре  император умер, нерешительного  Матиаша сменил  на венском престоле его воинственный племянник  Фердинанд II.
 
   Направленное на Вену чешское войско вело между тем бои местного значения.
 
   Приведу цитату из великолепной статьи  "Битва на Белой Горе: историческая трагедия и национальный миф"  историка и журналиста  Ярослава Шимова:
 
  "Мятежному войску не удалось нанести Габсбургам решающее поражение, да и протестанты Европы не спешили на помощь чешским единоверцам. (Надо заметить, впрочем, что среди восставших было и немало католиков, в то время как на стороне императора выступали некоторые протестанты – например, курфюрст Иоганн Георг Саксонский). Зато общий сейм Богемии, Моравии, Силезии, Верхней и Нижней Лужицы принял решение создать конфедерацию пяти равноправных земель, объединенных особой монарха, общими законами и сословными вольностями. Фердинанда II объявили низложенным. Древнюю корону святого Вацлава предложили курфюрсту Пфальца Фридриху, давно выражавшему симпатии чешским повстанцам. Вскоре Фридрих при всеобщем ликовании приехал в Прагу. Он еще не знал, что войдет в историю как «зимний король» – точнее, «король на одну зиму», ибо до второй зимы его правление не продлилось".
 
   Предложив корону святого Вацлава  Фридриху Пфальцскому, как лидеру Евангелической унии, основанной его отцом для защиты протестантизма в Священной Римской империи, чехи,  возможно, искренне верили в древнюю легенду о том, что в тяжёлый для родины час святой Вацлав проснётся и на своём волшебном коне с волшебным же мечом в руках спасёт её.
 
   Однако, как показала и Тридцатилетняя война и последующие, не только святой Вацлав, но и вполне реальные союзники Чехии и гаранты её свободы и независимости многократно предавали и продавали великий народ мастеров и труженников  всем посягавшим на него захватчикам.

   Если зайти сегодня  в пассаж Люцерна,  находящийся на Вацлавской площади, можно увидеть скульптуру, представленную  на моём снимке (слева на коллаже): святой Вацлав верхом на явно не живом коне.

   Автор – уже известный читателю по предыдущим заметкам скульптор  Дэвид Черни.   

   Многие называют эту скульптуру, являющуюся пародией на известную религиозно-патриотическую, установленную в начале Вацлавской площади (снимок справа на коллаже), хулиганской.

   Эта пародия до сих пор время от времени вызывает жалобы чешских патриотов, так что не случайно место для неё нашлось только на частной территории.

   На мой взгляд, скульптура  высмеивает не только и не столько веру  чехов в мифического  святого,  сколько  слепую веру так называемой  "мировой  общественности" в международные  мирные договоры, несмотря на  реально происходящую экспансию ряда стран, всё увеличивающиеся количество "гибридных" войн и число беженцев из мест, охваченных войнами.

   И ещё напоминает "патриотам", как 3 июля 1942 года на Вацлавской площади, никогда не собиравшей таких толп, звучали слова:

  "За целую тысячу лет, отделяющую нас от времени святого Вацлава, ничто не изменилось в отношении чешского народа к Великогерманскому рейху.

   Всегда, когда мы верно шли вместе с Рейхом, мы были сильным и славным народом.

   Если мы вставали против Рейха, то чешская земля приходила в упадок и опустошалась в войнах.

   Прислушаемся же, наконец, к тому, чему учит нас чешская история…

   Да здравствует наш вождь Адольф Гитлер!

   Да здравствуют наши великолепные немецкие вооружённые силы!

   Да здравствует наш президент доктор Гаха!

   Да здравствует чешская будущность!"

   И вся площадь в едином порыве скандирует: «Да здравствует вождь! Слава Рейху!».

   Вот уже свыше двухсот тысяч чехов тянут правые руки в нацистском приветствии  и поют при этом чешский гимн "Где мой дом"...
 
   Однако вернёмся в осень 1620 года, к первому судьбоносному сражению Тридцатилетней войны.

   Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/06/25/657