Человек из мезозоя. Встреча с тираннозавром

Эрнест Марцелл
На этого легендарного хищника я мечтал взглянуть с самого детства. И вот теперь мечта моя сбылась. Разумеется, подходить близко к этим чудовищам я желания не испытывал, не говоря о том, чтобы охотиться на них. Но вот наблюдать за ними с расстояния не мог помешать мне никто. Что я и делал, когда мне представлялась такая возможность... Я не раз слышал теории некоторых ученых голов, что тираннозавр был слишком медлительным в своих гигантских размерах, дабы преследовать добычу и питался в основном падалью. Как бы не так, гостода! Профессор Смит категорически отрицал подобные суждения, и я на все сто процентов был согласен с ним. И вот теперь я воочию убедился в этом. Семь тонн стальных мышц и зубов; высотой с трехэтажный дом; покрытый грубой как у носорога шкурой, благодаря которой он мог продираться через любые заросли- этот зверь был идеальной машиной для убийства. К тому же он обладал отличной реакцией и подвижностью- скорость его броска могла доходить до сорока миль в час.  А что касается силы сжатия его челюстей, то она была поистине немыслимой- одним укусом он мог перегрызть позвоночник африканскому слону. Во всяком случае я не раз видел как он убивал таким образом животных схожих габаритов.  Столкновения этого титана с другими такими же крупными хищниками (в том числе и своими сородичами) редко заканчивались дракой- в основном одна сторона, после разного рода дистанционного выяснения отношений, ретировалась. Но если вспыхивал бой, то этот зверь показал себя настоящим бойцом: бесстрашным, безжалостным и кровожадным. Это был весьма искусный охотник, ведущий не только одиночную охоту, но и работу в паре либо  с самкой, либо с другим представителем своего семейства. Во всяком случае у него было несколько стратегий нападения, о которых я расскажу ниже. 
Одна из его излюбленных  - была засада, в которой он не смотря на свои размеры был настоящим мастером. Устраивал он их в основном возле прогалин, бывших пастбищами для травоядных. Выдержки ему было явно не занимать: благодаря серо-зеленому окрасу шкуры, он мог поджидать пока жертва не подойдет на дистанцию броска, после чего с молниеносной быстротой кидался на неё.  Существенно уступающих ему по размеру он просто с налету придавливал к земле своей массой. Более крупных он догонял, следуя с ними некоторое время параллельным курсом, а потом сбоку наносил им сокрушительнейший удар своей массивной верхней частью туловища: мощной шеей и тяжелой головой.  От такого приема жертва теряла равновесие и падала на спину или бок, а хищник в тот же момент вгрызался в неё своими страшными зубами. Однако такими стратегиями он пользовался только против отставших от стада животных или беспечно разбредшегося молодняка. Травоядные, ведущие одиночный образ жизни размерами как правило не уступали тираннозавру, а то и превышали его,  и зачастую имели мощные когти, которыми могли дать противнику не только отпор, но и нанести сильные травмы. Против таких тираннозавры охотились парно: один отвлекал внимание жертвы, а второй тем временем нападал сзади. И совершенно по иному они действовали против целого стада.  Утконосые динозавры как правило обладавшие хорошим зрением и слухом, действовали подобно тюленям: они были постоянно настороже и при сигнале тревоги разом бросались в болото или илистые водоемы, от которых никогда не отходили.  На четырех ногах они прекрасно умели передвигаться в топкой почве, где их двуногий враг сразу же проваливался и застревал. Так что здесь хищники использовали очень простую тактику: один старался как можно ближе подкрасться к стаду, после чего когда был обнаруженным, ещё издали кидался в атаку. Эти травоядные почти всегда кидались спасаться беспорядочной толпой,  что было только на руку засевшему в засаде его сородичу.  Как правило броском с близкого расстояния он успевал вцепиться в одну из жертв...
Совершенно по другому действовали трицератопсы. Эти животные крайне редко бродили по одиночке и всегда действовали целой командой. При угрозе самки стразу же окружали молодняк живой стеной из рогов и мощных гребней. Самцы же в это время атаковывали врага одновременно целой шеренгой. Учитывая размер и свирепость этих животных одиночному хищнику, даже такому как тираннозавр, не было шансов схватить добычу. И против таких противников хищники так же вели командную игру. Они сразу вдвоем появлялся в непосредственной близости от стада и бросались в лобовую атаку. Сам бой длился не более минуты: в основном одному из тираннозавров удавалось нанести свой знаменитый укус кому либо из трицератопсов, после чего оба хищника быстро удалялись. Трицератопсы успокаивались и обычно уходили с этого места, находясь ещё долгое время в боевой готовности. Но укушенная жертва истекала кровью и быстро погибала,или, теряя силы отставала от стада. Трицератопсы же, подобно кабанам, никогда не поворачивались назад, отчего отставший быстро становился добычей продолжавших следовать за стадом охотников...
Дележ же добычи у самих хищников крайне редко проходил спокойно: они вырывали куски, рычали друг на друга и время от времени даже вступали в потасовку, которая, впрочем никогда не перерастала в серьезную драку. Так, проведя ряд довольно длительных наблюдений за ними, я решил, что узнал все про их повадки и способы охоты. Но я ошибся и очень сильно, так как даже не подозревал об ещё одном способе их охоты- ночном. Я ещё давно заметил, что король мелового периода обладал хорошим обонянием и слухом, но был близорук.  Да, именно близорук- так как четко он видел не дальше нескольких метров от себя, а свыше мог различить только движение. И я даже не мог предположить, что этот ящер оказывается видит в темноте не хуже кошки. Так что охота ночью оказалась их излюбленной вещью и была практически легкой и почти без риска. В темноте они как в паре так и в одиночку, подкрадывались к спящему стаду травоядных. Внезапно появлявшийся из мрака противник в большинстве случаев заставал их в полный расплох: в темноте, со сна ими быстро овладевала паника и они просто спасаясь беспорядочным бегством. Здесь было проще всего схватить кого либо из них, так как иной раз некоторые особи просто падали, будучи сшибленными своими же сородичами. Так тирексу чуть не попался и я. И это произошло как раз той самой ночью, когда я отправился в лес после встречи с кетцелькоатлем. Винтовку я зарядил тогда разрывными пулями- то ли предчувствие какое было, то ли ещё что, но я и сейчас  уверен, что именно это меня и спасло...
Луна низко висела над лесом, ярко освещая все вокруг. Я следовал вдоль реки, стараясь держаться открытых прогалин, но двигаясь при этом так, чтобы луна не светила мне в спину. Через пару часов я вышел к водопаду- тому самому, который видел тогда, когда наблюдал за охотой спинозавра. Здесь река, почти сонная в излучине моего острова, сильно расширялась, набирала скорость и с ревом устремлялась вниз. Я подошел к гигантским нагромождениям скал, венчавших реку по обе стороны водопада, и поднявшись на одну из них, посмотрел вниз. Могучий рев водопада был слышен за много километров- тонны воды низвергались вниз с огромной высоты и их грохот напряженно гудел в ночи. В лунном сиянии поднимались миллиарды брызг, вися плотной пеленой и переливаясь в воздухе словно бриллиантовая крошка. Под мной в далекой чаше бездны бурлила и кипела вода, клокоча и ударяясь о скалы.  А над ней дрожала призрачная радуга. Я застыл, стоя над нависавшей над пропастью скале, зачарованный этим зрелищем. Оно стоило того, чтобы придти сюда- воистину этот мир был по своему прекрасен. Вдоволь налюбовавшись этой картиной, я спустился вниз, повернул вправо и двинулся по берегу в направлении ближайшей прогалины. Там, на открытом и хорошо обозреваемом месте устроилось на ночевку целое стадо  уранозавров-их я всегда узнавал по характерному гребню на спине. Насколько я изучил повадки этих животных- то агрессивностью они никогда не отличались, поэтому, если не испугать их, то подойти к ним было можно на близкое расстояние совершенно спокойно. Мои размеры, а так же запах не внушали им страха- максимум обычное животное любопытство: они лишь провожали меня удивленным взглядом, когда я проходил мимо, а потом вновь продолжали жевать траву. Поэтому я совершенно безбоязненно следовал прямо к ним, даже не подозревая какой смертельной опасности подвергаю этим себя. Счастье, что я не успел далеко отойти от скалистого берега. О том, что что-то пошло не так подсказало мне поведение одного из них- а я уже говорил, что эти звери обладали сверхъестественным чутьем. Один из   уранозавров неожиданно приподнялся из травы и напряженно прислушался к ночи, вытянув вверх шею. Я сразу понял, что причиной его беспокойства являлась не моя персона, и  мгновенно скинул с плеча винтовку. Однако вокруг все было спокойно- залитая лунным светом равнина была совершенно пуста. Но я уже насторожился сам и начал быстро отступать обратно к скалам водопада, бежать сейчас ни в коем случае было нельзя.  И тут же в ночной тиши прозвучали трубные голоса нескольких уранозавров сразу. Тревога! Я припустил тяжелой рысью- до ближайших скал оставалось не меньше пятидесяти метров. В тот же момент земля задрожала от множества бегущих ног- все стадо резко сорвалось с места и помчалось прямо на меня. Шанс быть затоптанным насмерть стал чуть ли не девяносто процентов-    мчались широкой полосой и отскочить у меня уже не было времени.  Стрелять по такой толпе было так же бесполезно- сразить я мог максимум одного- двух, после чего остальные вмяли бы меня в грунт. Поэтому, хотя они двигались неизмеримо быстрее меня, я развернулся и со всех ног помчался от них, и в скором времени оказался почти у самых скал, окружавших водопад. Здесь стадо, оказавшееся к тому времени у меня почти за спиной, неожиданно круто свернула вправо, а я, воспользовавшись этим сумел выскочить  прямо к камням. И в этом момент в десяти метрах от меня  выросла черная громада, похожая на гору с ярко пылающими словно угли глазами.  В тот момент я естественно не узнал тираннозавра, но ясно понял, что это был хищник, бросавшийся в атаку. Стадо за моей спиной в панике  ринулось в разные стороны и мне показалось, что чудовище нацелилось прямо на меня. Хотя он, как я уже понял после, скорее всего  даже не заметил столь незначительную мишень на фоне своих бегущих жертв. Мне бы тогда стоило просто тупо упасть на землю и откатиться в сторону- тогда бы он пронесся мимо и все тут.  Однако, честно признаюсь- в тот момент я просто потерял голову и дико завопив от ужаса, открыл огонь почти в упор. При свете от вспышек выстрелов я увидел на расстоянии нескольких метров от себя огромную, широко открытую пасть со страшными зубами, дико сверкающие глубоко посаженные глаза под массивными дугами и словно тянущиеся ко мне короткие и костлявые передние лапы с кривыми когтями...
Пуля за пулей впивались в его тело, разворачивая и разрывая плоть, кровь хлестала из его ран фонтанами, но ничто не могло остановит этого зверя. Обуянный жаждой крови, разъяренный от боли, он подобно раненому гризли рванул уже прямо на меня. Я ринулся в ближайший проход между скал-благо до него было несколько метров и его пасть захлопнулась на том месте, где я был ещё миг назад. Преследуемый зверем по пятам, я начал бежать наверх, петляя меж камнями как заяц. Здесь узость прохода и острые вершины скал не позволяли ему с налету схватить меня, что бы он мгновенно сделал бы на открытой местности- сейчас, благодаря размерам, я был гораздо быстрее его. Но это его не остановило- ящер в бешенстве продолжал карабкаться следом за мной прямо по скалам, не смотря на то, что я стрелял по нему почти беспрерывно. Один магазин опустел, второй следом за ним и вот он уже загнал меня на самую вершину. Почти одновременно с ним я выскочил на на каменистую площадку перед самым водопадом- опережал своего врага я лишь на долю секунды. Даже оглушительный шум ниспадающей вниз массы воды не мог заглушить грозного рева преследующего меня хищника. Сейчас другого выхода не было- враг загнал меня в угол. Эта площадка должна была стать свидетелем либо моего смертельного прыжка в бездну водопада, либо зрелища как эта махина размолотит меня своими зубищами в фарш. Не раздумывая я отбросил в сторону опустевшую винтовку и стремглав ринулся вперед прямо в ниспадающую массу воды. Моя стремительность и спасла меня: уже летя вниз, я увидел как огромная пасть будто гидравлический пресс захлопнулась в нескольких сантиметрах от меня- моему врагу не хватило буквально доли секунды...
Холодные струи охватили меня со всех сторон, словно сдавив своей массой. Меня несколько раз перевернуло, а потом последовал оглушительный удар- было полное впечатление, что меня посадили в большой барабан и с размаху ударили по нему. Меня замотало как тряпку в стиральной машине, и начало крутить во всем стороны, вода попала в нос, рот и уши. Я почувствовал как меня тянет вниз и яростно гребя руками, толкнулся вверх. Отплевываясь, полузадохнувшийся, я вынырнул таки на поверхность, и тут же меня потащило вперед, яростно ударило обо что-то и ещё раз и ещё. Я понял, что попал в течение, которое молотило меня о камни и несло вперед с дикой силой. Тут же меня припечатало во что-то с такой силой, что искры брызнули из глаз, но все же я успел понять, что налетел на скалу и, вцепившись как клеш, успел удержаться на ней. В полной темноте (возможно что лунного света я уже не видел) я отчаянно борясь с течением все же сумел подтянуться и наполовину вылезти из воды. Но тут же соскользнул вновь, меня опять подхватило течение, несколько раз перевернуло, а потом последовал такой мощный удар, что все вокруг помутилось, и я  провалился в черный колодец забвения...