Иродианство и зилотство

Олег Данкир
     Иродианство предполагает принятие частью общественной или религиозной группой цивилизации, культуры новых правил в изменяющейся обстановке и адаптацию к ней. 

     Другое решение называется зилотизмом, это когда цивилизационная группа пытается сохранить в новой обстановке свои прежние социокультурные привычки, полагая новые обстоятельства временными.

     Такой ответ цивилизации на вызовы окружающего мира более-менее точно сформулировал А.Тойнби. Название им взято из истории древнего Израиля. Так называли религиозно-социальные группы древнего Израиля, которые оказались под властью Рима.

     Есть другое синонимичное название иродианства – это коллаборационизм, приспособленчество.

     Специалисты в области цивилизационных социокультов отмечают, что живучесть цивилизаций в большей степени зависит от способности приспосабливать свой социокультурный организм к окружающей обстановке, который не всегда происходит от желаний политиков. Природа, её изменчивость также является важным вызовом для любого общества. Наличие активных иродиан может помочь обществу сохранить своё наследие. Они без страха смотрят в будущее, как они про себя говорят.

     В окружающем ту или иную социальную группу мире происходят постоянные изменения, многие из которых можно принимать. Конечно, при этом приходится меняться самим.

     Социокультурные новации на границе цивилизации, привносимые торговцами, дипломатами, солдатами и женщинами, оказывают давление на центральные устои цивилизации в экономике, политике, быте, науке, культуре. Ни один участник традиционного социокульта не может пренебречь, не реагировать на новые явления в окружающем его мире.

     Эта реакция у всех народов, религий, государств, цивилизаций, культур, других социальных групп не бывает одинаковой. Всё зависит исторических условий их существования. В одних случаях преобладало зилотство, в других иродианство.

     Если наступление новых условий проявляет себя исключительно агрессивно, то общество делится на иродианцев и зилотов в разных пропорциях. При этом иродианцы постепенно растворяются в новой социально-экологической среде, пытаясь подорвать её устои изнутри, зилоты отступают вместе с природой на новые пастбища, либо уходят на сотни лет в пещерки и трещинки общества.

     Цивилизации выработали множество механизмов реагирования вызовы окружающей среды, вызовы, которые никогда не прекращаются, временами усиливаясь, временами затихая, но всегда присутствуя в жизни общества. Без таких вызовов социокульт не может существовать, вместо источника живительных новаций, оно превращается в закрытый сосуд с ядовитыми реакциями.

     Зилоты всегда пытаются оказать внутреннее сопротивление внешнему агрессивному воздействию. Чем сильнее агрессия, тем сильнее сопротивление и желание вытеснить социокультурные новации за пределы своего существования.

     Однако и зилоты никогда не были настолько законсервированы на своём прошлом, что полностью отрицали новации. Только делали они это намного более выборочно и растянуто по времени.

     Если коэффициент адаптации, заложенный в социокульте цивилизации зилотского типа не выдерживал напора изменений окружающей среды, эта часть общества уходила в себя, прятала в нём своё степенное будущее, создавала для себя интеллектуальные вычурные башенки, всё больше уходящие своими фундаментами и корнями во древо прошлого, где тесно смыкала ряды своих сторонников, эмоционально вдохновляя друг друга.

     В результате появлялись своеобразные социокультурные и религиозные учения, которые смогли сохраниться на обочинах сменяющих друг друга социальных тенденций цивилизации.

     Чаще всего основой зилотского стояния оставалась вера в отцовские предания, убеждения в незыбленности их основ, которые позволят этой части населения сохранится благодаря тому, что эти предания были даны их держателям Богом.

     Иродианская часть общества напротив, стремится активно осваиваться в новых цивилизационных обстоятельствах, принимать новые условия существования, новые социокультурные установки. Они стремятся трезво оценивать свои возможности сохранения древних обычаев, когда изменился климат и, как результат, изменилась питательная среда, когда вслед за изменившимся климатом пришли новые социокультурные группировки, которые для той среды, откуда они ушли сам были зилотами.

     В новых обстоятельствах новопришельцы постепенно заполняют территорию, они оказываются более эффективными в осваивании окружающей природы, потому что они шли за своим климатом природным и социокультурным. Постепенно местные иродианцы вливались в более активную социосреду, где частично занимали важные позиции, частично сохраняли себя в сфере услужения, но при этом стремясь изнутри разрушить её.

     Иродианцы признают в принципе непобедимость, непреодолимость новых обстоятельств окружающего мира, который превосходит их. С другой стороны, они пытаются сохраниться, воспринимая из новых обстоятельствах всё, что полезно для выживания. Иродианцы более обучаемы.

     Зилотская часть общества считает, что иродианская часть опасна, труслива, она привносит сумятицу, хаос и грязь в сущность цивилизации своим компромиссом.

     Социологи, изучающие проблемы развития цивилизаций, полагают, что социокульт иродианского типа в истории человечества показал себя значительно более эффективным способом самосохраниться. Иродианцы оказывались в новых обстоятельствах более гибкими, что позволяло им маневрировать: в одно время отступать, в другое время наступать. Коме того, иродианцы были постоянно в активе социальных изменений в жизни общества и при случае могли их изменять, участвця в их изменениях, внося свои устои в новые общественные установки.

     Зилотски дух опирается на пассивность к изменениям, хотя встречались, и встречаются сейчас, агрессивная реакция зилотов на социальные новации, даже если это перерастало в насилие по отношению к новаторам с последующими неизбежными репрессиями со стороны последних. Часто агрессия со стороны зилотов распространялась и на иродианцев, коих зилоты называли оппортунистами.

     Сторонники Ирода утверждают, что они обладают значительно большей долей нравственности и социальной смелости, чем зилоты, поскольку их тактика является честной по отношению к реальности. Нужно не лгать себе и окружающим, а признавать фактическое положение дел, что подсказывает форму не противостояния, а взаимодействия.

     В принципе и зилотство и иродианство являются обречёнными по сравнению с другими явлениями социокультурной эффективностью к общественным явлениям, если исходить из природы их возникновения, зарождения и развития в системе цивилизации.

     Так или иначе, это всё оборонительные попытки, которые с точки зрения их носителей имеют своей целью любыми средствами избежать социокультурных изменений, за счёт уменьшения динамического влияние зилотов и иродианцев в обществе. В их понимании любые изменения, приходящие извне, являются чуждыми для них силами, которые и те и другие пытаются отвергнуть: одни полным неприятием и исходом, другие попытками отравить смертельным ядом изнутри.

     И тот и другой подход производит в обществе внутренние силы, которые ни те, ни другие уже не могут контролировать, результатом чего возникают напряжения, приводящие к революциям и преступности.

     Таким образом, можно прийти к выводу, что и зилотство, и иродианство являются тупиковыми тактиками для общества, стремящегося к эффективности в стремительно изменяющейся окружающей обстановке, в которой природные характеристики в последние тысячелетия уступают по своей значимости социально-политическим и научно-технологическим.

     Оба способа самосохранения с течением времени осознаются обществом как неприемлемыми, ошибочными, поверхностно конструирующими заслоны против внешнего вторжения, не выражая при этом сущностей, глубоко заложенных в систему цивилизационных отношений и межкультурных внешних и внутренних коллизий и конфликтов.

     Зилот стремится скрыться в айсберге, где пребывает в замороженном состоянии, не осознавая, что эта льдина постепенно уходит всё дальше на юг. Наследники и последователи Ирода, находясь на том же айсберге, пытаются стать неграми, оставаясь в одеждах эскимосов.
++++++++++++++++