Кто там, за кругом

Леа Веденски
Об особенностях восприятия происходящего. Много лет назад, когда я училась проводить группы, у меня было задание сидеть за кругом, пока работает терапевтическая группа, записывать в тетрадь наблюдения по определенным критериям и находиться в максимально нейтральном состоянии. Нельзя было говорить с участниками даже на перерывах, не выражать эмоции позами, жестами, другими способами. Короче говоря, быть молчаливым привидением и не отсвечивать.
Настраиваясь на нейтральную волну я впала в своего рода медитацию – внутреннюю безмятежность . В какой-то момент мне казалось словно я там, а в тоже время и не там. Так иногда бывает во сне.
В начале работы группы реакции участников на меня были такими: «Что она тут делает? Что она там записывает? Кто это такая? Что за отмороженная физиономия? Она тут за кем-то следит!»
Они испытывали все больше страха и проецировали на меня самые разные образы, от спецслужб до работника психушки.
Но постепенно в группе началась работа, нашлись первые смельчаки, которые подняли свои болезненные темы. Как только приходило время обратных связей, реакция на меня была следующей: «Она как и моя мать, нависает над душой», «От ее злобного оценивающего взгляда у меня мурашки по коже», «Он похожа на мою училку, вездесущая», «Так же на меня всегда смотрел мой отец, что бы я не сделал, он вечно был недоволен» и т.п.

Страсти постепенно разгорались, и я стала слышать в свой адрес: «Что смотришь, сука», «Я буду делать то, что захочу», «Ты больше не унизишь меня», «Хватит на меня давить» и т.д.
По мере погружения людей в самих себя, в осознание собственных чувств, в воспоминания, они постепенно забыли обо мне и вообще перестали замечать.

Ближе к окончанию группы, когда пришло время подводить итоги, они вдруг снова обо мне вспомнили. У многих состояние сильно изменилось, пришло внутренне спокойствие и ясность. Кто-то простил обидчиков, кто-то отпустил прошлое. И я услышала в свой адрес: «От нее исходит тепло», «Хоть она и молчит, но я чувствую ее поддержку», «Она приятная девушка, мне спокойнее, когда она тут»…

Ведущий обратил их внимание на то, что я никак не проявляла себя все эти дни, не сказала ни слова, а их реакция полностью изменилась. Осознав это они были в полном замешательстве.

После этой группы и мне многое открылось. Это был очень ценный опыт. Ведь все эти дни я сидела за кругом, практически в одинаковой позе, в одинаковой одежде, с той-же прической, с одинаковым выражением лица и просто ставила галочки и цифры в тетради. При этом окружающие прошли весь спектр реакций на меня от страха и гнева до симпатии и доверия.
Для меня это было живым свидетельством того, насколько сильно зависит то, как мы видим мир и окружающих людей от состояний, в которых находимся.
Я поняла, что чем глубже контакт человека с собой, тем меньше на него влияет окружение и происходящее вокруг. Тут есть о чем подумать.
В те дни понятие «свобода» раскрылось для меня новыми гранями…

#LeaWedensky #ЖивоеСлово #ОСвободе #ОбОтношениях #ИзобильноеМышление