Духовное восприятие

Александр Грайцер 2
На любое явление или факты нашей жизни можно посмотреть либо с плотской позиции, либо с духовной. Всё многообразие и различие взглядов колеблется между этими двумя полюсами. Духовный взгляд не означает, что он видит то же самое, что и другой духовный взгляд. Равно и взгляд по плоти может быть многообразным.
Духовное от плотского отличается только глубиной. Образно говоря, если плотской видит только вершину айсберга, то духовный - видит еще и подводную часть. Может быть, не всю, но по крайней мере, хотя бы некоторую ее часть.

Плотской взгляд - это взгляд только на форму вещи, события или явления, человек смотрит на внешние контуры и видит только внешнюю оболочку. Духовный взгляд смотрит в глубину и видит содержание,  то, что дает оправдание  форме, то есть, видит смысл.

Духовный человек видит Бога, но не физическими глазами, а духовными. Человек плотской, у которого не развито или вообще отсутствует духовное восприятие,  неизбежно сосредотачивает внимание именно на форме, видит только форму. И это касается как  творений Создателя мира, за которыми плотской человек не видит Бога,  так и произведений искусства, то есть творчества человеческого.

Творец искусства, к примеру, самого приближенного к жизни и не условного, такого, как фотография или документальное кино,
сам прежде всего должен увидеть в натуре духовное содержание, чтобы передать его зрителям. Богословски говоря, он должен получить откровение. Если художник не видит этого, то в его произведении нет глубины. Потому он стремится к усложнению формы и формальных изысках. Глубокие же, духовные художники наоборот стремятся упростить форму, чтобы помочь зрителю углубиться в дух, и не отвлекаться на внешнее. Поэтому, как правило, плотскому зрителю духовные произведения кажутся примитивными. Ведь он не видит их духовной глубины.
Современное популярное искусство кормит зрителя, как правило, внешне броскими произведениями. А зритель принимает за искусство именно эту внешнюю привлекательность, не понимая, что за яркой внешностью скрывается порой пустота или глупость.