Тропа жизни очерк

Альфира Ткаченко
     Автор категорически запрещает менять что-либо в этом произведении -
               

2021 год для нашего рода Хисматуллиных стал знаменателен тем, что мы живем в г. Усолье-Сибирском уже 130 лет. Ибрагим Хисматуллин был сослан за не принятие православной веры в 1891 году - история Россия - Христианизация Руси при царе Александре 3.
Через 6 лет еще одна знаменательная дата - 150 лет у Абдреевых. Бектимир Абдреев               


                Тропа жизни

                Художественно - публицистический очерк

    В далёкие времена, в конце 19 века, а вернее в 1891 году, исполняя указ Александра 3, по этапу были направлены осуждённые за не принятие православной веры. Так начиналась истории рода Хисматуллиных.
                1

    Звёзды опустились на город. Тёплый вечер сопровождался небольшой прохладой. Ночь стояла над городом и только еле слышный шорох машин на окраине города, да, ещё где-то поезд просвистит или молодые пары разойдутся в сторону курорта на Ангаре. Деревянные дома светятся лучами света сквозь ставни: собаки, ворча, лежат в своих конурах и кое-где замычит корова, да, кудахча, встрепенутся сонные куры. Город лёг спать. Весь день, люди, спешащие на работу, ходят под окнами, директора собирают брифинги, советы, в музеях тихо – идут экскурсии. В университетах студенты корпят над тетрадями и учебниками, стараются рассчитать экономические операции внешнего и внутреннего рынка, и ознакомиться с технологией процессов большого химического комбината.
    Тихо говорит профессор. Молодой парень, стоя у доски, рассказывает о технологии аппарата теплообмена, показывая на схему технологического процесса. Выйдя из дверей университета, двое молодых людей пошли вдоль банка. Пройдя до остановки, один закурил, держа за рукав своего друга, говоря.
– У нас, сегодня раздавали темы для  рефератов писать, мне надо в Техсервис идти, в интернет, а то позже где можно будет взять, может, в библиотеке с тобою встретимся. Я пошёл. Ты мне завтра утром в восемь позвони. Сообразим на счёт лекции. Он сел в трамвай и уехал на Привокзальный – это название было больше по нраву народу, чем восьмой и девятый микрорайоны. Город небольшой: девятиэтажки, только что начавшиеся строится в 80-х годах; уже множество магазинов, супермаркетов, салонов и торговых центров. Они всё больше придавали городу красоты. Зелёные газоны, цветы, большие парки, витрины летних павильонов и кафе: создавали в городе особенный колорит городской жизни.

                2

    Проходя вдоль акаций, парень с девчонкой свернули в парк. Пройдя несколько шагов, они услышали, как их кто-то окликнул. Они не оглядываясь, усилили шаг, но эти усилия не остановили их неожиданных путников от разговора и, почувствовав удар в плечо, парень упал, его спутница вскрикнула и наклонилась к своему парню. Двое парней оттолкнули её в темень парка и начали раздевать. Она кричала, раздалась  сирена и, путаясь в одежде, парни, скрепя зубами, бросили пару и побежали в сторону дома культуры, скрылись на лестнице. Машина свернула в парк, девчонка лежала и плакала, её ещё нежные груди были все черны. Парень лежал, и большое пятно крови залило его плечо, он был без сознания. Два  милиционера  наклонились над парой, девчонка и парень были ещё живы. Скорая помощь прибыла  спустя три минуты. Посадили  обоих в машину. Милиционеры уехали. Наутро, придя на лекцию,  Виктор с Игорем первым делом узнали о драке в парке, что Ирку с Олегом избили, и, Ирка была изнасилована. После лекции они поехали в больницу. Что было сказать маленькой Ирке. Они, молча, посидели у неё, пожали руку Олегу и ушли. Сдав реферат, Виктор сидел в пивбаре и пил пиво, Олег немного отошёл после больницы, Ирка сидела дома, весть о её изнасиловании быстро пронеслась по университету, но она пока решила не ходить на лекции. Взяла академический отпуск и обещала вернуться в следующем году на учёбу.

                3

   Игорю досталось писать в реферате об истории города, и он уже второй день ходил по музеям и библиотекам. Перелистывая старые газеты, он читал про Александровский централ, про Михалёвых, ссыльных поляков. Его внимание было направлено на соляной источник, становление села Усолье, появление декабристов, партийные сходки, митинги комсомольцев, строительство домов в селе Усолье, церкви, часовни, мечети, костел. Записав себе в тетрадь, он спрашивал работников музея о Чернышевском и Якубовиче, о поляках, татарах.
– Скажите, а что польские ссыльные были сосланы в Усолье после восстания 1890 года?
– Нет. Это было движения в Польше в 1863 году, движение было подавлено и 20 тысяч поляков было сослано на каторжные работы на сользавод.
- А татары. Разве они не жили в селе, они, что тоже ссыльные?
   Молодая женщина, мягко улыбнувшись, произнесла:
 - О татарах нам малоизвестно. Мы всего несколько лет разыскивали материалы о татарах, но неохотно сами татары дают о себе сведений. Вот что мы имеем в настоящее время. Вот можете посмотреть эту статью: о владельцах конезавода, татарской школе, избе – читальне.
– А, что, мне писать в реферате, ведь так мало сведений, событий. Хоть бы фамилии какие ни будь. О ком у вас есть  хоть небольшой материал? Подавая Игорю газеты старых выпусков, библиотекарь сказала:
- Читайте.
    Игорь поднял несколько старых газет и переписал в тетрадь всего несколько фамилий: Хамзин, Зайнуллин, Азизов, Хисматуллин. Он написал в своей тетраде об открытии острова Варничный и доме, где проживали казаки Михалёвы. Обратил внимание на подпольную типографию, где в 1905 -07 годах печатались листовки усольской группы РСДРП.
   На лекции преподаватель попросила его прочитать свою работу. Выйдя на трибуну, он медленно причитал об истории Усолья.
– Вы, молодой человек, собрали материал очень интересный,  но что – то я не вижу, чем были исторически связаны татары в Усолье? Где вы брали эти материалы.  Может быть вы, Игорь, пересмотрите тему.
    Игорь стоял, не зная, что ему делать. Он просто написал о том, о чём было написано в  материалах библиотеки и музея.
    Преподаватель взяла реферат:
- Ну, я вам поставлю четыре. Вы ещё раз пересмотрите свою работу. Я, думаю, что о татарах вы немного преувеличиваете. Где вы взяли эти сведения об избе-читальне, татарской школе, самодеятельности. Что – то мне, не было известно о татарах, что либо,  кроме мечети. Я вас очень прошу, сведения надо иметь более точные, это ведь история, культура города. Игорь сел за стол. Вечером, когда Игорь пришёл к Виктору, он, сидя у себя дома, посмотрел на Игоря и недовольно повёл плечом, сказал:
– А, что, это она имела ввиду. Ведь я писал о том, какой материал нашёл в библиотеке. Я думал, что это всё собрано из достоверных источников и, всё это можно писать. А, что, у нас татары ничего не делали в Усолье? Но ведь статьи в газете, ведь их проверяют, это факты? Я, думал, что Хамзин, Зайнуллин действительно были владельцами кожевенного завода. А разве татарской школы не было? Мне, по - моему, библиотекарша говорила, что есть кто-то, кто хорошо знает о татарах, но я не пошёл к нему, что я историк, что ли. Да, ладно, четвертак тоже хорошо, ну что, завтра, где встречаемся?
     Игорь вышел за дверь и пошёл домой.
    Лежа вечером, дома на кровати, Виктор ещё немного подумал о сегодняшнем дне и уснул:
- А мне то что, ведь я не татарин.

                4

   В городе говорили о мечети. Что могло привести к этому молодых людей? Труд татар был осквернён низкой выпадкой людей, ставивших себя на сторону вандалов над памятниками. Люди стали говорить, что это не правда. В Усолье - история села началась только  Михалёвыми. Какая – то нотка неуважения татар, очень маленькой общины, звучала в словах людей. Одни просто ненавидели людей татарского происхождения. Другие, смеялись - что это всё сумбур, что татары безграмотный народ, и, что, они могут вообще. Этим самым заставили небольшую общину бороться за свою жизнь своими силами. Маленький народ, весёлый, не унывал и опять песни татар звучали со сцены. В городе уже знали, кто были Хисматуллины, Хамзины. И, встречая их продолжателей рода, дети показывали, а эта тётя учитель, а эта пишет сказки. Но чем больше говорили, тем больше появлялось пересудов о татарах. Как – то события происходившие на Кавказе, проведение вероисповедания, стали накладываться тенью на людей татарской национальности, проживающих в г. Усолье – Сибирское. И эти, не правильные понятия о истолковывания веры исламского происхождения, наложило  большой отпечаток на маленькую татарскую общину.
– Мы не те мусульмане, мы простые татары и живём здесь, более ста лет, в Усолье. Никому ещё плохого не желали, говорил мулла местной мечети, Зикфрит Шакиров.
   В городе стояла какая-то тревожная тень страха; в Москве - террористы, боевики, взрывы. И что же, в Усолье тоже прозвучали теракты в мечети, районном телевидении. Это подталкивало людей к серьёзному разговору с мэром города:
 - Что вы дадите городу через десять лет? Ваши магазины, супермаркеты, кругом наркотики. Что вы ответите городу после пяти лет своего избрания на пост мэра? Осквернение исторических памятников, горят мечети, руки низкой души  людей оскверняют город, память людей, имеющих за своими плечами тяжёлые годы войны, революции. Вы ставите их в тяжёлое выживание среди чёрствых людей? – спрашивали журналисты местного телевидения.
   Мэр города не молчал, но и что он делал:
– Найдём.
  А что это даст. Всё новые средства на восстановление разрушенного и наши руки, приложенные к строительству новых зданий, да только наши усилия, приложенные к восстановлению разрушенного. Люди ведь перестанут верить тому, что было собрано в Усолье за много лет. Нам надо как-то историю Усолья собирать, может быть у старожилов, ведь дети растут, они уходят в телевизоры, музеи их не стали интересовать. Годы Усолья были разными, события ссыльных за бунты татар, переселенцев, по своему решению, на новые земли из Татарстана, клубы, заводы, строились дома, курорт. Историки и краеведы собирали, что могли и валенной фабрике, каторжан, Михалёвых, поляков, татар.

                5

   Тень старого Усолья лежала над городом. Конец 19 века: телеги, еле прокручивая колёсами, двигались по дороге, а за ними шли закованные в кандалы люди. Они говорили на непонятном языке. Осторожно сгрузив вещи, мужчины сели на землю, женщины сидели на телегах. Они прошли много вёрст: уставшие, заросшие, сверкая чёрными глазами, они были  расположены в отдельные тюрьмы, женщин расселили в дома. Позже, отбыв срок, каторжан перевезли в село, где им выделили места и, они, отстроившись, начали жить. Дети играли во дворах, взрослые работали, кто на валенной фабрике, сользаводе, кирпичном заводе. Появилась необходимость в обучении татар, и решили - школу необходимо строить. Деньги быстро собрали, заложили фундамент мечети и школы. Работа шла быстро, ловкие руки мелькали, подавая брёвна, и дом вырос. Дети сидели за столами и учили буквы, татарский язык звучал на всех уроках, указкой по карте, укладывая буквы, мальчишки и девчонки, черноволосые и светловолосые, шмыгая носами, отвечали молодому учителю. Учитель, был из ссыльной семьи. Его отец, отбывал срок: стычки татар, новая вера.
Класс, в котором преподавал Кашаф Хисматуллин 1934 год. Татарская школа.
    Ссылка в далёкую Сибирь. Старость делала своё дело и отец ослеп. Молодой учитель, помогая старому отцу, работал и вечерами, собираясь в клубе, он и его друзья, сестра, жена, ставили спектакли. Молодые татарки весело пели свои песни, учили танцы, и на сцене, заливаясь музыкой татарских песен, звучали мандолина и скрипка. Хорошие друзья, Кашаф и Абдулла встречались в клубе. Магрифа, сидела на диванчике, вновь переживала жизнь  героини. Тёмноволосая женщина, гордый стан был украшен длинной юбкой и белой блузой, нить жемчуга очень хорошо легла на шею, и спокойствие карих глаз, выражали её ум. 
Коллектив татарского театра с 1918 года по 1937 год.
  (первый ряд нижний, слева направо: вторая Магрифа Хисматуллина, третий Кашаф Хисматуллин)
    Она была очень красива, молодой человек, чех, оставшийся в Усолье, сын врача, провожал черноволосую девушку. Касаясь губами, он дышал на её пальцы:
– Что, замёрзла?
- Да, нет. Не очень. Какой вечер? Вы надолго здесь, когда уедете?
- Скоро. Домой хочется, и я ещё хотел бы побыть с тобою. Ты мне пообещай, что не откажешь встречаться со мною. Я очень прошу.
   Его глаза выражали любовь и печаль. Видно, было, ему не хотелось расставаться, но дом, а он не был уже много лет в Чехии, манил его. Ему было очень хорошо с Магрифой. Но девушка была гордая и через некоторое время они расстались. Долгие годы, расстояния, разделяли их. С прошедшими днями, в работе, спектаклях, стали забываться встречи с молодым человеком. Вечерами стала ходить в клуб к брату. Танцевала и играла в постановках. Брат Кашаф, очень хорошо игравший на мандолине и скрипке, весело разговаривал с Абдуллой, молодым абхазским парнем. Шамсизихан, его жена, светловолосая девушка, стройная, стояла в сторонке с подругами на сцене. Девчонки стайками носились по улице, а вечерами, сидя у свечи, собирали татар и читали газеты. Шли военные годы, многих татар забрали на фронт.
– Нет, вы останетесь здесь, это приказ, я на вас бронь поставлю.
   Расстроившись, Минихан и Бары ушли из военкомата на завод. На оборону и здесь надо было работать.
   Дома, жена сказала, у Магрифы горе. Все близкие собрались, чтобы утешить горе молодой женщины. Слёзы затмили глаза молодой Магрифы, сын тихо лежал. Ещё вчера, радость заполняла её сердце, и вот рыдания молодой женщины сотрясали её плечи. Маленькое тельце в белой рубашонке и это было всё, что осталось от родного человечка. Горе утихало у Магрифы, но тоской о детях оседало в груди у Шамси. Шамсизихан, очень переживала, что у неё нет детей. Она говорила Минихану,
- Твоя жена умерла и маленькая Сарра нам очень близка. Отдай нам её. Мы не знаем, почему ты так относишься к Халиде. Но она умерла. Надо было не давать квасу. Ведь знали, что у неё рак. Твоя жизнь, это твоя жизнь. Раз женился на богачке Хадыче, Зайнулке. Это твоё дело. Но Сарру мы тебе не дадим обижать.
    Маленькая Сарра сидела на руках Шамсизихан и вертела головой. Мама, Халида, умерла, и она осталась сиротой. Дядя Кашаф, брат Халиды, поговорил с Миниханом, у которого и так были на руках двое детей - Рашида, приёмная дочь, и Равиль. – Ты молодой, а Сарра и Равиль тебе сейчас у новой жены некстати. Дай нам Сарру. Мы ведь одни, детей нет, а мне она племянница. Что ж поделаешь, первая жена умерла, а мы ей станем отцом и матерью. 
   Сарра, перешла жить к Кашафу и Шамсизихан. Её сиротство было скрашено вниманием тёти и дяди. Она выучилась петь татарские песни. Учась в школе, в далёкие военные годы, Сарра дружила с Марией. Утром учёба, вечером помогали для фронта шить гимнастёрки. Лучина медленно потрескивала, а девчонки пришивали пуговицы. Прошедшие годы войны отзывались теплотой послевоенных лет. Молодая девушка познакомилась с молодым русским парнем. Он приехал в Усолье из Кемерово.
    Вечера были тёплыми, а молодые люди медленно шли по улице, разговаривая друг с другом.
- А, если тебе не разрешат выйти замуж за меня? Ведь я русский.
  Проходили дни и всё же они поженились. Родился сын, назвали Василем, в честь деда матери Василия Бушева.

                6

    Тропа жизни, данная многим, оставит тебе путь. Ты сам пойдёшь по нему. Звёзды над городом, их судьба пересеклась, как  млечный путь астероидами. Камень в душе, боль за близких людей, что может дать тебе судьба твоя? Повернуть историю рода, ввязать к тебе людей с известными фамилиями, своим трудом проложить путь себе? Что же можно сказать о преодолении судьбы. Молодой татарин, судьбою своей, принял путь многих верст из Татарии, родины, где только указы и свой пост молодой души, помеченный царскими указами многих веков, не дали и не оставили крест твоей жизни в ином направлении. Вера, религия – можно ли установить человеку, выбравшему свой путь, веру. Насилие над верой, человека, живущего в своих обычаях и традициях.
   Что, царь указ издал, а Ты  -  принять его готов?
   Как хочется порой сказать, люди, оставьте память веков своим детям, внукам, целым поколениям. И вы увидите, через поколения, свои труды, ваши дети, внуки, донесут ваши дела, дела ваших рук, умов, крупицы истории, но не смертями родов, дававших вам для писания истории свои воспоминания. Как вы будете переносить историю культуры звёзд, историю людей, сложивших целые города, деревни, великие города. Но ведь нельзя уничтожить  души, ценнейшие души Руси. Татарин ли ты, русский ли ты, белорус, литовец, английский принц.
Род Хисматуллиных собрал в себя все пути истории: вера, владельцы мастерских, лавок, артисты, учителя, ветераны войн, плен на войне, гибель в окружении, репрессированные, коммунисты, комсомольцы, оккупация, детский труд – все пути истории России. Указы: царей Михаила, Петра 1, Александра 3, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин, Сталин, революции.
Род – полная история России, 119 лет – с 1891 года.
Ибрагим Хисматуллин  - начало нашего рода.
               
               
17.03.2011 года