С приветом

Валентина Телухова
Стояла пора бабьего лета. В паутинках расплескались искры света. Нравится мне эта пора осенняя. В ней столько грусти. Вот прошло лето, но не все тепло еще отдано этому миру. И этот подарок - несколько дней тишины, покоя, света и тепла. Как будто зарубка на память. Как будто зов из уходящего поезда: "Не забывай!" И как приятно эти дни провести наедине с природой. Сходить в дальний лес, посидеть на полянке рядом с высокими соснами на теплой земле, полюбоваться белками, которые шмыгают в кронах деревьев. Я и собиралась пойти и проведать мои любимые места. В лесу жила моя знакомая белка. Как она находила меня во время моих прогулок - для меня до сих пор тайна. Маршруты свои я всегда меняла. Но стоило мне присесть отдохнуть на пенек или на ствол дерева, как она тут же большой коричневатой каплей спускалась мне прямо в руки. Сразу же отпрыгивала испуганно, но далеко не отходила. Она знала, что сейчас я насыплю ей семечек. Я и насыпала большую горочку на чистом месте. Тогда моя лесная подруга садилась возле такого богатства и начинала угощаться. Как бабушка на завалинке, она ловко разгрызала твердую оболочку, съедала содержимое, а лузгу выпускала такой длинной струйкой далеко в сторону.

Прогулка моя не состоялась. Пришла внучка вся в слезах. Моя второклассница никак не могла выучить заданное стихотворение.

В переполненном трамвае мальчик маленький сидит. И на тетеньку с арбузом с сожалением глядит. Уступить бы тете место. Только папа не велит. Потому что сильный папа не удержит этот груз, взяв на плечи вместо сына эту тетю и арбуз.

У-у-у, как мы учили эту тарабарщину. И рисовала я внучке картинки - подсказки, и пели мы текст в ритме плясовых песен. И вот после тяжких усилий мы запомнили стихотворение. А оно ей зачем? Обогащает словарный запас? Развивает чувство прекрасного? Показывает красоту русского языка? И кто составил такую книгу для чтения для второклассников? Разве мало у нас в России замечательных поэтов? Наше все - Пушкин, и второе все - Лермонтов. И в этот же ряд можно поставить поэзию Плещеева, Бунина и много имен других русских поэтов. А если бы я составляла такой сборник, я бы непременно включила в него тексты стихотворений Афанасия Фета. Этого русского поэта с немецкими корнями. Моего избранного поэта.

Чаще всего глумятся над его строчками, в которых говорится, что он пришел с приветом. И некоторые после этих слов крутят возле виска многозначительно. Мол, с приветом!

С открытой душой. "Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом на листах затрепетало. Рассказать, что лес проснулся. Весь проснулся, веткой каждой, каждой птицей встрепенулся и весенней полон жажды. Рассказать, что с той же страстью, что вчера, пришел я снова, что душа все также счастью и тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет, что не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет!"

Попробуйте запомнить эти строчки и прочитать их в трудные минуты жизни. Полегчает.

И молитва, и стихотворение - ритмическое построение. Чтение стихов очищает и приводит в порядок душу человека. Почти также, как молитва. Это сублимированная человеческая энергия. Поток такой энергии просто льется в стихах Афанасия Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Пронзительно. Правда же? И поразительно.

А какие романсы написаны на стихи этого замечательного поэта! Я вам напомню.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

Что? Вам уже захотелось спеть эти строчки или вспомнить их звучание?

Известен и романс "На заре ты её не буди..." Грустный романс, романс-прощание с любимой, которая зачиталась на ночь французским романом и уснула при непогашенной свече. Огонь опалил подушку. А утром слуги нашли молодую девушку бездыханной. Огонь погас, но она погибла от угарного газа. И так похоже было на то, что она просто спит.

А Гена Ветров выходит на сцену и, кривляясь, поет: "На заре ты её селфани, селфани ты её без бровей!" И зал просто заходится от смеха. А с чего бы?

Верните Фета в свои сердца.
Найдите для него место. Он того стоит.