Ошибка Фридмана-Леметра

Александр Захваткин
В начале 20-х годов прошлого века русский учёный А.А. Фридман (1888 – 1925) вдохновлённый идеями А. Эйнштейна исследовал нестационарные однородные изотропные модели с пространством сначала положительной, а затем и отрицательной кривизны, заполненным пылевидной материей (с нулевым давлением).
Фридман выделил типы поведения таких моделей, допускаемые уравнениями тяготения, причём модель стационарной Вселенной Эйнштейна оказалась частным случаем, и таким образом, опроверг мнение о том, что общая теория относительности требует конечности пространства. Эти результаты продемонстрировали, что уравнения Эйнштейна не приводят к единственной модели Вселенной, какой бы ни была космологическая постоянная. В своей книге «Мир как пространство и время» Фридман пишет о результатах своих исследований:

«Переменный тип Вселенной представляет большое разнообразие случаев: для этого типа возможны случаи, когда радиус кривизны мира, начиная с некоторого значения, постоянно возрастает с течением времени; возможны далее случаи, когда радиус кривизны меняется периодически: Вселенная сжимается в точку (в ничто), затем, снова из точки доводит свой радиус до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку и т.д. Невольно вспоминается сказание индусской мифологии о периодах жизни; является возможность также говорить о «сотворении мира из ничего»».

На страницах научного журнала Zeitschrift f;r Physik развернулась полемика Фридмана с Эйнштейном, которая вызвала резкую критику со стороны Эйнштейна. Однако в следующем году Эйнштейн признал свою ошибку и правоту Фридмана.

По свидетельству В.А. Фока, в отношении Фридмана к теории относительности преобладал подход математика: «Фридман не раз говорил, что его дело — указать возможные решения уравнений Эйнштейна, а там пусть физики делают с этими решениями, что они хотят». [1]

Независимо от Фридмана бельгийский католический священник, астроном и математик Жорж Леметр (1894 - 1966) в 1927 году опубликовал своё объяснение обнаруженного Хабблом красного смещения: наблюдаемое спектроскопически разбегание галактик он отождествил с расширением Вселенной.
Леметр первым сформулировал зависимость между расстоянием и скоростью галактик и предложил в 1927 году первую оценку коэффициента этой зависимости, известную ныне как постоянная Хаббла.

Таким образом, распространённая ныне космологическая модель расширяющейся Вселенной была сформулирована на математической интерпретации открытого Хабблом красного смещения.

Основная ошибка «первооткрывателей» заключалась в том, что они интерпретировали реальные наблюдения, без понимания свойств пространства, воспринимая его как некую виртуальную реальность, которой можно приписывать любые свойства необходимые для объяснения выдвинутой гипотезы. В данном случае уравнений Эйнштейна.

Так Фридман на равных возможностях рассматривал пространство с разной формой кривизны, в то время как реальное пространство не имеет никакой кривизны. То есть с этого момента математика стала в физике «ведущей скрипкой» и стала отождествлять виртуальные умозаключения с реальными свойствами наблюдаемого мира.

Леметр, не понимая свойств пространства поглощать энергию, исходил из принципа классической физики, сформулированного ещё Ньютоном, о том, что любое тело при отсутствии сопротивления со стороны других тел, будет двигаться в пространстве бесконечно. Исходя из этого постулата иного объяснения красного смещения не возможно было придумать.

Таким образом, модель расширяющейся Вселенной базируется на незнании фундаментальных свойств пространства. К сожалению, ситуация в этом вопросе за почти 100 лет принципиально не изменилась.

Вместе с тем, экспериментальная астрономия каждый день приносит всё больше и больше доказательств, что модель расширяющейся Вселенной ошибочна.

Так, в настоящее время возраст Вселенной оценивается по периоду полураспада тяжёлых атомов наблюдаемых в спектре звёзд. При чём, все звезды не зависимо от их расстояния от Солнца, имеют один и тот же возраст около 13,5 млрд. лет:

Звезда HD 140283 находится на расстоянии 60 парсек;
Звезда HE 1523–0901 – 2270 пк;
Звезда CS 31082-001 – 4000 пк.

Таким образом, возраст всех наблюдаемых нами звёзд не превышает 13,5 млрд. лет. На этом основании современная космология оценивает возраст Вселенной на уровне этого значения.

Если бы Вселенная действительно расширялась, то мы должны были бы наблюдать возрастную анизотропию космических объектов относительно центра расширения, так как чем ближе к центру расширения, тем выше температура вещества из которого в последствие формировались исследуемые атомы, поэтому мы должны были бы наблюдать наиболее старые звезды вдали от центра расширения. Вместо этого мы наблюдаем в окружении довольно старых звёзд достаточно молодую звезду Солнце возрастом около 4,6 млрд. лет.

Звёздная система Альфа Центавра находится на расстоянии 1,337 пк, имеет возраст около 6 млрд. лет.
Звезда Барнарда находится на расстоянии 1,828 пк, имеет возраст около 10 млрд. лет.
Звезда Лаланд 21185 находится на расстоянии 2,549 пк, имеет возраст около 10 млрд. лет.

Расположение звёзд и звёздных систем по возрасту в близком окружении Солнца очень напоминает геоцентрическую модель Вселенной до Коперника. Т.е. Солнце по наблюдаемым данным является центром Вселенной, от которого началось её расширение. Это очень напоминает «конфессиональные уши» извращённого антропоцентризма. 

Вместе с тем экспериментальная астрономия все активней копает «могилу» модели расширяющейся Вселенной. Так галактика z8_GND_5296 показала красное смещение 7,51.

Расстояние до объекта определяется из выражения:

d = z*c/H (Мпк)

z – коэффициент красного смещения (7,51);
с – скорость света (300000 км/с);
Н – постоянная Хаббла (67 (км/с)/Мпк).

d = 7,51 * 300000 / 67 = 33627 Мпк = 109,6 млрд. лет

Иными словами мы наблюдаем объект, который удалён от нас на расстояние более 100 млрд. св. лет.[2]

Для того, чтобы объяснить как при среднем возрасте Вселенной около 13,5 млрд. лет, мог существовать объект более 100 млрд. лет назад, пришлось изобретать «фокусы» со временем, которое якобы связано с кривизной пространства. При этом игнорируется тот факт, что никакой кривизны пространства в настоящее время обнаружить так и не удалось. Евклидовский постулат о трёх перпендикулярах экспериментально подтверждён на расстояниях до 10 млрд. св. лет и сегодня нет никаких оснований сомневаться в его незыблемости и на значительно больших расстояниях.

Попытки рассматривать реликтовое излучение как феномен «остаточного люминесцентного свечения» расширяющейся Вселенной в первые мгновения её возникновения, не выдерживают ни какой критики, начиная с того, что реликтовое излучение обнаружено во всех направлениях, то есть оно не имеет заметной анизотропии по отношению к центру расширения. Иными словами мы сегодня находимся в центре расширения радиусом более 243 млрд. св. лет, при этом ни о какой катастрофической плотности не может идти речи. Таким образом, реликтовое излучение как раз является доказательством отсутствия какого либо расширения Вселенной, и веским доказательством её стационарности.


[1] Фок В.А. «Работы А.А. Фридмана по теории тяготения Эйнштейна». УФН. LXXX (3), 1963, с. 353 - 356.
[2] В стационарной модели Вселенной этот коэффициент красного смещения интерпретируется как расстояние около 50 млрд. св. лет