Капли Бурга

Марина Йончен
        Не ищи меня, пожалуйста,
        я ушла гулять по городу
        полутенью, полусветом
        мимо заспанных домов...

                /Вера Матвеева/


        ...А я придумала новый вид терапии. Правда, не проверяла пока ни в каких источниках, на самом ли деле он новый? Что, впрочем, не всё ли равно. Ведь для меня-то он новый. Для меня он моё открытие!

        Долго перебирала названия, но так и не остановилась ни на одном. То странные, то громоздкие. То неблагозвучные. Мегаполисотерапия... как вам? Городотерапия. Или, простите, урбанотерапия, которая совсем уже ни в какие рамки.

        О чём речь, все поняли, конечно. Лечение городом... хотя при чём тут лечение? Терапия, всё-таки терапия. Заимствованный вариант как-то стирает эту выпирающую из русского корня обречённость на признание нассебялюбимых больными. Мы здоровы, мы, конечно, здоровы. Но эта необъяснимая русская тоска, которая с молоком русской матери. Хотя бы капелька этой тоски. И вечно напоминающее о себе ощущение нехватки чего-то, а чего, кто бы подсказал. Только теперь я знаю, чего. И даже имя этому найдено наконец! ...Капли Бурга, так я назвала мою мегаполисо/урбано/городотерапию. Капли — потому что, во-первых, хорошего понемножку. По каплям. А во-вторых, это всё-таки лекарство, как ни открещивайся.

        Вообще-то ещё более близким к тому, о чём я собираюсь рассказать, было бы красивое слово стрит-терапия, ибо не все места в городе, и неважно, в каком, нам подходят, вряд ли кто-то не согласится со мной. Но капли — это что-то старое доброе, душевное что-то. А вот «Бурга» сообщает о том, что совсем не обязательно это должен быть Екатеринбург, как в моём случае. На его месте может быть и другой город. Потому что Бург. Все знают, что на "их" языке это город. Любой.

        Да, и должна предупредить: моя история ничего общего ни с туризмом, ни с арт-терапией не имеет.

        И пока без деталей, без описаний... возможно, и с ними когда-нибудь... когда-нибудь обязательно, потому что Екатеринбург, этим всё сказано...

        Но сегодня только ощущения, пока не покинули навсегда.

        Истории, собственно, никакой и нет, просто вчера очутилась я в центре Екатеринбурга... знаете, так бывает... идёшь по городу, и вроде бы ничего особенного вокруг не происходит... тротуары, машины, прохожие, давно знакомые здания... и ни к чему из перечисленного ну никак не просятся даже самые скромные, из вежливости, эпитеты, настолько всё обычно... но кто-то включает в тебе кнопку, что с некоторых пор я обозначила для себя как magic moments. Толчок откуда-то изнутри, и ты вдруг понимаешь: тебе хорошо. Вот просто хорошо. И чувство, что всё в твоей жизни случилось, все желания сбылись, и нет больше никаких желаний, и чего тебе ещё, если вот он, миг, ради которого.

        Взлетаешь.

        Плывёшь по воздуху, не отрываясь от асфальта, и... светишься. Светишься себе. И отчего? Ну отчего?! Казалось бы.

        Словно выпил эти волшебные капли Бурга, и...

        Доктор, пропишите мне их! Чтобы всегда были с собой, так, на всякий случай...

        А может, в погоде всё дело? Она вчера была на редкость. Другие дни у нас если солнце, то агрессивное, греет, как ест тебя, запивая твоим же мозгом. И если ветер, то порой из тех, с которыми тоскливо жить... А вчера город как будто слегка потерял ориентацию в пространстве, заблудился где-то рядышком, например, с Сочи... Это ведь там такое ласковое солнце, какого нам... случайно?.. подсыпали с неба вчера. А ветер... с чем сравнить вчерашний ветер? Разве с прикосновением к слуху английской речи, как если бы она состояла из одного-единственного, но своего, неповторимого h? Нет, это совсем не то, не русское, не грубое, шершавое, беспардонное «ха». У англичан произнести h — это как дышать. На обледеневшее стекло, чтобы оттаяло...

        Я, наверное, таким стёклышком и гуляла вчера по Екатеринбургу. Оттаявшим осколком вечно замёрзшего окна в Европу*...


        ...Лето, господа. В Екатеринбурге лето. Приезжайте к нам летом, угадайте погоду, закажите погоду, привезите, наконец, погоду нам такую, что случилась здесь вчера. Не вините город, а значит, тех, кто живёт в нём, за убиенных не ими Романовых. Не ищите в нём бесов и постарайтесь понять всех, кто устал от нескончаемого возведения храмов рядом с храмами...

        Ищите в городе — людей. Город — это не здания, не архитектура, не проекты, даже не храмы. Город — это люди.

        Приезжайте посмотреть на лица людей в этом городе, в мегаполисе. Постарайтесь в центр, где бьётся его, мегаполиса, удивительное сердце. Много, очень много молодых лиц. Много хороших, иногда уставших, иногда озабоченных, но хороших.

        Посмотрите в эти лица, глаза. И тогда, возможно, поймёте, почему я была так счастлива вчера... просто гуляя по городу...



...................................................



* "Окно в Европу" — всем известно, так принято называть Санкт-Петербург. Что для меня до сих пор загадка. Окно из Европы в Европу? А вот Екатеринбург, что так же известно всем, стоит на границе Европы и Азии. Граница условная, и тем не менее...