История моста через Биру

Владимир Бердичевский
              ИСТОРИЯ МОСТА ЧЕРЕЗ БИРУ.
На дальней станции сойду. Запахнет мё-о-о-дом,
Живой воды напьюсь у журавля.
Здесь все моё, мы все, мы все отсюда ро-о-дом,
И васильки, и я, и тополя.  (М. Танич).


Часть первая.

Что такое Родина?

 Самый первый ответ – то место, где ты появился на свет. Россия, Украина, США, Нигерия, Камбоджа, Китай – кому повезло, кому – нет.
Отличается понятие РОДИНА от понятия - место рождения?
Вот моя старшая внучка родилась в Одессе. Через год наша семья эмигрировала в США. Сегодня я спрашиваю внучку:
-Хазанова знаешь?
-Нет.
-Кобзона знаешь?
- Нет.
 -Жванецкого знаешь?
- Что-то слышала.
-Ельцина знаешь?
-Нет.
Знает Сталина, Горбачева, Путина.
Зато всех американских политиков, эстрадных звезд знает по именам, в курсе всех внутриамериканских событий. Рвется в Одессу, где родилась, где жили ее предки, ее пра-прадед Хаим , попавший в книгу Паустовского «Время больших ожиданий». Помните обьявление «Рухнул дуб»? Это о нем.
Американка. Ничего из «совка». Где ее Родина? За какую страну она возьмет в руки автомат?
А «историческая родина» для евреев? «Зов предков» или место рождения?  Каждый мыслит по-своему.
После разгрома Германии десятки тысяч бывших «пленяг», лиц, насильно вывезенных в Германию, детей, оставшихся без родителей должны были решать вопрос: возвращаться на Родину или нет. Большинство решило возвратиться. Говорили:
-Родина, как мать! Она – накажет, она и пожалеет.
Не пожалела.
Сами знаете.

Родина – мать! Ребенок любит свою мать, даже если мать – наркоман и лишена родительских прав. Природа.
Каждому – свое.

Моя Родина – БИРОБИДЖАН! Я его люблю, думаю о нем, он в моих мыслях, слежу за его жизнью, пишу о нем, стремлюсь к нему. А живу в США, где мне – хорошо. Ну и что?
Я живу в Сан-Франциско, одном из красивейших городов планеты. Любуюсь его природной красотой, его уникальной архитектурой, зданиями, встроенными в гору. Заходишь в госпиталь, поднимаешься на лифте на 5-й этаж. Приехал с противоположного направления к тому же госпиталю, запарковался, заходишь через самооткрывающиеся двери, сразу попадаешь на тот же этаж. Никакого лифта, ты уже на 5-м этаже. Едешь по главной улице района. Остановился на стопе, и вдруг, на мгновение, пахнуло детством, запахом родного болота. Камыши заглянули в окно машины.
 Удивительно мне.
Горжусь тем, что я среди тех, кто может любоваться городом.
 Сегодня 17-е ноября, вышел на прогулку, солнце светит, почти 22 градуса по Цельсию, ветра нет, что необычно. Вижу старую китаянку с зонтиком от солнца. Вспомнил день 7-е ноября, на Родине, когда лед на реке подломился, и я оказался в ледяной воде по пояс.
Правда, и в Сан-Франциско я , однажды, видел старую чернокожую женщину в меховом пальто в июле.

С Биробиджаном- иначе. Это мой город. Принадлежит мне, как мои родители. Он мой, с Бирой и Сопкой. Навечно. Красивый и ухоженный. Маленький, но мой, как небольшой частный дом с жильцами, в котором я – хозяин.

У меня сомнений нет, где моя Родина.  А государство российское – это другое. Не мое оно.Я чужой для него. Был и есть.


Часть вторая. 
                ИСААК.

Однажды, я сидел дома один, проверял тетради учеников. Пришел гость – невысокий человек, приятной наружности. Отрекомендовался директором школы в районном центре, недалеко от Биробиджана. Приехал к моему отцу, бывшему директору школы того же района, с которым гость часто встречался на учительских конференциях и, даже, за столом. Познакомились. Гость, назовем его Исаак, доверительно рассказал мне о своей жизни. Школа, в которой  он был директором, занимала два здания. Один из его сыновей школьного возраста был чемпионом по шахматам маленького здания, а второй сын- чемпионом большого здания. Надо сказать, что впоследствии оба сына стали учеными, кандидатами наук. Еще Исаак мне доверительно рассказал, что борется с чиновниками за восстановление некоторых льгот для жителей Еврейской Автономной области и всей южной части Хабаровского края, которые отменил Хрущев. Но больше всего меня поразил его рассказ об его аресте и допросе в местном НКВД.
( Небольшое отступление)
История моста через Биру.
Этот длинный деревянный мост был построен при Хавкине, первом руководителе Биробиджана. Говорили, что мост через Биру – самый длинный деревянный мост в СССР. Может, и правда. Более полукилометра. Очень прочный. Выдерживал проход танков, которые базировались в поселке Сопка, где стояла танковая часть на протяжении полувека. Мост проходил над живописнейшим местом Биробиджана, по дороге к прекрасному стадиону, любимому месту молодежи тех лет. Слева был виден хорошо остров на Бире, где располагался городской Парк Культуры и Отдыха, весь покрытый природным лесом с пробитыми аллеями и аттракционами. Справа- живописный необитаемый остров на середине реки с густыми зарослями дикой малины и боярышника. Любое мрачное настроение улетучивались при виде такой красоты.
 Мост служил честно, но и он постарел. Автобус уже доезжал до моста и останавливался. Пассажиры шли через мост пешком, а на противоположной стороне садились на другой автобус, который довозил до места. Так продолжалось до конца постройки нового железного моста в другом, не столь живописном месте. Сегодня через Биру ведут два железобетонных моста,а танковой части уже нет. Нет нужды. Китай – друг России, да и большАя часть населения Биробиджана говорит не на еврейском, а на китайском.
Поджог.
Рассказ Исаака:
Меня обвинили в попытке поджога деревянного моста через Биру. Я  это обвинение отрицал.Допрашивали, угрожали. Однажды, во время допроса вошел высокий майор, спросил у следователя:
-Ну что, признается?
-Нет, товарищ майор, не признается!
-Этот шибздик?
Майор неожиданно ударил меня в челюсть.
Я упал. Пинком он меня поднял, посадил на стул. Я выплюнул кровь вместе с тремя выбитыми зубами.
Дали придти в себя.
Решил «признаться».
Рассказал, где взял керосин, паклю, где держал это. Рассказал, что знал о том, что на другом берегу Биры – воинская часть. Без моста часть неэффективна, потому и решил поджечь мост.
Как «японский шпион» был осужден.
Эту историю из своей жизни мне рассказал лично Исаак. Он со своей женой, тоже учительницей, долго пробыли у нас. Беседовали, кушали, смеялись. Все эти четверо школьных учителей были, примерно, одного возраста, выходцы с Украины. У них было о чем поговорить.
 Я ушел по своим делам. Когда вернулся, моя мама мне сказала, что у Исаака есть дочь, красивая девушка, только закончила медицинское училище в Биробиджане. Он и его жена хотят меня, молодого учителя 22-х лет с ней познакомить. Я согласился.
Но есть пословица:
-Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о твоих планах на завтра.
Не пришлось, о чем сожалею.
Часть третья.
Слово – не воробей!
В моей книге, которая называется «Трижды еврей Советского Союза» есть фрагмент «Дом, который построил Хавкин» , о жильцах нашего дома, которые были репресированы. Их были 7 человек на 10 квартир.
В их число входил и Исаак.
Указал я и его фамилию, правда, имя  другое.
И что же вы думаете, дорогие читатели? В жизни все бывает. «Ожил» давно покойный Исаак, пусть ему земля будет пухом.
 Меня нашел один из сыновей Исаака, тот самый «чемпион маленькой школы» по шахматам. Он потребовал исправить неточности в биографии отца.
1. Отец отбывал наказание не в Нерчинске, а в пос. Кимкан ЕАО.
2. Он не катал тачку с рудой, а пилил лес.
3. Исаак «не признался», хотя его и били.

 Я извинился за неточности в моем тексте, сразу изменил  и фамилию Исаака, имя уже было изменено при написании, на совершенно нейтральную, так что все неточности отпали. Но я имел ввиду именно Исаака, поэтому
обьяснил «шахматисту», и обьясняю Вам, дорогие читатели, почему в моем тексте Исаак катал тачку с рудой, а не пилил лес в пос. Кимкан Облученского района.
В Одессе я работал в музык. школе преподавателем вместе с Борисом Евгеньевичем Вадоном, виолончелистом, французом по-происхождению. Его предки приехали в Одессу еще до революции. Один из них, Вадон, упоминается в рассказе Бабеля, как преподаватель французского языка гимназии, где Бабель учился. Борис Вадон очень походил на Исаака и внешне, и судьбой. Был осужден по ложному обвинению. Его посадили, как французского шпиона, который передавал "секретные сведения" капиталистам, работая в оркестре Одесского цирка. Через два года освободили. Так вот он то и «катал тачку с рудой»  на прииске. Мне Исаак не рассказал, где он отбывал срок, и я дал ему в руки тачку Вадона.

Исаак “признался». Он мне это сказал, я помню очень хорошо, вопреки упрекам «шахматиста» в возрастной забывчивости. Умный человек Исаак сделал это, без сомнения, не из боязни побоев. Он понял, что закона нет и ничего доказать нельзя, можно лишь стать инвалидом, поэтому сознался в том, что является полнейшим абсурдом. Полукилометровый мост нельзя сжечь с помощью керосина и пакли, зажигая его с одного конца. А бегать незаметно по пешеходному мосту, даже ночью,  невозможно. Кроме того, абсурд в том, что «японский шпион» , скорее всего, получил бы взрывчатку от своих хозяев для быстрого подрыва. Думаю, что из-за этого абсурда в обвинениях Исаака и освободили столь быстро по сравнению с обычным 10-летним сроком. Кстати, также, как и Вадона.
 Так бывает, дорогие читатели, с воспоминаниями, которые даже через 50 лет могут задеть и обидеть прежде неизвестных тебе людей.
Возможно, я неправ, публикуя настояшие фамилии героев моего текста.
Такова история вокруг моего любимого моста через мою любимую реку Биру, которая течет в самом центре моего любимого города.
До скорой встречи!