Невелички из архива - часть 6я

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2019 06 23 

Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".


Лидия Кузьмина-Сапогова


       «НЕВЕЛИЧКИ» из архива –
                часть 6я


                Предисловие из 1й части – для тех, кто не читал. С дополнением.


Просматривая свой архив,
всегда обнаруживаю «позабытое-позаброшенное» -
когда-то записанное, да так и не взятое в тексты (по разным причинам).
Понимаю, что львиная доля и не будет взята... Не доберусь.

Есть удивившее, страшное, грустное, смешное, «на раздумье», просто интересное – всякое (по истокам, объёму, значимости - далее).

На пробу опубликую пока несколько – из мелочей,
потому назову «невеличками». На миниатюры не тянут (а рубрику эту ставить придётся).

Хотелось бы иначе… чтобы стали органичными частями  большого… Если по старой формуле, сказать можно так:

                Хорошо – романом бы в тысячу листов!
                Можно «невеличками», но уже не то.

Ну – хоть так, а то будет никак.



Из личного,
из услышанного,
из прочитанного. 

__________________ Сегодня добавляю:

планировала зарыться в архивы глубоко – первым делом достать, что постарее. В итоге выходит: что подвернулось. Пусть.
Не судите строго – «поток сознания». Начала про одно, вспомнила другое, свернула к третьему – т.д.
К тем, кто такую манеру изложения не приемлет – отношусь с пониманием.
Осознаю, что инет-данные могут быть не вполне достоверны. За возможные ошибки приношу извинения.


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 1

Языковые тесты («и снова «здравствуйте» - в который раз):
прохожу нередко – как попадутся. Если нравятся – рекомендую знакомым.
 
Недавно («по наводке», заслуживающей доверия), прошла очередной. Интересно. Отправила ссылку туда-сюда.

Приходит ответ (подруга):
«У мамы получилось 111000 и 100%, хотя она не хотела проходить тест».

(111000 – запас слов, а про «индекс»:
«Ваш индекс внимательности — 100%, вы не отметили ни одно ненастоящее слово как знакомое и правильно уточнили значения всех проверочных слов».

Главное:
её маме 83 года, между прочим. Виват!

У меня запас обозначился изрядно меньше – 103 (но внимательность тоже 100) –
а в то же время получила известие, что «Ваш результат лучше, чем у 99% опрошенных. Если сравнивать только с респондентами вашего возраста, ваш результат лучше, чем у 95% опрошенных».

Порадовалась – «есть ещё порох».

                А тууут!
Конечно, сомнений в крутизне культурного уровня Людмилы Сергеевны у меня (с 4х моих лет) нет и не было. Но ведь возраст!
Справедливости ради надо сказать, что по профессии она – переводчик. Тем не менее!
Очень рада. Моя собственная мама, недавно отметившая солидный юбилей (от теста отказалась), подвергается постоянным
(в основном лишь профилактическим, к счастью) нападкам с моей стороны:
считаю, что (кроме, конечно, заботы о здоровье вообще)
всем (а «возрастным» безусловно) необходимо тренировать мозг всеми доступными способами. Чем чаще – тем лучше.
Из самого доступного – чтение, но у неё тут всё и всегда норм (и количество, и качество). Сейчас про Троянскую войну читает.
Кроссворды, а как же, благо они теперь везде (качество оч разное, да).
И прочее – мнооого чего (и не секрет). К примеру, с целью заставить считать в уме (а сама-то плохо считаю…), лезу с задачами типа «а вот сколько ты отдашь за 4 килограмма «этого», если 320 грамм стоит «вот стока»?
Иногда считаем, иногда она отмахивается, шутя: «Зачем мне 4 кило «этого»?
Хохочем.
_____________ Вспоминаем из Алексея Толстого:
«– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врёте, ни одного…
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Два…
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

_____________Из Линдгрен тоже:
«Карлсон кивнул.
— Приступай!
И Малыш приступил.
— Вот мама даёт тебе, допустим, три яблока…
— Я скажу ей спасибо.
— Не перебивай меня, — сказал Малыш. — Если ты получишь три яблока от мамы, и два от папы, и два от Боссе, и три от Бетан, и одно от меня…
Докончить ему не удалось, потому что Карлсон погрозил ему пальцем.
— Так я и знал! — сказал он. — Я всегда знал, что ты самый жадный в семье, а это что-нибудь да значит!
— Подожди, сейчас не об этом речь, — сказал Малыш, но Карлсон упрямо продолжал:
— Вот если бы ты дал мне большой пакет, я быстро развернул бы его, а там кило яблок, и две груши, и горсть таких мелких жёлтых слив, знаешь?
— Перестань, — сказал Малыш. — Я же говорю про яблоки для примера, чтобы научить тебя сложению. Так вот, ты получил одно яблоко от мамы…
— Постой, — сердито закричал Карлсон. — я так не играю! А куда она дела те два яблока, которые только что собиралась мне дать?
Малыш вздохнул.
— Милый Карлсон, яблоки здесь ни при чём. Они нужны мне только для того, чтобы объяснить тебе, как надо складывать. Теперь ты понял, в чём дело?
Карлсон фыркнул.
— Думаешь, я не понимаю, в чём дело? Мама стащила у меня два яблока, как только я отвернулся.
— Перестань, Карлсон, — снова сказал Малыш. — Итак, если ты получишь три яблока от мамы…
Карлсон довольно кивнул.
— Ну вот видишь! Надо уметь за себя постоять, я всегда это знал. Я люблю порядок: что моё, то моё. Я получил три яблока от твоей мамы, два от папы, два от Боссе, три от Бетан и одно от тебя, потому что ты самый жадный…
— Да, так сколько же у тебя всего яблок? — спросил Малыш.
— А ты как думаешь?
— Я не думаю, я знаю, — твёрдо сказал Малыш.
— Ну тогда скажи! — попросил Карлсон.
— Нет, это ты должен сказать.
— Больно воображаешь! Скажи! Держу пари, что ты ошибёшься.
— Напрасно надеешься! — сказал Малыш. — У тебя будет одиннадцать яблок.
— Ты так думаешь? — переспросил Карлсон. — Вот и попал пальцем в небо. Потому что позавчера вечером я сорвал двадцать шесть яблок в одном саду в Лидингене, но потом я съел три штуки и ещё одно надкусил — ну, что ты теперь скажешь?
Малыш молчал, он просто не знал, что сказать. Но потом он вдруг сообразил.
— Ха-ха! Всё ты врёшь, — сказал он. — Потому что в июне ещё нет яблок на деревьях.
— Верно, нет, — согласился Карлсон. — Но тогда где вы-то их взяли, яблочные воришки!
И Малыш решил отказаться от своего намерения научить Карлсона сложению.
— Но теперь ты хоть знаешь, что это за штука — сложение.
— Ты думаешь, я раньше не знал, что это то же самое, что рвать яблоки, — сказал Карлсон. — А этому меня учить не надо, я сам с этим неплохо справлюсь.
Я ведь лучший в мире мастер по сложению яблок, и, когда у меня выберется свободный часок, мы полетим с тобой за город, и я покажу тебе, как надо браться за сложение»


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 2 

Про слова.

Уточняла значение слова «Эсбе». 

«Хеспенгау, или Хаспенгау, или Эсбе — так в раннем средневековье назывались земли вокруг Тонгерена, на юге современной бельгийской провинции Лимбург» -

это было искомое (вики).

Попутно узнала, что ещё
«ЭСБЕ
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (сокр. ЭСБЕ) — русская универсальная энциклопедия».
                Прежде не обращала внимания.


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 3

              Про острова - и от них к Венере.

Не так давно (и радостно) открыла, что существует остров Лескова!
Ура! Открыт Беллинсгаузеном и Лазаревым в… 1819? А… как же это? Он – 1831… 
Да так. В честь офицера шлюпа «Восток» Аркадия Лескова. Аааа….
Ну, перефразируя простоквашинского Шарика: наверное, был хороший человек, раз его именем остров назвали.

(— Я думаю, они были очень хорошие люди, — сказал Шарик, — раз их именем пароходы назвали. И они ни за что бы не стали ёлки рубить.
Э. Успенский «Зима в Простоквашино»

В мультфильме немного по другому, но это и так все помнят, потому взяла литоснову. )

Из вики, в сокращении:
                ***небольшой необитаемый остров в архипелаге Южные Сандвичевы острова в южной части Атлантического океана. Входят в состав заморской территории Великобритании Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (то есть принадлежат Великобритании, но не являются её частью).

Вместе с соседними островами Высоким и Завадовского образует архипелаг Траверсе.
Площадь острова Лескова составляет от силы 0,3 км;, а сам он вулканического происхождения. Он отличается от остальных Южных Сандвичевых островов двумя особенностями. Во-первых, остров Лескова расположен вне цепочки, которую образуют соседние острова. Во-вторых, его грунтом является главным образом не базальт, как у других островов, а более чем на половину андезит. ***

                Попутно выяснила, что это – южные, а есть «просто». Их-то Кук открыл – у нас его каждый знает, хотя бы по Высоцкому.
 
***Сандвичевы острова, архипелаг в центральной части Тихого океана – Hawaiian Islands, они ж Гавайские. Наиболее крупные: Гавайи, Мауи, Молокаи, Оаху, Кауаи, Ниихау, Ланаи.

Гавайские острова для европейцев открыл 18 января 1778 года знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук во время своего 3-го путешествия по Тихому океану (здесь же он и погиб 14 февраля 1779 года, когда вернулся на зимовку после плавания по северной части Тихого океана). Кук дал им название Сандвичевы острова (это название использовали до конца XIX века) в честь Первого лорда Адмиралтейства Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвича***

Может, удастся запомнить и не путать.
А остров Лескова – хорошо, что такой есть.

____________________ О, сколько в мире островов!

Сегодня искала «про Кипр» - родственники туда собрались и хотят узнать, где ж именно явилась миру Афродита (слышали про некую бухту). С целью там искупаться.
И вспомнила – ассоциация...
См. ниже.


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^4

У меня (и двух моих подруг) рост 164. Шутим, что в нас от Венеры Милосской
(упоминание часто встречается – про ту, что была куплена Людовиком XVIII и теперь в Лувре обретается: у неё якобы 164),
ох-ах, один только рост, а хотелось бы...
Потом кто-то из нас обнаружил, что «так, да не так».
«Высота статуи Венеры Милосской — 2,02 м, пропорции тела при перерасчёте на рост 164 см составляют 89-69-93».

Ах – при перерасчёте…
Даже с ростом облом!!! Не говоря уж…

_________ Посмотрите историю её «нахождения» (она же Афродита с острова Милос), оч интересно.

Только два отрывка из вики:
«По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Стамбул».

«Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи».

                Где же теперь эти руки?


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 5

Не обращать внимания на мелочи? – наверное.
Все (и всё) несовершенны. Вроде надо, чтоб (если о человеке) был приемлем в целом – от восприятия всеми пятью чувствами до речей и поступков. А частности? – сквозь пальцы. У нас свои частности имеются – спасайся, кто может…

____________ Есть в архиве запись – рассказ знакомой о первом её муже.

Предсвадебный период (а знакомы меньше года - важно). Крылья за спиной, всё конфетно-букетно и пр.
Дальше прямая речь – для лучшего восприятия, не буква в букву – смысл.

«Мы вдвоём. Что-то смотрим, болтаем, едим мандарины. То есть чистим – и кормим друг друга, через поцелуй. Я плавлюсь от нежности, закрываю глаза.
И…
Что?
У меня во рту не долька, а кусок кожуры… ?
Открываю глаза. Любимый ошибся, сейчас он…
???
Хохочет… ?
Сделал это нарочно… ???!!! Как… ? Как это… может быть?
Когда я – вот так, доверчиво, прильнув, разнежась…
Ему смешно… ???!!!
Разрыдалась.
Стал щекотать, целовать: да пошутил, ну что ты, они мытые.
М ы т ы е…
Я ушла.
Несколько дней, в череде его извинений и мягких упрёков в «отсутствии юмора» рвалась напополам. Была влюблена со всем пылом юности – и ничего не могла поделать с охватившим страхом.
... Помирились...
«Больше так не делай», робко - просила я.
«Мелочь, забудь», - отвечал он.
… Чёрта с два мелочь!
(Надо было…ну, подождать хотя бы. Не зря раньше сначала – помолвка. Узнавание. В разных ситуациях.)
Именно это и разрушило наш недолгий брак:
его обычай равнодушно, спокойно и даже весело («для смеху», походя) злоупотребить доверием, неожиданно сделать больно (или стыдно) - в момент, когда объект «без панциря». Зачем? – я не понимала. Леденела.
И его непонимание, непризнание того, что такой поступок – жесток. "Ты обостряешь".
Не только в отношении меня… но мне-то он – муж! Самый близкий – и? От близких стократ мучительнее».

Она говорила, что долго не могла решится на второй брак:«Боялась. До дрожи».
( И уже после расставания прочла в его гороскопе: равнодушен к чувствам окружающих и не видит никакой причины их щадить! – чуть в обморок не хлопнулась и в гороскопы не уверовала навек. )

Много позже замуж вышла, «проверив чувства» кандидата так и эдак. Хорошо – тут встретила понимание, бережное терпение и оттаяла потихоньку. Перестала бояться панически, заново научилась доверять.

__________ У Кристи в «Автобиографии».
«Я поняла–думаю, все женщины рано или поздно это понимают,– что причинить боль по-настоящему может только муж. Потому что нет никого ближе; ни от кого ваше повседневное душевное состояние не зависит так, как от него. И я решила: больше никогда и никому не сдамся на милость».

К счастью, леди Агату разубедил археолог Макс Мэллоуэн.
(К слову – на 15 лет моложе. Он шутила, что тут повезло: для мужа-археолога жена чем старше – тем интереснее.
Увы - не всем так фартит… )

________ А я анекдот вспомнила.
- Что тебе, внучка, пожелать в день рождения?
- О, встретить мужчину, без которого я не могла бы жить!
- Желаю встретить такого, с которым ты могла бы жить.

________________________________ Ещё рассказ - приятельницы.

У всех появляются новые знакомые – по случаю. Проходят стадию сближения. Потом или допускаются в «свой круг» - или.
              «Вот одна такая дама («приятная во всех отношениях») подходила всё ближе. Однажды зашла, я в грусти. Спрашивает, рассказываю: в семье у нас кое-кто сделал глупость. То есть: не проявил разумной осторожности, вылилось это в ощутимую финансовую потерю для всех нас – и в полный отказ от запланированной общей радости. Обидно. Рассказываю горячо, расстроена – а она вдруг рассмеялась.
Засмеяться по-разному можно. Тут – радостно. Несколько секунд, пока она не опомнилась, было видно, что – рада.
О-па…
Повисла пауза.
Потом, ясно, заглаживание: «ох, прости, вот удивляюсь такой наивности, да как же можно, ах, это печально, как же вы теперь, сочувствую» и пр.
Ладно. Ну – может, мне показалось. Всё ж нормально было, она милая. Проехали.
«Оказалось, что не казалось».
Нам она ничего устроить не успела – пострадали общие знакомые и вопрос допущения в круг растаял дымом с белых яблонь».

_______________Два случая. Оба – про смех? - так вышло почему-то.

Перечитав, стала вспоминать свои разочарования:
от беспоследственных до ранивших глубоко – некоторые раны так и не зарубцевались полностью, поныне лучше и не прикасаться.

Констатирую: звонки были,
от мелодичных до пронзительных… теперь понимаю (тем самым умом, которым каждый крепок). Мелочи разного калибра. Оказавшиеся не мелочами вовсе.

                … Что ж делать?
Как не впасть в крайности от сверхподозрительности до «была не была», «нам не дано предугадать».
Не знаю…
Ищем гармонию? - не «мелочиться» - и не игнорировать… что? – намёки… чьи?
Просто не отмахиваться от очевидного, думать: что бы это значило. А чувства… говорят, и шестое есть?
Если есть – пусть поможет.
Кто не малый, не старый, не больной тяжело – сам себе прогнозист, винить некого.
Ошибаемся и будем ошибаться – но хоть поменьше и не максимально травматично.

… Моя однокашница-украинка часто говорила (пишу на слух, простите, если ошибки):
«Бачилы очи, шо купували, ишьте, хучь повылазьте».

Нечего на одни очи пенять, коли…

Всем удачи!


========================= 2019 06 23