О философских терминах

Виктор Лёвин 3
o Абсолют - понятие философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
o Абстракция - формирование понятий для обозначения образов реальности.
o Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
o Аристотелизм - в узком смысле — учение последователей Аристотеля о форме, способах познания, мышлении; в более широком смысле слова — истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях.
o Гегельянство - философское течение, исходящее из учения Гегеля и развивающее его идеи.
o Деизм - религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху просвещения, согласно которому Бог,  сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
o Дуализм - философское учение, исходящее нз признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.
o Душа - понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.
o Идеалнзм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно, зависимо от духовного идеального начала.
o История философии - история становления философии как единой системы знаний или философии как науки.
o Киники - одна из так называемых сократических школ в Древней Греции, стремившаяся не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколь-ко к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни (Антисфен, Диоген Синопский и др.).
o Критический рационализм - направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой" модели рациональности, верной для всех и во все времена.
o Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, фи-зического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
o Материя - бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
o Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
o Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.
o Мифы - архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах.
o Монада - понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия.
o Монизм - способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
o Неокантианство - направление в философии последней трети 19 — первой трети 20 веков, пытавшееся решить основные философские проблемы, исходя из толкования философии И.Канта.
o Неопозитивизм - направление в философии 20 века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.
o Номинализм - философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что они не отражают действительность, а существуют только в мышлении.
o Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
o Пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога.
o Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков.
o Персонализм - теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога.
o Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
o Понятие - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
o Прагматизм - течение в современной философии, считающее практическую полезность знания источником истинности, подчеркивающее, что философия есть способ решения человеческих проблем.
o Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
o Рационализи - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
o Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов.
o Скептицизм - направление в философии, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э, не допускавшее возможности достоверного знания и возможности ра-ционального обоснования норм поведения.
o Софисты - условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5 — первой половины 4 века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, и др.).
o Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект.
o Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получила наиболее полное развитие в Западной Европе в средние века.
o Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
o Теодицея - религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло.
o Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
o Теория - в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о законо-мерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.
o Теория – в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.
o Томизм - направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского.
o Феноменология - философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной об-ласти философского знания — рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.
o Философия - одна из форм мировоззрения; предметом исследования является отношение «человек- мир»; особая форма общественного сознания, являющаяся рефлексией над духовной культурой общества.
o Функция - отношение двух (группы) объектов, при котором изменению одного сопутствует изменение другого.
o Экзистенциализм - иррационалистическое направление в современной философии, возникшее вначале 20 века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта.
o Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.