Сны замка

Сергей Козырев 2
\
               
               

     Я – старый замок.  Я стою на горе, у подножия которой расположен густой лес. Невдалеке протекает река, огибая равнину, за рекой находится небольшая деревня. Я стою здесь очень давно, так говорят люди – забавные двуногие суетливые существа.  Я не чувствую времени и мне часто снятся сны.  Люди постоянно чем-то заняты, они суетятся, что-то приносят мне, что-то уносят, они меняются. Одни приходят и уходят, затем приходят другие.
     Люди умеют разговаривать, иногда мне кажется, что я понимаю их, иногда – нет. Особенно мне нравятся люди небольшого роста - малыши, а ещё старики. Когда-то, очень давно, люди родили меня или, как они говорят, построили.  Припоминаю, как это происходило.  Смутно помню, как строили мой фундамент. Его строили грязные, молчаливые люди, они рыли землю и укладывали камни, которые лежали здесь недалеко. Говорят, что здесь было языческое капище. Сны о тех старых-старых временах были тёмные, грустные и неинтересные.
     Хорошие, весёлые сны появились, когда стали возводить мои стены. Камни привозили на телегах, которые тащили странные четвероногие слуги людей – лошади.  Строили меня долго и медленно. Люди, строившие меня, были не местные, они приехали откуда-то издалека и говорили на языке, отличавшемся от языка жителей деревни. Эти люди жили в большом сарае, построенном из дерева здесь же, рядом.  Они очень тщательно и аккуратно обрабатывали каждый камень, не спеша прилаживали один камень к другому, вырезали фигурные части, из которых составляли колонны, арки и другое. Я полюбил этих людей, они тоже любили меня. Помню, как нежно они заглаживали швы между камней, убирали неровности, с какой любовью подготавливали и укладывали каждый камень на моих стенах.
     Каждый день они любовались мною и даже разговаривали со мной. Я очень хотел ответить и сказать им, как я им благодарен, но не смог.
     Особенно мне нравился один человек, он был старше остальных, его голова была седой, почти белой. Каждое утро он приезжал ко мне из деревни на осле, одевал фартук и начинал руками ощупывать мои стены. Говорили, что он плохо видел. Но руками он видел больше, чем другие видели глазами.  Он проверял каждый камень, правильно ли он уложен, хорошо ли обработан. Иногда седой сердился и заставлял других разбирать часть кладки и переделывать её. Мне это было неприятно, но потом, когда работа продолжалась, я всегда чувствовал себя лучше. Все строители уважали седого и всегда выполняли его приказы.
     Каждое утро я радостно приветствовал седого человека и он знал это. Мне кажется, что он понимал меня, мои мысли и чувства. Седой был немолод, он быстро уставал, начинал тяжело дышать и часто садился отдыхать.
     В то время в деревне быстро построили два больших дома. Их деревянные стены и соломенные крыши весело блестели на солнце, они гордо посматривали на меня, мои же стены в то время были невысокими и неказистыми. Мне было неловко и даже стыдно за мою невзрачность и я завидовал этим новеньким, сверкающим на солнце домам. Седой понимал меня. Стоя на стене, он погладил рукой мои камни и сказал: «Ничего, они прослужат не долго, ты же будешь стоять века…»
     Мои стены поднимались всё выше и выше, а седому становилось всё хуже. Ему стало трудно ходить, но он по-прежнему каждое утро приезжал и не хотел отходить от меня. Однажды седой упал и не смог больше подняться.  Другие люди бережно подняли его и увезли в деревню. Больше седой не приходил. Я очень скучал по нём, мои камни помнили его руки, их ласковые прикосновения, я часто вспоминал о том, как он разговаривал со мной, заботился обо мне. Что-то подсказывало мне, что я – его сын, его душа каким-то чудесным образом перешла ко мне, стала моей сущностью…
     Знаю, что где-то за деревней есть кладбище и седой лежит там.  Если бы я мог ходить, я пошел бы на его могилку… но я замок и теперь уже взрослый, даже пожилой.
     После смерти седого прислали другого главного человека, он тоже был добр ко мне, его глаза были острыми, руки сильными, он быстро ходил, громко разговаривал. Строительство пошло быстрее. Я уважал этого человека, но его руки не были так нежны и трепетны, как у седого. Однажды на стройку приехал высокий человек со шпагой, в дорогой одежде, при его появлении все рабочие сняли шляпы и поклонились. Даже главный человек-строитель разговаривал с гостем тихо и почтительно, что-то объяснял, показывая на меня. Человек со шпагой медленно обошёл стройку, что-то спрашивал, поднялся на башню и оглядел окрестности.
         Вскоре он уехал, а я узнал, что это был мой хозяин, барон, вся земля вокруг и всё, что на ней находилось, принадлежало ему. Через некоторое время все строители оставили меня и ушли куда-то. Я видел, как опустела деревня, а вдалеке, по пыльной дороге двигались вооружённые люди, одни были пешими, другие на лошадях, проезжали повозки и пушки. Говорили, что идет война.
        Однако скоро война окончилась и ко мне вернулись строители. Это были другие люди, молодые и веселые, только старший строитель был прежним. Я узнал его по голосу, а вот лица не узнал - оно стало неузнаваемым из-за большого шрама, полученного, как я догадался, на войне. Работа шла быстро, весело, вскоре все стены, башни и вообще все каменные работы были окончены. Каменщики ушли, но вскоре пришли новые люди, которые умели работать с деревом и железом.
        Они устанавливали балки, стропила, перекрытия, окна и двери, на стройке запахло свежими опилками, а ещё краской, олифой и чем – то ещё. Рабочие менялись: одни строили крышу, накрывали её новенькой блестящей черепицей; в некоторых местах крыша была из железа, другие оштукатуривали стены, укладывали полы, красили, наносили какие-то рисунки и узоры… Самые искусные рабочие украшали меня, устанавливали мебель, закрепляли люстры, гобелены и всё прочее. Через некоторое время все работы были окончены. Говорили, что я был очень красив и похож на замок самого короля, только поменьше.
        Человек со шрамом был со мною постоянно, последнее время он даже жил во мне и следил за тем, чтобы всё было сделано как следует. Наконец, когда всё было готово, приехал барон со своей семьёй. Он щедро расплатился с человеком со шрамом, и тот уехал. Мне было жаль расставаться с ним, так же, как и ему со мной. Он признался мне, что любит одну бедную девушку, а теперь, когда он получил много денег, он сможет уехать и жениться на ней. Мне кажется, я понял его.
        Далее началась весёлая и пёстрая жизнь. Вместе с бароном приехала красивая молодая дама, на её одежде было множество перьев и блестящих предметов, с ними приехали два маленьких человечка, мальчик и девочка, весёлых и шаловливых, и ещё множество других людей, одеты скромнее, но также весёлых и шумных. Одни готовили еду, другие возились с какими-то вещами, третьи ухаживали за животными, другие за растениями и хозяйственными постройками. Людей было много и все занимались какими-то своими делами.
         Вообще люди – странные и интересные существа. Они появляются откуда-то в виде небольших, размером с дыню, свёртков, затем они становятся всё больше и больше, зачем начинают ползать, потом ходить, разговаривать, петь и только после этого начинают заниматься какими-то полезными делами. Однако вскоре с людьми происходит что-то неладное: они перестают смеяться и работать, медленно двигаются, всё чаще лежат, а затем вовсе перестают разговаривать и двигаться. Другие люди уносят их куда-то за деревню и больше они не появляются. Это очень огорчает меня - как только я привыкаю к какому-то человеку и он начинает мне нравиться - очень скоро приходится расставаться… Потом появляются новые люди, и всё повторяется.
             Впрочем, иногда и с молодыми людьми случаются странные и непонятные события. Однажды я видел, как дочь барона долго гуляла в парке с красивым молодым человеком, они долго обнимали друг друга и шептались в густой аллее. На следующий день молодому человеку слуги принесли клочок бумаги. Взяв его в руки, молодой человек долго смотрел на него, а затем сел на коня и уехал. Через некоторое время дочь барона также получила лист бумаги и, быстро прочитав его, спрятала в складки одежды. Поздним вечером того же дня я видел, как она поднялась на башню и долго стояла там, а из её глаз текла вода. Я понял, что она страдает, мне было жаль её, но я ничем не мог помочь. Подняв руки к небу, девушка сделала шаг и с криком упала вниз. Её тело в белых одеждах стало неподвижным… Семья барона и все слуги долго горевали, а тело девушки унесли куда-то…
        Иногда в безлунные ночи тень девушки появляется откуда-то, она бродит с поднятыми руками по коридорам и останавливается на башне. Иногда тень пытается заговорить, но я не понимаю её.
        Барон, его семья и все слуги менялись, одни уходили, другие приходили, или появлялись из тех, что жили здесь раньше. Все они хорошо относились ко мне и я любил их. Они украшали меня, мои башни гордо и весело сверкали на солнце, стены, крыша, окна и двери выглядели прекрасно, комнаты были обставлены резной мебелью, на полу и на стенах были великолепные ковры и гобелены. Многие люди из деревни также любили меня, но были и такие, которые ненавидели, грозя кулаками в мою сторону.  Смутно я понимал, что люди злились на моих обитателей, а не на меня – ведь я ничего плохого им не делал.
        Однажды ко мне подъехал кортеж из нескольких карет. Барон со своей семьёй и слугами встречали гостей у ворот. Из самой большой кареты вышел человек в красивой шляпе с перьями, в одежде, расшитой блестящими камнями и все, даже барон, низко поклонились ему. Я слышал, как один из слуг сказал другому: «Это наш король». Гости пробыли два дня и уехали куда-то на север.
         Были хорошие времена, но были и плохие. Однажды наступили тяжелые, смутные времена, я услышал слово «война». Деревня опустела, многие мои обитатели ушли куда-то и не вернулись, остальные были в унынии. Не было слышно музыки и смеха, не было кому ухаживать за мной…
        Мне стало очень грустно - зачем людям убивать друг друга, зачем разрушать то, что они построили, зачем разрушать замки… Я услышал, что где-то далеко, в столице, разрушили замок, который назывался «Бастилия» только за то, что этот замок принадлежал королю.
          Если король чем-то провинился, при чём же здесь замок?
          Со временем жизни стала стремительно меняться. Вместо повозок с лошадьми появились новые, разноцветные блестящие повозки, которые двигались быстро, но было непонятно, что их толкает, да ещё с такой скоростью. Появились какие-то машины, приборы, столбы с проводами и прочие мудреные вещи. Изменился внешний вид самих людей, их одежда, обувь и всё прочее. Дороги стали шире и более гладкими, деревня также преобразилась - дома стали выше и выглядели не так мрачно, как раньше.
         Войны давно уже не было и жизнь стала спокойной и размеренной… Что касается барона и его семьи, то мне больше нравились старые порядки. Нынешний барон, как и все его домашние, мало чем по виду отличается от своих слуг, да и от жителей деревни также. Все одеты почти одинаково, никто никому не кланяется. В старое время крестьяне были одеты очень скромно, барон же всегда был одет в роскошные одежды, на голове его была красивая шляпа с перьями. При встрече с бароном крестьяне снимали свои шляпы и низко кланялись -теперь этого нет и в помине. Однажды я видел, как барон пожал руку одному фермеру и разговаривал с ним, как с равным... Ну и порядки!
        Несмотря на новшества, жизнь в целом не очень отличается от прежней. Впрочем, иногда случаются странные вещи…
        Однажды ночью мой сон был прерван странными звуками, доносившимися с неба. На большой высоте надо мной кружил странный предмет в виде большого круглого стола, из которого исходило сильное жужжание и хлопки. Вдруг из него вылетело несколько лодок, которые разлетелись в разные стороны и стали снижаться. Через некоторое время стол начал светиться и рассыпать искры, как фейерверк, после этого развалился на мелкие части и исчез. Лодки в это время слетелись в одну стаю и спустились на поляну около меня. Из лодок вышли существа, которые тут же начали рассматривать меня и мои окрестности. Существа эти находились в светящихся прозрачных шарах. Рассмотреть пришельцев как следует было трудно, но я понял, что это - не люди, а гости, прилетевшие с неба. Вскоре прилетел другой круглый стол, опустился на землю, подобрал лодки с пришельцами, быстро взлетел и исчез в темном небе. Мне показалось, что гостей с неба заинтересовал именно я, поскольку их шары долго кружили вокруг…
                ………………………………………
       Прошло много лет и теперь я - пожилой и почтенный замок. Я оброс зелёным плющом, который густо покрывает мои стены и башни в некоторых местах. Днём проезжающие по дороге люди всегда любуются мною, и это приятно.
        В последнее время ко мне часто приезжают группы людей - специально, чтобы полюбоваться мною. Барон водит их по всем этажам и башням, что-то рассказывает, затем гости обедают в большом зале, иногда спускаются в погреба, где барон угощает их винами.
        Ночью, при свете луны, мне снятся разные сны, но чаще всего во сне я вижу седого человека, который приходит ко мне, и я ощущаю прикосновения его ласковых рук…

                2019