Синергия в управлении предприятием

Виктор Лёвин 3
    Сегодня применяются разные методы расчета эффективности работы предприятий. Чаще всего такие расчеты осуществляются в процессе разработки бизнес-планов. Однако бизнес-планы являются гипотетическими, обращенными к будущей деятельности предприятия. Между тем, в практике управления возникает необходимость оценки эффективности текущей деятельности.

    Для этой цели могут применяться принципиально новые методы и модели. В предлагаемом материале рассматривается метод синергетических оценок.
Синергетика представляет собой новое научное направление. В его рамках разрабатываются методы решения организационных задач. Причем организация берется в окружении некоторого хаоса, случайностей, учитываются временные траектории развития организации и т.п. Ее методы рассчитаны на получение комплексной оценки конечных результатов развития организации. Подобные результаты характеризуются как своеобразный синергетический эффект.

    Такой эффект соотносится с рядом показателей. Прежде всего учитываются итоговые доходы от комплексного использования различных видов ресурсов (финансовых, производственных, технических, технологических, информационных, интеллектуальных и др.)

    Синергетический подход предполагает, что комплексный доход предприятия превышает сумму дохода от использования тех же самых ресурсов по отдельности. Одновременно предполагается, что предприятие должно искать такие товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем сумма эффектов составляющих частей. В западной литературе эффект синергизма называют эффектом «2+2=5».

    Аналогию понятию синергетического эффекта можно обнаружить в одном из известных принципов рыночной экономики, называемом эффектом масштаба. Его смысл связан с получением дополнительной удельной экономии при производстве и реализации продукции. Специалисты подчеркивают, что при одном и том же объеме инвестиций фирма, производящая весь ассортимент однородной продукции, может получать сравнительно большую прибыль или иметь существенно меньшие издержки, чем узкоспециализированные компании. С этим связано также повышение устойчивости фирмы в соответствующем целевом сегменте рынка. Ее устойчивость реализуется, если проводится гибкая политика в выборе направлений производства и сбыта собственной продукции. Синергетическое мышление у руководства позволяет усилить конкурентоспособность фирмы, поскольку управленческие решения качественно меняют показатели системы «прибыль-затраты». Снижение издержек способствует снижению цен на свою продукцию. В итоге фирма может позволить себе затратить больше средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, чем конкуренты, может максимизировать норму возврата инвестиций (или, иначе, показатель рентабельности капитала) и тем самым привлечь к себе дополнительных инвесторов. Наибольший практический интерес представляют следующие типы синергетизма:

    Синергетизм продаж. Он имеет место тогда, когда для нескольких различных видов изделий фирмой используются одни и те же каналы распределения, общие складские помещения для их хранения, а управление процессом продаж осуществляется централизованно, на основе применения современных информационных технологий. Общая реклама, одна и та же система формирования спроса и стимулирования сбыта продукции - все это способствует увеличению дохода, получаемого на один вкладываемый рубль.

    Инвестиционный синергетизм характеризуется совместным использованием имеющихся у фирмы производственных мощностей, общих запасов материально-технических ресурсов, одной и той же технологической и инструментальной базы, производственного оборудования, площадей, сборочно-испытательных стендов, возможностью оперативного переключения проводимых научных исследований и практических разработок с одного изделия на другое в зависимости от конъюктуры рынка.

    Оперативный синергизм является результатом более эффективного применения основных средств и кадрового потенциала фирмы за счет использования необходимой маневренности, рационального распределения накладных расходов между новыми и уже выпускающимися изделиями с целью сохранения необходимого уровня конкурентоспособности, совместного проведения обучения и повышения квалификации персонала, осуществления крупных закупок сырья, материалов, комплектующих изделий.

    Синергизм менеджмента. Здесь синергетические эффекты можно описать тремя переменными: увеличение прибыли (дохода), снижение текущих расходов (издержек) и уменьшение потребности   в инвестициях.Все три переменные непосредственно связаны с фактором времени. Поэтому четвертым видом синергизма можно считать ускорение процессов, охватываемых этими переменными. Когда такую проверку переменных осуществляют на практике, то общий эффект синергизма можно выразить посредством расчета величины денежных потоков (или нормы возврата капитала. Однако сделать это не всегда удается, особенно при стратегических товарно-рыночных расчетах, в которых фирма зачастую не имеет большого опыта. Тем не менее, накопленный опыт расчета эффективности различных видов синергизма является вполне достаточным, чтобы с ним можно было знакомить заинтересованных специалистов, вести в этом направлении необходимые научно-исследовательские работы и тиражировать результаты этих работ.

    Широкое ознакомление заинтересованных специалистов с рассмотренными выше вопросами и дальнейшая их разработка представляются весьма актуальными, так как будут способствовать выходу экономики России из кризисной ситуации. Подобные разработки уже ведутся. Интернет подсказывает о наличии многих аналогичных статей.