Пешка третья. Гл. 3

Андрей Морковкин
Оглавление.
Пролог
Глава 1. Второе рождение истребителя.
Глава 2. Производство истребителя. Выпуск, заводы, серийные номера, модификации.
Глава 3. Части вооруженные самолетами Пе-3.
Глава 4. Боевое применение Пе-3. Задачи. Списки потерь.
Глава 5. Конструкция самолета. Отличия модификаций. Войсковые доработки.
Эпилог


Глава 3. Части вооруженные самолетами Пе-3.

Примечание автора: данная глава находится в работе. По некоторым частям информация есть. По некоторым ищется, как прямолинейно, по названию части, так и косвенно, по ЖБД ВА и фронтов. Если у вас есть информация по одной или нескольким частям, указанным в данной главе, буду очень благодарен, если позволите ознакомиться с ней.


95 ИАП.

Самый известный авиационный полк, воевавший на самолетах Пе-3 и Пе-3бис завода№39. Этот полк первым освоил Пе-2 и участвовал на них в параде 1940г, он же был первым вооружен и самолетами Пе-3. Единственный полк, который прошел и закончил войну на самолетах Пе-3. Один из немногих полков, в котором тяжелые истребители использовались по своему прямому назначению.

Периоды вхождения в действующую Армию:
95 бомбардировочный авиационный полк
23.06.41 – 05.09.41
10.10.1941 – 10.03.1942 Передан ВВС (Пер.12)

95 Краснознаменный истребительный авиационный полк самолетов «Пе-3»
05.03.1942 – 09.05.1945 (пер.17)

95 СБАП был сформирован в ВВС Московского военного округа в апреле 1940г. Его вооружение составляли бомбардировщики СБ. В феврале 1940 полк начинает перевооружение на самолеты Пе-2, а 1 мая уже участвует на них в параде. До начала войны входит в состав 46 ад.

В июне 1941 был выведен из состава 46 ад и подчинен  непосредственно ВВС Западного фронта. Подробного описания боевых действий за первый период обнаружить не удалось. В конце августа 1941г, был отозван с фронта и отправлен на перевооружение на самолеты Пе-3.

25 сентября полк был переименован в 95 ИАП. В некоторых источниках упоминается, что первые боевые вылеты полк совершил в сентябре 1941г, сопровождая транспорты с английской делегацией из Вологды в Москву. Упоминается про отражение 3-х атак истребителей противника, но это кажется сомнительным, учитывая географическое расположение Вологды и линии фронта на конец сентября 1941г.

В ЖБД 6 ИАК за 1941г первое упоминание о 95 ИАП встречается в конце сентября 1941г:
29.09.1941г 95 ИАП был включен в состав 6 ИАК, с местом дислокации аэр. Инютино.
 
В боевом составе 6 ИАК на 30.09.1941г отмечено: 5. 95 ИАП аэр.Инютино, самолеты Пе-3, самолетов – 20, летчиков – 20.

К 20.00 01.10.1941г 95 ИАП. 17 экипажей на самолетах Пе-3 с аэродрома Чкаловская перебазировались на аэродром Инютино.

Таким образом, растиражированное мнение о том, что 95 ИАП получил на вооружение 40 Пе-3, не соответствует действительности. Ситуацию с данным заблуждением, вероятно объясняет запись в альбоме «История и боевой путь 9ББАП», который перевооружался на Пе-3 не намного позже 95 ИАП: Получили во время боевых действий 40 Пе-3. Было передано в другие части – 22 Пе-3.

Точное количество самолетов в 95 ИАП на 01.01.1941г установить не представляется возможным. Скорее всего оно было в пределах от 17 до 23 самолетов. В соответствии со штатом 015/156 бомбардировочные и истребительные полки формировались двух эскадрильного состава. Количество самолетов в эскадрилье 9 самолетов. И дополнительно 2 командирских самолета. По этому штату состав 95 ИАП должен был иметь 20 самолетов Пе-3. Но известны случаи, когда полки получали по 22-23 самолета.

В журнале боевых действий за октябрь 1941г отмечено 5 не вернувшихся с боевого задания самолетов Пе-3. А состав полка на конец месяца – 14 летчиков, и 16 самолетов, два из которых не исправны. В конце ноября количество летчиков уменьшилось до 12, а число самолетов увеличилось до 17.

В феврале состав 95 ИАП увеличился до 25 экипажей и самолетов за счет переданных из 208 БАП 10 самолетов Пе-3 и 12 экипажей.

При отсутствии зафиксированных потерь самолетов Пе-3 за февраль 1942г, на 01.03.1942г количество исправных Пе-3 составляет лишь 13 самолетов и 9 неисправных.

Последняя запись в ЖБД 6 ИАК, касающаяся 95 ИАП датирована 04.03.1942г: 95 ИАП в количестве 18 экипажей убыл из 6 ИАК в ВМФ. Упоминаний о Пе-3 в дальнейшем в ЖБД 6 ИАК больше не встречается.

На Северном Фронте полк приступил к боевым действиям 15 марта 1942г. Активно привлекался к разведывательным и бомбардировочным задачам, в результате чего понес ощутимые потери.

С 25.06.1942г входит в состав ОМАГ, обеспечивая воздушное прикрытие конвоя PQ-16 в составе 1 эскадрильи. Вторая убыла на пополнение мат.частью.

После расформирования группы 05.11.1942г участвовал в сопровождении торпедоносцев, самостоятельных атаках малых судов и бомбардировках береговых объектов и сооружений противника.

Трижды пополнялся: 6 сентября прибыла 2 эскадрилья в полном составе – 12 Пе-3бис. В августе она участвовала в  боях на Сталинградском фронте. Потерь не имели. В ноябре 1942г получил самолеты от убывавшего на переформирование 13 ИАП. В июле 1943г получил материальную часть расформированного 121 ИАП. В начале 1944г в полк прибыло пополнение – 8 молодых летчиков.

Серийные номера Пе-3 первого состава заканчивались 24 серией.
Более подробно боевая работа этого и других полков будет рассмотрена в главе 4.



208 БАП

Периоды вхождения в действующую Армию:
208 ближнебомбардировочный авиационный полк
22.06.1941 – 04.08.1941
15.10.1941 – 12.03.1942 Переформирован в 208 ШАП

208 СББАП начал формирование 15 октября 1940г на аэродроме Калинин в составе 46 АД МВО. Комплектование личным составом производилось из 163 и 165 РАБ (Торжок и Иваново) и школ ВВС КА. Формирование было закончено в феврале 1940г. До июня 1941г полк проходил ускоренное обучение и уже 18 июня 1941г был перебазирован на аэродром  Клиново в составе 5 полностью укомплектованных самолетами СБ эскадрилий (52 самолета). Командовал полком майор Коломойцев, Военный комиссар – батальонный комиссар Иваненко, начальник штаба майор Вобликов.

После начала войны 208 СББАП был усилен еще одной эскадрильей СБ (9 самолетов) и 30 июня приступил к боевым действиям. С 30.06.1941г по 14 июля 1941г полк безвозвратно потерял 55 самолетов, 33 летчика, 34 штурмана и 38 воздушных стрелков. Передав в 134 СБАП оставшиеся 6 самолетов и 10 экипажей, оставшийся личный состав убыл на переформирование и переучивание на самолеты Пе-3 в город Тамбов.

В «Боевом пути 208 ШАП» 1946г допущена ошибка. В июле 1941г не было не только самолета Пе-3, не было даже указания о его проектировании. Вероятно, полк отправили переучиваться на Пе-2, а в начале августа переиграли и вместо Пе-2 дали Пе-3.

С 04.08.1941г по 15.10.1941г полк прошел переучивание на Пе-3 и был перебазирован на аэродром Чкаловская в распоряжение 6 ИАК ПВО Москвы. Первое упоминание в ЖБД 6 ИАК от 24 октября 1941г: 208 АП в числе других полков, включая 95, штурмовали аэродром Мигалово (Калинин). Из этого вылета не вернулось 3 Пе-3.

В составе 6 ИАК полк выполнял задачи, как по штурмовке и бомбардировке войск противника, так и патрулирования.

С 15.10.1941г по 16.01.1942г 208 БАП потерял 14 Пе-3 (12 самолетов боевые потери, 2 самолета – не боевые потери) и 21 члена экипажа (11 летчиков и 8 штурманов). На основании приказа по 6 ИАК №02 от 19.01.1942г полк передал в 95 ИАП 10 оставшихся самолетов Пе-3 и 12 экипажей. Оставшийся личный состав отправился на переформирование и переучивание на самолет Ил-2.

В ряде источников, включая «Боевой путь 208 ШАП» упоминается о потери 10 самолетов Пе-3 и передаче в 95 ИАП 10 самолетов. Но к ЖБД 208 АП 227 ШАД у меня доверия больше. Получается, что при 14 потерянных самолетах и 10 переданных, начальный состав полка был 24 самолета. Либо было пополнение по 1-2 самолета не отраженное в документах 6 ИАК и 208 АП. Установить истину, скорее всего уже не удастся. Можно только утверждать, что серийные номера Пе-3 208 АП были до 26 серии, включая ее. Если будет доподлинно установлено, что какой-либо Пе-3 208 АП имел номер 27 или 28 серии, это будет означать, что пополнение 208 АП отдельными самолетами было.

13 ИАП

121 ИАП

28 ОРАЭ

118 РАП

9 ББАП

54 СБАП

511 БАП

27 ОРАЭ

40 АПР ГК

38 ОРАЭ  > 3 ОРАП > 1 ОДРАЭ > 10 ОРАП

321 ОРАЭ > 6 ОДРАЭ > 72 ОРАП




322 ОРАЭ

Периоды вхождения в действующую Армию:
322 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья
23.01.1942– 01.04.1942 Расформирована

316 РАП

Периоды вхождения в действующую Армию:
316 разведывательный авиационный полк
22.06.1941 – 30.12.1941г.

90 ОРАЭ

Периоды вхождения в действующую Армию:
90 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья. Сформирована на базе 316 РАП 30.12.1941г
30.12.1941 – 18.06.1942 Обращена на формирование 8 ОРАП 18.06.1942г

91 ОРАЭ

Периоды вхождения в действующую Армию:
91 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья. Сформирована на базе 316 РАП 30.12.1941г
30.12.1941 – 18.06.1942 Обращена на формирование 8 ОРАП 18.06.1942г

8 ОРАП

Периоды вхождения в действующую Армию:
8 отдельный разведывательный авиационный полк. Сформирован на базе 90 т 91 раэ.
18.06.1942 – 12.05.1944
16.07.1944 – 11.05.1945

4 РАЭ

В Перечне №24 не значится.


Исследование состава вышеперечисленных 6 авиационных частей похоже на лихо закрученный детектив, который удалось раскрутить лишь частично. К сожалению, журналы боевых действий велись в подразделениях от полка и выше, и соответственно данных документов 322, 90 и 91 ораэ просто нет. А в журналах боевых действий ВВС Юго Западного Фронта, столь малая единица как эскадрилья, занимает очень скромное место, если ее боевые действия или их отсутствие вообще не забывали вписать в журнал. Объединены эти авиационные подразделения по времени участия в боевых действиях в составе ВВС Юго – Западного фронта.

316 РАП. По наиболее распространенной версии входил в состав ВВС КОВО в составе 62 САД. На вооружении имел 3 самолета СБ и 39 самолетов Як-2 и Як-4, на которые экипажи полка не были переучены. За полтора месяца боев (к концу июля 1941г) полк утратил боеспособность и в конце 1941г был расформирован.

На его базе были образованы 90 и 91 ораэ, которые вошли в состав Юго - Западного фронта, вооруженные самолетами Су-2. На 01.03.1942г 90 ораэ располагала 0/3 Пе-2, 1 Су-2, 1 У-2, 1 УСБ; 91 ораэ располагала 0/1 Пе-3, 5/7 Су-2, 1 У-2.

18.06.1942г на базе 90 и 91 ораэ был сформирован 8 ОРАП, вооружение которого изначально составляли самолеты Су-2. После сдачи их в ремонт в июле 1942г полк получил взамен самолеты Пе-2 и Пе-3, 9 из которых было потеряно в Сталинградской битве.

В целом, информация о нахождении в действующей армии и переформированиях взята из Перечней №12 и №24 и не вызывает сомнений. Сомнения вызывает самолетный состав этих частей.

В боевом составе ВВС ЮЗФ за 22.07.1941г в 316 РАП действительно числится суммарно суммарно 15 самолетов, из которых 4 – Як-4, оставшиеся 11 не указаны. В боевом составе на 25.07.1941г уже 9 Як-2 и 1 СБ. На 13.09.1941 – 1 Як-2, 1 Як-4, и 4 Су-2. На 6 самолетов 14 экипажей.

Миграция самолетов между частями фронта не являются целью данного исследования, но они указывают на то, что 316 РАП в ходе боевых действий все же пополнялся материальной частью и имел не только Як-2, Як-4 и СБ. Не вызвало бы сомнений и утверждение о том, что 90 и 91 ораэ изначально были вооружены самолетами Су-2. Предполагая миграцию, аналогичную той, которая была в 316 РАП, можно было бы предположить, что 1 Пе-3 в 91 ораэ был передан из 322 ораэ.

Но совершенно случайно я наткнулся на фрагменты воспоминаний Гавриила Елецких, опубликованных его сыном. Мне удалось связаться с Сергеем и по материалам неопубликованной книги Гавриила Елецкого удалось восстановить интересные факты.

В конце сентября 1941г в 506 БАП приходит распоряжение о перегонке 3 Пе-3 на свой аэродром. Самолеты успешно перегоняются. Это Пе-3, выполненные в разведывательном варианте (заводской вариант с фотоаппаратами?) Вооружение – 2 крупнокалиберных пулемета в носовой части (Пе-3 выпуска 1941г не первых серий). Практически сразу экипажи, перегнавшие самолеты, приступили к разведке.

В первых числах октября 1941г 3 экипажа 506 БАП откомандировывают в 316 РАП. Командировка планировалась на несколько дней, но судьба распорядилась иначе. И Гавриил Елецких продолжил службу уже в 316 РАП.

В летной книжке Гавриила Елецких, который был штурманом Пе-2, и Пе-3, за октябрь месяц 1941г было указано:
16.10.41. тип самолета: Пе-3 Количество полетов: 1 днем. Продолжительность 1.55. Разведывательный полет.
Всего полетов боевых за октябрь = 9 = t=18ч 30м
Нач. штаба 3аэ 316 РАП капитан Хмель

Откуда взялась 3 эскадрилья в разведывательном полку в октябре 1941г, когда все полки были переведены на 2-х эскадрильный состав? Вероятно прикомандированные экипажи сначала были включены в состав полка, как 3 эскадрилья. В этом подразделении сделано 7 вылетов в ноябре 1941г. Вопрос с наличием Пе-3 в 316 РАП перед его расформированием снят! Остался вопрос о их количестве.

Следующая страница датирована уже мартом 1942г. Экипаж П. Рожкова и Г.Елецких был переведен в состав 90 ораэ.
В своих воспоминаниях,  Г.Елецких упоминает, что 23 июня 1941г: «… Так экипаж лейтенанта П.Рожкова, в котором я был штурманом, похоронили второй самолет Пе-3 из трех имевшихся».

В оперативной сводке ВВС ЮЗФ за 26.12.1941г, до расформирования 316 РАП, упоминается потеря 1 Пе-3. Кроме 316 РАП в составе ВВС ЮЗФ не было подразделений, вооруженных самолетами Пе-3.

Еще одна дата потери Пе-3 указана в книге Гавриила Елецких – 16 октября 1941г. Самолет был подбит, сел на вынужденную посадку без выпуска шасси. После снятия пулеметов, сожжен экипажем.

Получается, что в начале октября 1941г, в 316 РАП было минимум 4 самолета Пе-3. Все они были потеряны (16.10.1941, 26.12.1941, 17.02.1942 и 23.06.1942г). 17.02.1942г в 90 ораэ было потеряно еще 2 самолета – 1 Пе-2 и 1 Су-2.

На некоторое время оставим 90 и 91 ораэ, и рассмотрим 322 ораэ.
322ОРАЭ. Сформирована в 15 ОРЗАП на базе 317 ОРАП. Переучивание на Пе-3 прошло в Приволжском военном округе. 20 января 1942г 322 ОРАЭ вошла в состав Юго – западного Фронта в составе 10 самолетов Пе-3 и 97 человек личного состава.

Боевую работу эскадрилья начала в январе – феврале 1942г. Информации о потерях за январь - февраль нет, но некоторые источники упоминают, что на 01.03.1942г в составе эскадрильи осталось 1/3 Пе-3.

В таблице боевого состава ВВС ЮЗФ на 05.03.1942 числится 1/2 Пе-3 без привязки к боевому подразделению. 6 марта количество самолетов уменьшилось до 1/1 Пе-3. И эти два самолета фигурируют в таблицах боевого состава до 25 марта, в которой в примечаниях в п.1 указывается, что 24 марта 1942г не вернулись с боевого задания 2 Лагг-3 и 1 Пе-3 322 ораэ.

И вот здесь возникает вопрос: если в таблице учитывался состав только 322 ораэ, в каких документах учитывались 2 Пе-3 90 ораэ и возможно 1 Пе-3 91 ораэ? К сожалению изучение документов ответа на этот вопрос не дало.

Официально 322 ораэ прекратила боевые действия 01.04.1942г, однако еще некоторое время спустя  упоминалась в документах ВВС ЮЗФ.

На момент формирования 8 ОРАП, есть только не достоверные данные о 2 Пе-3, один из которых числился на 01.03.1942г в 91 ораэ, а второй вероятно в 322 ораэ. Про самолет 91 ораэ в официальных документах информации нет. О Пе-3 из 322 ораэ – предположительно в боевом составе ЮЗФ.

Таким образом, в состав 8 РАП могло войти 2 Пе-3 1941г выпуска. Достоверность информации о вооружении полка в момент его формирования самолетами Су-2 я оставляю на совести авторов статей, а вот перевооружение его в июле 1942г самолетами Пе-2 и Пе-3 и потеря указанных самолетов не подтверждается. В ЖБД 8 ОРАП с 1 ноября 1942г по 2 февраля 1943г указано 9 сгоревших и не вернувшихся с боевого задания самолетов, но все эти самолеты Пе-2. Ни одного упоминания о самолетах Пе-3 нет.


Такой же загадкой является и 4 раэ, которая не упоминается в Перечне №24, но в то же время отмеченная в Донесении о боевом и численном составе частей ВВС ЮЗФ на 12.11.1942г. Аэродром базирования Березовка, состав 6 Пе-2 и 4 Пе-3. Судя по полному составу, эскадрилья была сформирована летом – осенью 1942г и могла иметь на вооружении самолеты Пе-3бис последнего выпуска завода №39.


215 ОДРАЭ > 4 ОДРАП > 98 Гв ОРАП

1 ДРАП

2 ДРАП > 2 АПР ГК

Запасные части ?

Дополнение главы и продолжение следует...