Пешка третья. Гл. 2

Андрей Морковкин
Оглавление.
Пролог
Глава 1. Второе рождение истребителя.
Глава 2. Производство истребителя. Выпуск, заводы, серийные номера, модификации.
Глава 3. Части вооруженные самолетами Пе-3.
Глава 4. Боевое применение Пе-3. Задачи. Списки потерь.
Глава 5. Конструкция самолета. Отличия модификаций. Войсковые доработки.
Эпилог



Глава.2 Производство истребителя. Выпуск, заводы, серийные номера, модификации.

На момент запуска Пе-3 в серийное производство, бомбардировщики Пе-2 делали 4 авиационных завода: в Москве №22 и №39, в Казани №124, в Иркутске №125. Рассмотрим эти производства и их мощности немного подробнее.

Постановлением КО СНК №275сс от 23 июня 1940г и приказом по НКАП №309сс от 23 июня 1940г о развертывании производства Пе-2 на заводах №22 и №39, была установлена программа выпуска самолета: на заводе №22 50 самолетов в 1940г и 400 самолетов в 1941г; на заводе №39 – 30 самолетов в 1940г и 400 самолетов в 1941г. Головным определялся завод №22 в Филях, где располагалось ОКБ В.М.Петлякова. Авиационный завод №39, расположенный на восточной окраине Ходынского поля был дополнительным. Однако к концу 1940г именно на нем удалось собрать 1-й головной самолет с номером 390101. На заводские испытания он был сдан 9 декабря, облетан 15 декабря 1940г. 22 декабря 1940г самолет был передан в НИИ ВВС на Государственные Испытания.

До того, как закончились Государственные Испытания, постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 декабря 1940г «О программе выпуска самолетов, авиамоторов и авиавинтов в 1941 году» задача по выпуску изменилась. Новая программа предусматривала выпуск к концу 1941г уже 1700 Пе-2. Для выполнения этой задачи подключалось еще 2 авиационных завода: завод №124 в Казани и завод №125 в Иркутске.

Серийное производство Пе-2 на заводах №22 и №39 началось в январе 1941г. Первые две серии завода №22 состояли из 5 самолетов; с 3 по 9 серию – из 10 самолетов. Начиная с 11, серии насчитывали по 20 самолетов. К августу 1941г объем выпуска завода составлял до 8-10 самолетов Пе-2 в день.

Завод №39, изготовил 1 и 2 серию из 5 самолетов, 3 серию из 10 самолетов. Начиная с четвертой, в марте 1941г, все серии насчитывали по 20 самолетов (документально 20 самолетов подтверждено в 5 серии. Данные по 4 серии отсутствуют). К августу 1941г. объем выпуска составлял до 3 самолетов в день.

Заводы №124 и №125 получили задание на выпуск Пе-2 в феврале 1941г. На заводе №124 головной самолет был собран к 1 мая 1941г, а всего, до слияния с заводом №22 в ноябре 1941г, было выпущено всего 104 самолета Пе-2. Параллельно на заводе выпускался Пе-8 и мощностей для большего выпуска Пе-2 не хватало.
 
На заводе№125 первые 3 самолета Пе-2 были выпущены в июле 1941г, еще 4 в августе и 15 самолетов в сентябре. Выпуск в октябре, ноябре и декабре составил 35, 31 и 56 самолетов соответственно. Всего до конца 1941г, и до слияния с заводом №39 в декабре – январе 1942г, было выпущено 144 машины.

Поэтому не удивительно, что для выпуска Пе-3 был выбран завод №39. Завод №22 был основным поставщиком Пешек для фронта, где они убывали с пугающей скоростью. Объем выпуска заводов №124 и №125 был крайне мал, для выполнения столь ответственной задачи.

Как уже писалось выше, головной серийный самолет Пе-3 был передан 29 августа 1941г. А до конца месяца уже было собрано 16 самолетов. В сентябре объем выпуска составил 98 самолетов, а в октябре 82 истребителя. Всего 197 самолетов, включая опытный.

В ряде источников упоминается, что истребитель Пе-3 выпускался параллельно с выпуском бомбардировщика Пе-2. Однако это не соответствует действительности. Начиная с 19 серии, заводом №39 выпускались только Пе-3. Исключение составили 3 Пе-2. Этот вывод сделан на основании косвенных данных, но чтобы не быть голословным, разберу этот вопрос более подробно.

У нас есть дата выпуска 7 августа 1941г и серийный номер первого опытного самолета Пе-3 №391606. Расшифровка серийных номеров будет дана ниже.
У нас есть дата передачи первого серийного Пе-3 в НИИ ВВС 29 августа 1941г и его серийный номер №391902.

Зная, что в серии выпускалось по 20 самолетов, путем не сложных вычислений, получаем, что за 23 дня (а по факту за меньшее время) было выпущено 56 самолетов. Или 2,43 самолета в день. Если предположить, что первый серийный Пе-3 №391902 был выпущен в соответствии с заданием 25 августа, то ежедневный выпуск составляет 2,95 самолета в день.

Далее, нам известен объем выпуска самолетов Пе-3 за август, сентябрь и октябрь: 16, 98 и 82 самолета соответственно. В сентябре ежедневный выпуск составил  98/30 = 3,27 самолета в день. Получается, что Пе-3 выпускался теми же объемами, что и Пе-2 до запуска в серию Пе-3. А соответственно свободных мощностей для выпуска Пе-2 на заводе просто не осталось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заводом №39 с конца августа 1941г до его эвакуации в октябре - декабре 1941г, Пе-2 уже не выпускались.

Исключения составили 3 Пе-2, серийные номера №392311, №392502, №392601. Эти номера были взяты из списка в одной из тем форума посвященного авиации, участники которого по крупицам собирают информацию из разрозненных источников. Самолеты Пе-2 с номерами №392311 и 392601 указаны как участники испытаний в НИИ ВВС. Самолет Пе-2 с номером №392502 был потерян 04.01.1942 в 8 ББАП.

Учитывая, что во многих источниках встречалась информация о том, что наработки по Пе-3 впоследствии внедрялись в конструкцию Пе-2 и информацию из списка серийных номеров о испытаниях в НИИ ВВС, можно с большой вероятностью предположить, что на самолетах Пе-2 №392311 и 392601 как раз и испытывались эти изменения. Самолет 8 ББАП выпадает из этой логики, но не исключено, что это были войсковые испытания.

Таким образом, серийные номера Пе-3, выпущенных в Москве, следующие:
391602 – первый опытный образец Пе-3
391902 – первый серийный Пе-3
А далее 391903-391920, 392001-392020, 392101-392120, 392201-392220, 392301-392310, 392312-392320, 392401-392420, 392501, 392503-392520, 392602-392620, 392701-392720 и 392801-392820.

В этом предположении есть одно слабое место: серия, в связи с внесенными изменениями могла закончиться не на 20 машине, а раньше. Но учитывая, что серии все – же небольшие, не по 100 самолетов как на производстве Ил-2, а так - же тот факт, что изменения на Пе-2 начинались с новой серии, можно предположить, что выводы все – же верные.

Еще одним косвенным подтверждением служит совпадение числа машин выпущенных в 1941г с количеством полных серий. 197 самолетов Пе-3 с учетом первого опытного. Получается, что завод №39 перед эвакуацией полностью закончил 28 серию.

Самолет с номером №392207 был опытным Пе-3бис, оборудованный ВУБ-1. Так же на нем отрабатывалось усиление оружия и другие переделки, речь о которых пойдет в 5 главе.

Известно, что при эвакуации было вывезено 11 комплектов, из которых на новом месте было собрано 11 самолетов Пе-3. Учитывая, что завод №39 был объединен с заводом №125, так же выпускавшим бомбардировщики Пе-2, то для выпущенных в 1942г 11 Пе-3 номера могли быть уже сквозными.

Несколько выбиваются из этой закономерности 4 серийных номера Пе-2, так же указанные в списках: №№ 392813, 392815, 392907, 392912.

Однако выпуск этих самолетов в Москве вызывает сомнение. При выпуске в среднем 3 самолета в сутки в сентябре месяце, выпустить 82 самолета в октябре, с учетом начавшейся 16 октября 1941г эвакуации, завод мог только к 26 октября. Теоретически, из задела завод мог бы собрать к первым числам ноября 14 самолетов Пе-2, но тогда совершенно не логично было отправлять задел на 11 Пе-3 в Иркутск, где они были собраны в апреле 1942г. Так же нет информации о документах, которые возобновляли бы производство Пе-2 на 39 заводе в г. Москве.

Но помимо вопроса производства, как минимум 19 самолетов Пе-2, получается еще и совпадение номеров самолетов Пе-2 и Пе-3 28 серии.
Если отбросить изложенную в разных источниках информацию, и попробовать собрать мозайку из фактов, то более правдоподобной получается следующая версия.

До эвакуации завод №39 выпускает только Пе-3. Завод № 125 выпускает Пе-2. После начала эвакуации завода №39 в октябре 1941г выпуск самолетов на нем прекращается, а после объединения с заводом №125, выпускаемые самолеты получают серийные номера завода №39.
 
Приказ НКАП №1139сс на объединение заводов №39 и №125 был издан 8 декабря 1941г, однако бумажная версия дошла до завода №125 только 7 января 1942г. На заводе №125 о выходе данного приказа знали, и 18 декабря 1941г был издан приказ по заводу №1137, в котором объявлялось об объединении заводов. Объединенный завод получал №39.

 Если учесть, что до марта 1942г московский завод №39 занимался оборудованием производственных помещений в Иркутске, то выпуск Пе-2 в январе – феврале 1942г мог выполнять только бывший завод №125, но уже под маркировкой завода №39. За январь - февраль 1942г, при объеме выпуска 2 машины в день, достигнутом в декабре 1941г, могло быть выпущено 40 самолетов, что как раз соответствует по количеству и по последовательности номеров самолетам 28 и 29 серий. Однако их выпуск был уже в 1942г.

Поскольку эвакуация завода№39 из Москвы началась 16 октября, когда в производстве была 26 - 27 серия, вполне можно предположить, что в связи с эвакуацией, производство 28 серии в Москве не предполагалось, а соответственно при выборе номера серии для Пе-2 на бывшем заводе №125 остановились на серии 28.

Серийные номера завода №39 расшифровываются следующим образом:
№ 39 16 06 – номер опытного образца Пе-3: 39 завод, 16 серия, 06 самолет в серии.

Номера Пе-3бис, которые были запущены в серию после эвакуации завода №39 в Иркутск немного сложнее:
№ 40 3 39 08 – где 40 – тип самолета Пе-3бис, 3 серия, 39 завод, 08 самолет в серии.

В интернете можно найти расшифровку серийных номеров ЛА разных заводов. По этим данным, на момент выпуска Пе-3 на заводе №39 в Москве, действовала третья система нумерации, структура номера в которой была следующая: ХХ - номер серии, Х - код изделия, ХХ - номер завода, ХХ - порядковый номер машины в серии. Самолету Пе-2 был присвоен код – 3. Самолету Пе-3 код не присваивался. Однако такие номера не встречаются, ни на самолетах Пе-2, ни на самолетах Пе-3. А все известные номера имеют на первом месте номер завода, номер серии, порядковый номер машины в серии.

Во время выпуска Пе-3бис действует уже четвертая система нумерации, в которой код изделия переместился на первое место. Согласно этой системе, Пе-3бис был присвоен код 40. Мне в разных источниках встречались следующие написания серийных номеров Пе-3бис завода №39:
№ 40 14 39 00 – код изделия – 40, серия – 14, завод 39, самолет в серии – 00. Данный самолет проходил испытании в НИИ ВВС в июне 1942г. Почему 00 – не понятно. Единственное  объяснение – его запускали вне серии.
№ 4 03 39 08 или 40 3 39 08 – тип 40 (или 4 без нуля?), серия – 03 (или 3?), завод 39, самолет в серии – 08.
№ 40 05 01 – тип - 40, серия – 05, самолет в серии – 01.


Соответственно номера самолетов Пе-3бис завода №39 в 1942г были следующими в возможных вариациях описанных выше:
4013901-4013920, 4023901-4023920, 4033901-4033920, 4043901-4043920, 4053901-4053920, 4063901-4063920, 4073901…
Данные номера не противоречат известным номерам в списках. В списках номеров, самолеты Пе-2 серий 1-7 с четвертой системой нумерации не встречается.

А вот маркировка последних 13 самолетов, выпущенных в начале 1943г, вызывает вопросы. Выше упоминался Пе-3 с номером №40143900. Последний Пе-3бис, выпущенный в январе 1943г, имел серийный номер №4323901. Можно предположить, что в связи подготовкой завода к выпуску Ил-4 в марте 1943г, Пе-3бис с некоторого времени стали собирать на линии Пе-2, и они получили сквозные номера серий.

Но и тут есть небольшая нестыковка, не смотря на то, что по количеству и сериям выпущенных Пе-2 эта версия кажется правдоподобной. Последний выпущенный Пе-2 на заводе №39 имел серийный номер №4033906, а количество выпущенных в 1943 Пе-2 - 5 самолетов. Количество выпущенных в январе 1943г Пе-3бис – 13 машин. Последний борт Пе-3бис был первой машиной 32 серии. Тогда, чтобы серийные номера Пе-2 дошли до 40-й серий, в 1943г нужно было выпустить не 5, а 165 машин. Но это противоречит объемам выпуска Пе-2, которые все – же можно признать достоверными. В итоге остается только одно предположение, что задел Пе-3бис делался в потоке Пе-2, получая сквозные номера, но по какой-то причине не был доделан в 1942г и перешел в 1943г в виде полусобранных сборочных единиц, агрегатов или машин разных серий.

Если рассмотреть документы, которыми регламентировались объемы выпуска самолетов, нам будут интересны 2 пункта из уже упоминавшегося приказа НКАП №1139сс об объединении заводов №39 и №125.
3. Директору завода № 39 в гор. Иркутске тов. Иосилович:
а) выпускать только бомбардировщики Пе-2 и разведчики Пе-3 с существующим на Пе-2 вооружением;
б) самолеты Пе-2 выпускать 90% и 10% разведчиков Пе-3, не считая имеющихся в заделе самолетов Пе-3;
в) обеспечить производство самолетов Пе-2 на заводе № 39 в городе Иркутске по чертежам завода № 22;
г) разрешить пользоваться чертежами завода № 39 только при использовании эвакуированного задела завода № 39, после чего чертежи завода № 39 из производства изъять.
4. Ведущим по отношению к заводу № 39 в Иркутске – утвердить завод № 22.

К марту 1942г бывшим заводом №125 выпущено 40 Пе-2 серии 28, 29 с серийными номерами завода №39. Оборудование завода №39 установлено и завод готов, пусть не на 100%, к выпуску самолетов. По Постановлению ГКО № 1376сс от 3.03.1942г. заводу утвержден план выпуска на 03.1942г. по выпуску Пе-2: с 1 по 5 марта – 12 машин, с 6 по 10 – 13, с 11 по 20 – 20 и с 21 по 31 марта – 25 машин. На 1942г. заводу дан план на 587 Пе-2. И вдруг 4.03.1942г. выходит Постановление ГКО № 1385 о выпуске на заводе самолета Пе-3. Возникает вопрос: зачем нужно дублировать п.3а, п3б приказа НКАП №1139сс?

Учитывая известный факт, что в Иркутске на заводе №39 с апреля 1942г стали собираться истребители Пе-3бис, а так же учитывая известные номера Пе-3бис и Пе-2 выпущенных в 1942г, можно предположить, что Постановлением ГКО №1385 от 04.03.1942г запускался в производство истребитель Пе-3бис после прохождения Государственных Испытаний. К сожалению, текст документа найти не удалось. Вероятно, именно Пе-3бис стал основной продукцией завода в апреле 1942г. Всего успели сделать 121 самолет.

Ситуация на фронтах внесла свои коррективы в планы производства. В апреле 1942г бомбардировки Москвы прекратились. Если в марте было зафиксировано 5 налетов, то в апреле и мае 1942г было зафиксировано только по 1 налету. Необходимость в барражирующем истребителе отпала. А уменьшенная бомбовая нагрузка была уже не в пользу выпуска Пе-3бис. Возможно, документом, переводящим завод№39 на выпуск Пе-2, стало Постановление №1664 от 26.04.1942г «Об увеличении выпуска самолетов бомбардировочного типа». С текстом, к сожалению, так же ознакомиться не удалось. Задел по Пе-3бис, вероятно, был оставлен. А когда в августе 1942г, вышел приказ НКАП № 589с от 5.08.1942г. о прекращении производства Пе-2 и выпуске Ил-4, с августа до начала 1943г сначала доработали задел по Пе-2, а затем задел по Пе-3бис.

У меня нет точной и 100% информации по выпуску самолетов Пе-2 и Пе-3бис в Иркутске. Поэтому все изложенное выше является только предположением, которое тем не менее выглядит вполне логичным.

Если у вас есть документы проливающие свет на данные события, буду очень благодарен, если позволите мне ознакомиться с ними.


По номерам Пе-3 бис выпуска 1944г заводом №22 информация отсутствует. Серия в 19 самолетов видимо оказалась слишком маленькой, и тип самолета ей не присваивали. Известен серийный номер только одного Пе-3бис выпуска завода №22: 15\298. Расшифровывается он как 15 самолет 298 серии.  Проходил испытания в НИИ ВВС в июле – августе 1944г. Была ли Пе-3 бис присвоена 298 серия или они шли в потоке Пе-2 298 и последующих серий – точно не известно.

Еще один момент, связанный с выпуском, который иногда вызывает вопросы, является утверждение, что опытный Пе-3 был сделан из Пе-2, соответствующего 31 серии. Хотя серийный номер опытного Пе-3 №391606 говорит о том, что Пе-2 был 16 серии.
Противоречия в этом нет. Завод №22 был головным и все изменения, которые вносились в конструкцию Пе-2, сначала внедрялись на нем, а затем документация рассылалась на другие заводы. В связи с разными мощностями заводов, выпускающих Пе-2, серии по времени выпуска на разных заводах не соответствовали друг другу. Поэтому было принято решение, классифицировать изменения конструкции Пе-2 по сериям завода №22. 16 серия завода №39 как раз соответствовала изменениям конструкции самолета 31 серии завода №22.

Подводя итоги главы, приведем данные суммарного выпуска самолета Пе-3 в разных модификациях:

Завод №39.
В августе – октябре 1941г было выпущено 197 самолетов Пе-3. В апреле 1942г было выпущено еще 11 самолетов Пе-3 из привезенного задела. Всего выпущено 208 Пе-3.
В апреле 1942г начался выпуск Пе-3бис, образца 1941г. За 1942г было выпущен 121 самолет. Еще 13 было выпущено в начале 1943г, после чего завод прекратил выпуск Пе-2 и Пе-3 бис и перешел на выпуск Ил-4

Завод №22.
 В июле – августе 1944г было выпущено 19 самолетов. ТТХ самолетов признали не удовлетворительными, и дальнейший выпуск был прекращен. Сделанные самолеты распределили в 48 и 98 Гв.ДРАП.

Всего было выпущен 361 Пе-3 в модификациях Пе-3, Пе-3бис (завод №39) и Пе-3бис (завод№22).

В данной главе я сознательно не стал рассматривать отличия разных модификаций
Пе-3 друг от друга. Общие данные можно посмотреть в открытых источниках. А более подробно я буду рассматривать этот вопрос в 5 главе, где наравне с заводскими изменениями конструкции, попробую проследить и доработки, выполненные в частях.

Продолжение следует...