Дорога домой. Двадцать девятая часть

Бика Алхасова
Чего только не довелось увидеть Исмаилу за два года работы пожарным,- сгоревшие дотла дома и оставшиеся посреди зимы на улице люди, обожжённые и узуродованные  до неузнаваемости тела  молодых женщин, мужчин,детей, чьи обгоревшие дочерна останки , заживо погребенные под обрушившимися крышами сгоревших домов , ему с товарищами не раз приходилось вытаскивать из- под черных завалов.

Без колебаний бросавшийся в самое пекло, Исмаил  боялся только двух вещей - не суметь спасти , а после- смотреть в глаза близких тех,кого им  так и не удалось  вовремя найти и вытащить из огня живыми...

Часто он просыпался весь в поту из- за ночных  кошмаров . Ему снились объятые пламенем  люди,а он никак не мог решиться шагнуть в огонь. Они кричали и тянули к нему руки,а он ,скованный  ужасом ,не мог сдвинуться с места...

Не раз Исмаил и сам получал серьезные ожоги , и не один раз от гибели его отделяли считанные мгновения,но у него ни разу не возникало мысли,что  служба  ему не по силам и нужно ее оставить.
Морально было тяжелее чем физически, и  как с этим справиться он не знал.

- Ничего,сынок,привыкнешь. Я тоже поначалу чуть не плакал от бессилия,но привык ,хоть и много времени для этого понадобилось.. Считай ,полжизни уже спасаю людей...Благородное у нас с тобой дело,необходимое.

Петровичу ,еще крепкому   пятидесятилетнему  старшему пожарному, подошло время выйти на пенсию по выслуге  лет, но он настолько прикипел к своей  непростой службе ,что  не представлял жизни без нее.
- Если не сгорю при пожаре,как выйду на пенсию ,на следующий же день сгорю от тоски, - бывало,шутил он,но знавшие его понимали,сколько правды было в его шутке...

Все случилось в один день.
Старая деревянная  времянка на окраине города к приезду их расчета уже вовсю полыхала. Сухие  доски стен и перегородок  горели быстро , с жарким  треском выстреливая  искрами на много метров от горящего дома.
Люди силой удерживали немолодую женщину, с душераздирающими  криками пытавшуюся вырваться из их рук и  кинуться в горящий дом.

- Там дети!!!.. Трое...Боже мой.!.. Дети!!! Помогите!!!Умоляю!
Люди ,расступаясь перед пожарными,умоляли сделать хоть что- нибудь, но небольшой домик  горел с такой силой и скоростью, что войти в него мог решиться разве что самоубийца.

Когда мощные струи воды из брандспойтов   немного   сбили огонь ,  Исмаил с Петровичем первыми  кинулись в освобожденную от огня половину дома . Почти сразу же над их головами  глухо заскрипело и   сгоревшая наполовину , отяжелевшая от воды балка обрушилась прямо на спину шедшего впереди Петровича и свалила его на землю.
Подоспевшие ребята вынесли бессознательного товарища  наружу,а Исмаил продолжил поиски детей.

Он нашел их сразу ,там,куда всегда забивались перепуганные дети - под почерневшей от огня железной  кроватью.Вернее,то,что от них осталось...

Он уже знал ,что это были мальчики- близнецы  трех лет,ровесники его Залинки,   и пятилетняя девочка , которых бабушка,уходя в магазин,закрыла в доме.

Больше он не  смог работать ни одного дня.
Стоило ему закрыть глаза, и перед ним  вставали обугленные ,скрючившиеся тела несчастных детей и обезумевшие от ужаса глаза их бабушки,которая,словно лишившись рассудка от обрушившегося в одночасье страшного горя,уже не  кричала ,а  молча,иступленно хлестала себя по щекам...

Исмаил считал себя человеком с закаленной ,сильной психикой,но трагизм этого случая  оказался   для него барьером,который он не смог осилить...

..Через полгода  он был студентом- заочником  юридического факультета и работал участковым милиционером.
_________________________________

В отношениях Исмаила с Айной все было по- прежнему. Она полностью посвятила себя детям- шестилетней Залине и трехлетнему Мухтару.
Казалось,кроме детей и сестры,которая несмотря ни на что продолжала жить с ними,ее больше ничего не интересовало.

Порядком напрягавшая  обстановка  городского дома,где они жили  все вместе  большой семьей ,и где никакая мелочь не оставалась незамеченной ,  сменилась тишиной и умиротворением неторопливой  сельской  жизни,куда Исмаил приехал с семьей в отпуск.

Выросшая в селе Айна ,оказавшись в родной стихии и поблизости от своих родных,была очень  счастлива.
Днем Исмаил и дети  гуляли по живописным окрестностям,ходили в лес, купались в речке.
Айна ходила помогать  матери по хозяйству  и редко к ним присоединялась,а  с наступлением ночи  суетливо  забиралась  с детьми  в кровать и напряженно затихала.

Исмаил был вымотан бесконечным душевным одиночеством. Стремясь создать и сохранить добрую и теплую  семью , по которой ещё с детского дома  тосковала его душа, он делал множество попыток достучаться до жены .
Его не оставляла надежда изменить ее искалеченное не очень умным материнским  воспитанием сознание, но каждый раз наталкивался на невозмутимое спокойствие и непонимание.

Она действительно не понимала,чего он так упорно от нее  добивается. Ведь все у них хорошо,растут чудесные дети,она хорошая мать и  хозяйка...
Она даже научилась не показывать своей  явной нелюбви к супружеским обязанностям. Что еще ему нужно от неё?...

 Разговор  с женой на веранде сельского дома расставил между ними  все точки .Он с тупым отчаянием раз и навсегда  принял наконец ее слова и её саму  как неоспоримый и неисправимый факт.

- Ты хороший муж и хороший  отец нашим детям. Я тоже стараюсь,как могу. У нас все хорошо и я уважаю тебя... Даже смирилась с твоим бешеным темпераментом,хотя один аллах знает,чего мне это стоит... Зачем ты мучаешь меня и себя ,пытаясь получить  то,что я не могу тебе дать?... Я  не могу гореть,как горишь ты , я  слишком спокойна для этого ...
Если ты несчастлив со мной... что ж... ты мужчина и знаешь,как поступать. Я не ревнива и никогда даже словом не попрекну...Живи своей жизнью,только не обижай нас и не  уходи из семьи.

Айна была спокойна и довольна жизнью,а мятежная и одинокая  душа ее  двадцатисемилетнего мужа ныла ,желая  тепла и настоящих трепетных чувств .
Пять лет  в холодной и бездушной   атмосфере детского  дома он чувствовал свою ненужность и  недолюбленность  . Теперь,когда,казалось,у него у самого была  семья и все было в его власти,он ничего не мог  изменить и ощущал  всё ту же неприкаяность и холод.
Попытки найти в жене  близкого человека и родную душу каждый раз наталкивались на безразличие и так ни к чему и не привели.

Имея мужественный характер и привлекательную мужскую  внешность ,Исмаил не был обделен женским вниманием, но случайные связи  обычно не длились долго. Это было не то,что ему нужно.
Видя,как многие его ровесники живут просто и не заморачиваются такими  глупыми проблемами , как чувства и душевные переживания, он даже стал думать ,что это с ним самим что- то не так.

Мирза  старался понимать его  , но тоже  считал,что ему самому нужно измениться в первую очередь, и ни от кого ничего не ждать.
Мирза  был женат уже несколько лет,а  детей,о которых  так мечтал ,у него пока не было.
- У тебя есть то, о чём другие только мечтают- хорошая жена , чудесные  дети ,живые и здоровые родители. Вспомни наше детство,  вспомни Гаджи...У нас- то с тобой все просто отлично сложилось...
А эту  любовь- шмубовь ...оставь ты ее в покое,не гневи бога. Меня вот тоже отец женил, и ничего,живём...

Исмаил весь ушел в работу.
Его энтузиазма,наверное,  хватило бы на нескольких работников.
Ошибаясь, спотыкаясь,  по многу раз кружа и  возвращаясь в одну и  ту же точку, он учился жить и работать так,как надо ,как жили все вокруг...

...Но однажды труды многих месяцев вдруг пошли насмарку. Все его старания оказались зря.
Он это понял сразу, как только увидел эту девушку...