Пешка третья. Гл. 1

Андрей Морковкин
Оглавление.

Пролог
Глава 1. Второе рождение истребителя.
Глава 2. Производство истребителя. Выпуск, заводы, серийные номера, модификации.
Глава 3. Части вооруженные самолетами Пе-3.
Глава 4. Боевое применение Пе-3. Задачи. Списки потерь.
Глава 5. Конструкция самолета. Отличия модификаций. Войсковые доработки.
Эпилог


Он был рожден истребителем.
Но судьба распорядилась иначе.
Серийно он выпускался как пикирующий бомбардировщик.
А истребительные модификации, выпущенные в количестве
361 машины, в основном использовались не по своему
прямому назначению.
И только около 50 машин выполняли задачи истребителя.


Пролог.

Уже более 70-ти лет прошло после победы в Великой отечественной войне. А может быть только чуть более 70-ти. Все зависит от того, в каких рамках рассматривать этот период. Уже нет страны победившей в той войне и взявшей на себя всю тяжесть по разгрому немецко – фашистских полчищ. Но еще живы внуки победителей, которые застали последние годы великой страны, именуемой СССР. На их глазах происходил развал страны, переписывание истории. В 90-х годах на книжные полки хлынул поток западной литературы, где был изложен совершенно иной взгляд на события тех лет. Но все же, ведущая роль СССР в победе над фашизмом была неоспоримой. А на праздновании 75 лет высадки союзных войск в Нормандии, Россию, преемницу СССР даже не пригласили. Нет упоминания о СССР и на памятной медальке, выпущенной к этой дате. СССР стараются вычеркнуть из истории, забыть. Не в последнюю очередь благодаря и российским «историкам». Пример великой державы является головной болью для запада и капиталистического строя. В рамках капитализма невозможно построить подобный союз, где основное стремление все же было направлено на благо человека. Евросоюз, по признанию политиков участвующих в нем стран, является лишь жалким подобием СССР. Созданный в 1993г он начал разваливаться уже 2016г, когда состоялся референдум в Англии о выходе из ЕС. И хотя на данный момент Англия еще находится в составе ЕС, выход ее - лишь вопрос скорого времени.

Но данная книга не о политических событиях современности. Она посвящена изучению тяжелого истребителя времен Второй Мировой Войны Пе-3. Как оказалось, информации по этому самолету крайне мало, а зачастую и она противоречива. В книгах посвященных Пе-2, для Пе-3 отводится лишь небольшая глава. А книги посвященные Пе-3 вообще отсутствуют. Небольшие статьи в журналах о Пе-3 по сути являются перепечаткой глав из книг, а сами главы разных изданий, посвященные этому истребителю, дублируют друг друга с небольшими различиями. Отдельные фамилии летчиков, летавших на Пе-3, известны лишь узкому кругу лиц, интересующихся историей авиации. Хотя эта информация далеко не секретна. О существовании истребителя Пе-3 знает более широкая аудитория. Но когда заходит вопрос о его выпуске, конструкции, боевом применении, в каких частях он нес службу – даже специалисты зачастую оказываются в тупике. Из имеющихся источников, больше всего информации собрано в книге, авторами которой являются Д.Хазанов и А. Медведь. Но и эта информация далеко не полная. В этой книге я попытаюсь обобщить все известные и находящиеся в открытом доступе данные о Пе-3. Попытаюсь разобраться в конструкции самолета, оценить количество и модификации с учетом фронтовых переделок в частях. Оценить потери самолетов. По возможности, восстановить имена членов экипажей, их места службы, бортовые номера самолетов. Я хочу, чтобы их имена стали известны. Имена людей, которые погибли за Родину. Имена людей, которые среди миллионов других, победили и дали возможность жить своим потомкам свободными.
Июнь 2019.


Обращение автора: При написании третьей, четвертой и пятой глав я столкнулся с катастрофической нехваткой информации. Поэтому обращаюсь ко всем, у кого отцы и деды, может быть родственники друзей, сражались в частях вооруженных самолетами Пе-3: если у вас остались архивы, записи, фотографии самолетов Пе-3, я был бы очень вам признателен за возможность ознакомиться с ними. Написать мне можно на почту m-studio-2007@mail.ru Случайно найденные короткие заметки Сергея Елецких, сына Героя Советского Союза Гавриила Елецких, сделанные на основе рукописи отца, позволили не только установить наличие Пе-3 в частях, в которых по другим данным их просто не было, но и установить модификацию самолетов.

Вот и все обращение.
Приятного прочтения книги.



Глава 1. Второе рождение истребителя.

К середине июля 1941г немецко – фашистские войска захватили Псков, Витебск, Оршу, Бобруйск, Житомир. Вышли к Днестру и приближались к Кишиневу. Москва оказалась в радиусе действия бомбардировщиков Люфтваффе и 14 июля 1941г Гитлер отдал приказ о бомбардировке столицы СССР. 19 июля 1941г была утверждена директива «О дальнейшем ведении войны на Востоке». В ней говорилось: «… по возможности быстрее начать силами 2-го воздушного флота, временно усиленного бомбардировочной авиацией с Запада, воздушные налеты на Москву.»
Задача бомбардировки возлагалась на авиагруппы резерва Главного Командования с привлечением бомбардировочных эскадр 2 и 8 авиационных корпусов 2 воздушного флота (KG-53, I и II/KG-3, III/KG-3) и 5 авиакорпуса 4 воздушного флота (I и II/KG-55). На вооружении KG-53 находились самолеты Не-111, базировавшиеся на тот момент на аэродроме Дубницкая Слобода, южнее Минска: на вооружении I и II/KG-3 стояли самолеты Ju-88, базировавшиеся на аэродромах Орша и Бояры. III/KG-3 была вооружена самолетами Do-17 и располагалась на аэродроме около Вильнюса. На вооружении I и II/KG-55 находились самолеты Не-111, размещенные на аэродроме Бояры, недалеко от Кривичей. Суммарно соединение насчитывало более 300 бомбардировщиков. Руководить налетами на Москву было поручено командиру 2-го авиакорпуса, генералу Бруно Лёрцеру.

Противовоздушная оборона Москвы была представлена полками 6 ИАК под командованием полковника И.Д. Климова, 1 корпусом ПВО, под командованием генерал – майора артиллерии Д.А. Журавлева, а так же батальонами самообороны, созданными для тушения зажигательных бомб, разбора завалов и спасения раненых. 6 ИАК и 1 корпус ПВО входили в Московскую зону ПВО, под командованием генерал – майора М.С.Громадина. Всего Люфтваффе противостояло 585 самолетов, из них 170 МиГ-3, 75 ЛаГГ-3, 95 Як-1, 200 И-16 и 45 И-153, входивших в 6 ИАК, 1044 зенитных орудий крупного и среднего калибра, 336 счетверенных пулеметов, 702 поста ВНОС, 124 аэростата и 318 прожекторов.

Противовоздушная оборона Москвы строилась глубоко эшелонированной. На расстоянии 200-250км от Москвы обнаружение противника обеспечивали радиолокационные станции обнаружения РУС-1, Рус-2, развернутые на рубеже Ржев-Вязьма. На удалении 80-100 километров уничтожением вражеской авиации должна была заниматься авиация ПВО. Зенитная артиллерия заняла круговую оборону с выносом до 60 км более крупной группировки на западное и южное направление. Малокалиберная зенитная артиллерия была размещена в черте города, на площадях и крышах зданий. Для обеспечения работы зенитной артиллерии и авиации ПВО было создано 16 световых прожекторных полей, протяженностью 30-35км каждое. На западной и южной окраинах города были развернуты части аэростатов воздушного заграждения.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 состоялся первый налет на Москву. В нем участвовало 222 бомбардировщика люфтваффе, из которых 127 были тяжелыми, которые шли 4 эшелонами. Первый эшелон был рассеян зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Остальные перегруппировались и пытались прорваться к Москве малыми группами.

Немецкая разведка структуру ПВО Москвы вскрыть не смогла. За день до первого налета на Москву, 20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг заверил экипажи: «Русские, если и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией при благоприятных условиях, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне».

Воспоминания экипажей о первом налете оказались не такими радужными. Один из лучших летчиков – бомбардировщиков Люфтваффе, Обер-лейтенант Г. Бетхер писал: «Из всех вылетов, которые я совершил на Востоке, самыми трудными оказались ночные налеты на Москву. Зенитный огонь был очень интенсивным и вёлся с пугающей кучностью». 

Его слова подтверждает и пилот Ju-88 фельдфебель Л. Хавигхорст: «Внезапно по нашему самолету открыла огонь русская зенитная артиллерия. К счастью, она стреляла неточно, но плотность разрывов была высокой. Когда наш самолет вплотную подлетал к Москве, мы увидели под собой Ju88 из другого соединения — он готовился пикировать на город. Собирались освободиться от своего бомбового груза и мы. В это время раздался взволнованный голос радиста: - Внимание, аэростаты! -Ты обалдел, — послышалось в ответ, — мы же летим на высоте 4500. Экипаж хорошо знал, что англичане не поднимали аэростаты выше 2000 метров, а здесь высота была, по крайней мере, удвоена. Тут же наличие аэростатного заграждения подтвердил бортмеханик. Я приказал сбросить бомбы, и как только мы повернули обратно, радист сообщил о приближении вражеского истребителя. Русский ночной истребитель (у них вообще не должно было существовать подобных) атаковал нас сверху слева.»

Итоги налета были подведены в кабинете И.В.Сталина в 6.00 22 июля 1941г . В докладе Л.П.Берии значилось:
1. налет немецкой авиации начался в 22:25 21 июля, закончился в 03:23 22 июля.
2. Эскадры люфтваффе из 104 тонн фугасных и около 46 тысяч зажигательных бомб, которые несли ее самолеты, смогли сбросить на Москву только 9 тонн фугасных и 5 тысяч "зажигалок".
3. Пострадали 792 москвичей. 241 из них тяжело ранен. 130 человек погибли. На 04:00 зафиксировано 1160 очагов пожаров, из них 36 – на военных и 8 на транспортных объектах. Разрушены 37 зданий. 6 бомб упали на территорию Кремля, но существенных повреждений комплексу не нанесли, хотя стекла в окнах кабинета Сталина пришлось вставлять. Эту работу закончили в 04:45. Серьезным разрушениям подверглись складские помещения и подъездные пути Белорусского вокзала – там загорелись цистерны с ГСМ, а также пакгаузы и хлебозавод на Грузинском валу.

Полностью разрушены:
1. завод "Москватоль"
2. склады и мастерские НКПС
3. два плодоовощных комбината
4. гараж НКВД
5. 37 жилых домов

Частичные повреждения получили заводы "Серп и Молот", "Динамо", фабрика "Трехгорная мануфактура", другие объекты. В докладе особо отмечалось: в Трубниковском переулке уничтожено несколько домов подряд. А Хорошевское шоссе представляет собой "сплошное пожарище".

Потери немцев оценивались в 20-22 самолета, что составляло 10% от участвующих в налете. По оценке И.В.Сталина для ночного боя это было не плохим результатом. Да и для дневного тоже. Англичане, при бомбардировках Германии закладывали процент допустимых потерь 5%.

Но не все было так радужно. Немцы не были бы сильнейшей армией мира на тот момент, если бы не делали оперативно выводы и не вносили бы изменения в тактику. Последующие налеты проводились уже не парадным строем, а малыми группами, которые обнаружить было сложнее. Наши летчики истребители отмечали, что не всегда успевали догнать попавший в луч прожектора бомбардировщик противника и последний растворялся в темноте. Иногда истребители не успевали набрать высоту для перехвата. Возник вопрос в необходимости истребителя, способного длительное время барражировать в зоне в ожидании противника, которого в СССР на тот момент не было. Вот тут то и вспомнили о тяжелом истребителе Петлякова, на базе которого выпускался пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Уже 2 августа 1941г Решением Государственного Комитета Обороны, конструкторской группе В.М.Петлякова была поставлена задача создания тяжелого истребителя. Срок выполнения… 6 августа 1941г. Всего за 4 дня на московском авиационном заводе №39 нужно было переделать серийный бомбардировщик в истребитель.

Первым истребителем, которому присвоили обозначение Пе-3, стал почти собранный бомбардировщик с серийным номером №391606. Чертежей не выпускали, все доработки велись по месту. Основная цель доработок сводилась к увеличению дальности,  за счет облегчения конструкции и увеличения количества топлива, и усилению вооружения.

Увеличить количество топлива на 700л удалось за счет установки дополнительных баков: одного в бомбоотсеке и двух на месте кабины стрелка. Овальные бортовые иллюминаторы и верхний люк зашили, убрали нижнюю пулеметную установку. Но нижний люк оставили.

Для облегчения конструкции демонтировали электрическую систему управления сбрасывания бомб, сняли тормозные решетки под консолями, радиополукомпас. Из бомбодержателей оставили только четыре – два внешних и два в мотогондолах. Заменили радиостанцию бомбардировщика РСБ-бис на истребительный вариант РСИ-4.
 
Авторы нескольких книг и статей по Пе-2 и Пе-3 А.Н Медведь и Д.Б. Хазанов ставят под сомнение целесообразность замены радиостанции и снятие радиополукомпаса. Однако они не учитывают время, в которое делался истребитель. Функция истребителя дальнего сопровождения, которому действительно были нужны радиополукомпас и бомбардировочная радиостанция, осенью 1941г была уже не актуальна. АДД потеряла аэродромы, с которых можно было наносить удары по Берлину. Использовать бомбардировщики по дальним целям днем в условиях превосходства авиации противника было самоубийственной задачей даже при условии сопровождения. А ночное сопровождение не применялось даже в конце войны. Враг рвался к Москве. И главной задачей было его остановить. Соответственно главной задачей нового истребителя на тот момент была задача отражения налетов бомбардировщиков Люфтваффе в заданном районе. А для этого истребительной радиостанции вполне хватало. И радиополукомпас был не очень нужен.

В целях усиления вооружения в носовой части самолета был установлен дополнительный пулемет БК и неподвижный ШКАС в хвостовом коке. Таким образом Вооружение самолета в носовой части состояло из 2 пулеметов БК с боезапасом 150 патронов и одного ШКАС с 750 патронами. Оборонительное вооружение состояло из одного неподвижного ШКАС в хвостовой части фюзеляжа, стреляющего назад вниз  на 5 градусов, и подвижного ШКАС на верхней турельной установке штурмана.

В результате переделок самолет практически остался в том же самом весе, что и серийные Пе-2 (масса пустого Пе-3/Пе-2 – 5890/5863кг; нормальная взлетная Пе-3/Пе-2– 7860/7500…8000кг). Однако максимальная дальность полета составила 2150км, максимальная скорость – 530км/час (на высоте 5000м), потолок 9000м.
ЛТХ самолета признали удовлетворительными и Пе-3 был запущен в серию. 14 августа 1941г на завод поступило распоряжение о выпуске к 25 августа 1941г 5 первых машин, а после перейти на их серийное производство…

Самолет получился посредственным. Относительно слабые двигатели для истребителя, слабое вооружение, отсутствие бронирования, плохая маневренность. Если сравнить основные параметры с самолетами аналогичного класса, сравнение будет далеко не в пользу Пе-3.

________ Пе-3   Ме-110С-4 Beaufighter Mk.IF P-38
Год выпуска 1941   1937         1940                1940
G пустого, кг 5890   5020         6120                5806
G норм.взл, кг 7860   6750*         9048*                9389
S кр, м.кв. 40,8   38,4         46,73                30,47
Двиг, л.с. 2хМ-105Р  2хDB 601      2хHercules III      2хAllison V-1710-111
                2х1100   2х1100 2х1670                2х1475
Gн.в./Sкр кг/м.кв.192,65  175,78 193,62                308,13
Gн.в./л.с., кг/л.с.3,57   3,06         2,71                3,18
Дальность, км 2150   775         1830                725 (4185 с 2 ПТБ)
Потолок, м 9000   10000         9382                13410
Скорость, км/ч 530(5000м)560 (7000) 520                666 (7620)

Вооружение
Пе-3: Наступат. 2 пулемета БК 12,5мм и 1 пулемет ШКАС 7,62мм; оборонит. 2 пулемета ШКАС 7,62мм

Ме-110С-4: Наступат. 2 пушки MG 151/20 20мм, 4 пулемета MG-17 7,92мм; оборонит. 1 пулемет MG15 7,92мм

Beaufighter Mk.IF: Наступат. 4 пушки 20мм и 6 пулеметов 7,7мм; оборонит. 1 пулемет 7,7мм

P-38: Наступат. 1 пушка Hispano M2 20мм, 4 пулемета М2 12,7мм

*Максимальная взлетная масса
Пе-3 и Бофайтер могли нести бомбовое вооружение и РС. Ме-110 могли нести бомбовое вооружение.

Как видно из таблицы, по удельной мощности Пе-3 проигрывает всем самолетам своего класса. По нагрузке на крыло сопоставим с ними, но не в числе первых и проигрывает Ме-110С-4. Несколько выбивается из статистики по этому параметру Р-38. А вот по вооружению проигрыш просто катастрофический. К 40-м годам в конструкции самолетов уже начали закладывать средства повышения живучести (заполнение топливных баков инертными газами, использование протекторов, бронирование, цельнометаллические конструкции и пр.) и эффективность пулеметов, даже крупнокалиберных,  для поражения самолетов противника, особенно бомбардировщиков, существенно уменьшилась.

Надо отметить, что опытный экземпляр самолета ВИ-100, на базе которого был сделан бомбардировщик Пе-2, изначально имел в носовой части фюзеляжа 2 пушки ШВАК 20мм с боезапасом 300 снарядов на ствол и 2 пулемета ШКАС 7,62мм с боезапасом 900 патронов. А крайне слабое вооружение Пе-3, созданного на базе Пе-2, явилось платой за быструю переделку. В отличие от ВИ-100, Пе-2 имел большую площадь остекления носовой части, которая обеспечивала удобство в ориентировании и прицеливании, и установить в нее заложенное ранее вооружение было сложно. А проектировать новую носовую часть фюзеляжа не было времени.

Первый серийный Пе-3 №391902 был передан на испытания в НИИ ВВС 29 августа 1941г. Испытания прошли очень быстрыми темпами и 9 сентября 1941г были завершены. Испытатели в отчете отметили очевидные недостатки Пе-3: слабое вооружение, отсутствие бронирования, слабая радиостанция. Рекомендовалось установить дополнительно 1 пушку ШВАК, а пулемет штурмана калибра 7,62мм заменить на крупнокалиберный.

При отстреле носовых пулеметов, выяснилось что плексигласовый носок фюзеляжа не выдерживает давления дульных газов и разрушается. Гильзы, вылетающие при стрельбе в воздухе, бьют по передней обшивке крыла и нижней поверхности фюзеляжа. А при ночных стрельбах пламя выстрелов слепит экипаж и сетка прицела становится не видна.

На заводе оперативно внесли изменения: плексигласовый носок заменили на алюминиевый. На стволы пулеметов поставили пламягасители. Вопрос с гильзами решить не удалось. В результате приняли решение собирать гильзы и звенья в специальные гильзосборники. Вооружение и бронирование осталось без изменения. Нужно было выпускать самолеты для фронта.

Продолжение следует...