Бамовский набат Валентина Михайлова

Зинаида Маласова-Потарась
       В преддверии 45-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали расскажу о ветеране БАМа,  рядовом строителе нашей легендарной стройки, о Михайлове Валентине Дмитриевиче.
       БАМ строили такие же обычные парни и девушки, откликнувшиеся со всех уголков бывшего Советского Союза на призыв Родины. В начале строительства руководство Бурятии не разрешало брать на работу в бамовские организации местных жителей, боясь оттока рабочих кадров. Во все времена актуальна истина: «Кадры решают всё!»
       Вовсю гремел по стране бамовский набат, наши горячие сердца стремились испытать бамовскую романтику, Валентину удалось только в 1982 году попасть на БАМ по комсомольской путёвке в трест «Нижнеангарсктрансстрой». Он был принят в СМП-670 лесорубом 2 разряда , зачислен в комсомольско-молодёжную бригаду лесорубов Льва Бороева. Так началась его бамовская биография, и его личная романтика. Валентин показал себя высокоответственным человеком, активным комсомольцем и уже 12.08.1983 года в ознаменование Дня строителя за трудовые успехи ему было присвоено звание «Ударник Коммунистического труда».
       Рубка просек для будущей магистрали осталась позади, теперь предстояло проложить железно-дорожный путь, в 1984 году Валентина Дмитриевича перевели монтёром пути в комсомольско-молодёжную бригаду лауреата премии комсомола Бурятии Михаила Кокорина.
       Стране нужен БАМ, как воздух! Стройка идёт ударными темпами.
Главной задачей бригады была прокладка железно-дорожных путей. Сколько нужно трудиться, чтоб построить железнодорожные пути! Валентин вместе с ребятами из бригады балластировал путь на Даване, трудился на звеносборке в Северобайкальске, это помимо прокладки путей на своём участке.
       Когда магистраль пришла в Таксимо, Михайлову В.Д. выпала честь участвовать в укладке серебряного звена на станции Таксимо. Его удар путейским молотом по серебрянному костылю в числе ударов других почётных участников укладки прогремел по стране очередным бамовским победным набатом!
       Дальнейшей задачей бригады была прокладка путей на участке Таксимо – Витим. Бригаде поручили балластировку пути, переоборудование и укладку рельсов по самому сложному мосту через р. Витим длиной 550 метров.
       Михайлов В.Д. проехал  Почётным пассажиром первого поезда сквозного движения по Бурятскому участку БАМа до Витима.
       Приближалась стыковка Западного и Восточного участков БАМа, началась горячая пора, в ударной комсомольско-молодёжной бригаде Александра Бондаря не хватало рабочих рук. Пришёл приказ из треста, выделить Александру Бондарю путейцев в помощь, начальник СМП-670 Мезенцев А.А. выделил бригадиру троих своих лучших путейцев. Бондарь Александр, увидев в работе Михайлова В.Д., обратился к начальнику СМП-670 с просьбой дать согласие на перевод Михайлова В.Д. в свою знаменитую героическую бригаду. Но Мезенцев А.А не отпустил ценного специалиста – путейца, да и Валентин Дмитриевич не гонялся за славой, он сроднился со своей бригадой, столько прошли вместе, он высоко ценил взаимовыручку ребят в любой ситуации. Сколько совместных ударов путейскими молотками дробью прогремело в нетронутой тайге в унисон биению молодых сердец, не пересчитать, как не пересчитать капли в океане! Составь все удары, произведённые Валентином в один удар, уверена, будет набат на весь земной шар!
       Днём работа, вечером досуг, Валентин имел общительный склад характера, у него давно уже появились друзья. На одном из дружеских встреч познакомился с миловидной девушкой с красивым именем Эльвира. Молодой человек сразу проникся симпатией к Эльвире, стали дружить. Симпатия перешла в горячую любовь. Эльвире пришлось вернуться в Улан-Удэ, но любовь сносит все преграды, Валентин прилетел за своей лебёдушкой, и увез её обратно в молодой комсомольский посёлок Таксимо.
       Начали они совместную жизнь в вагончике в 16 квадратных метров. У неё чемоданчик, у него саквояжик, вот и всё их совместное богатство. С милым и в шалаше рай, а тут целый вагончик, огромная отдельная жилплощадь по тем временам жесточайшей нехватки жилья. Эльвира, молодая рачительная хозяюшка, сразу начала облагораживать их "шалашик", отгенералила, сделала косметический ремонт, покрасила. На окошечках появились шторочки в цветочек, и сами цветочки в горшочках украсили жилье. Вагончик не узнать, из холодного мрачного помещения, он превратился в уютное гнёздышко семейной пары.
       Молодая рукодельница была на седьмом небе от счастья, когда Валентин подарил ей швейную машинку. Вскоре вагончик и досуг молодых украсил голубой экран.  Как говорится, прошло положенное время, и вагончик огласил звонкий голосок дочурки Танечки.
       Ну а Валентин, естественно, продолжает трудиться, как всегда ударно, 22.08.1985 году вышла публикация о Михайлове В.Д. в рубрике «Доска почета» в газете «Витимские зори».
       Эльвира с дочуркой почти не видят своего любимого папочку, он постоянно в работе, что подтверждается следующим фактом: 01.04.1986 года по итогам работы за год он был награжден знаком «Ударник XI пятилетки».
       Полюбившийся  вагончик не был благоустроен, скоро дочурка начнёт ползать, а полы холодные. Тогда молодая женщина на лето выезжает к родителям на свежее молочко, за это время молодой отец, заботясь о своей семье, получает благоустроенную комнатку в 12 квадратных метров, делает в ней ремонт.  Эльвира с дочуркой после летнего отдыха с радостью въезжает в новое жилье. Через некоторое время в семье у Валентина раздался басовитый крик сына Дмитрия.
       11.11.1988 году по окончании строительства железно-дорожных путей, поставленная задача выполнена, Валентин Дмитриевич был переведён плотником на строительство молодёжного жилищного комплекса для бойцов отряда «Комсомолец Бурятии», пришла пора решить жилищные проблемы своих семей.
14.05.1991 Михайлов В.Д. за трудовые успехи был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
       В дальнейшем, когда начались бурные перестроечные перемены в стране, перестали платить зарплату, Валентин Дмитриевич устраивался в разные организации в надежде лучше обеспечивать семью.
       08.11.1994 года был принят монтёром пути в Горбачевскую дистанцию пути БАМ ж.д. им. Ленинского комсомола, переименованном в дальнейшем в Куандинскую дистанцию пути.  Михайлов В.Д. работал на Таксимовском околотке этой дистанции.
       Валентин Дмитриевич неуклонно повышал свою квалификацию в Северобайкальском учебном центре. 21.07.2004 года награжден благодарственным письмом начальника дороги и председателя Дорпрофсожа ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» в связи с празднованием «Дня железнодорожника».
       Из-за полученной травмы в 2006 году Михайлов Валентин Дмитриевич более трудовой деятельностью не занимался.
       За время работы на строительстве БАМа, в газетах «Витимские зори» и «Муйская новь» неоднократно выходили статьи о Михайлове Валентине Дмитриевиче, о его достижениях и высоких показателях, призовых местах в соцсоревновании. Валентин Дмитриевич был занесён на районную Доску почёта.
       Его отличала высокая работоспособность, неконфликтность, стрессоустойчивость, он пользовался заслуженным авторитетом в коллективах бригад. Михайлов Валентин Дмитриевич зарекомендовал себя инициативным квалифицированным специалистом, обладал высоким профессионализмом.
       Валентин Дмитриевич сделал все возможное, чтобы целевая задача Бурятских строителей БАМа была успешно выполнена. За время работы Михайлов Валентин Дмитриевич неоднократно поощрялся ведомственными грамотами, наградами, званиями, Всех его достойных поощрений на одном листе не перечислить:
1.Почетной грамотой Центрального комитета ВЛКСМ за высокие производственные показатели и общественно-политическую активность 10.10.1990 Секретарь ЦК ВЛКСМ Зюкин В.
2.Почетной грамотой Областного комитета КПСС и Совета Министров Бурятской АССР за успехи, достигнутые в социалистическом соревновании на строительстве главного железнодорожного пути, открытии сквозного движения на Бурятском участке БАМа 01. 07 1984г.
3.Почетной грамотой штаба ЦК ВЛКСМ БАМа за ударный самоотверженный труд и активную общественную работу на строительстве Бурятского участка БАМ 27.08. 1983г.
4.Почетной грамотой за высокие производственные показатели, активную общественную работу и личный вклад в строительство Бурятского участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в связи с 60-летием Бурятской АССР; от треста НАТС 24.06.1983 г.
5.Почетной грамотой за ударный труд при завершении строительства главного железнодорожного пути Бурятского участка БАМ Трест «НАТС» 01.07 1984
6.Почетной грамотой областного комитета КПСС, президиума Верховного Совета, Совета Министров, Совета профсоюзов Бурятской АССР и обкома ВЛКСМ за успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции 1987г.
7.Почетной грамотой за участие в строительстве и в связи с 30-летием БАМ от Главы Муйского района 2004г.
8.Благодарственным письмом от начальника ВСЖД А.Г. Тишанина, председателя Дорпрофсожа А.С. Старцева за самоотверженный труд и значительный вклад в становление и развитие БАМа в связи с 30-летием 2004 г.
        Так же Михайлов Валентин Дмитриевич был награждён:
1)Знаком ЦК ВЛКСМ « Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени 16.04.1985г.(копию)
2)Знаком ЦК ВЛКСМ «За отличие в труде» 19.11. 1987г.
3)Знаком ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали» 07.08. 1985г.
4)Знаком ЦК ВЛКСМ «Ударник одиннадцатой пятилетки» 16.04. 1985г.
5)Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали»14.05.1991г.
6)Присвоено звание «Почетного пассажира по маршруту Таксимо – Витим», завершающего перегона Бурятского участка БАМа.