Квартет созидателей

Сергей Геннадьевич Новиков
Химики Осип Кучера, Виктор Ливен, Герберт Тведль и агроном Федор Гейдук, ни о чем таком не помышляя, задали векторы развития нашего города на 150 лет вперед.   

Богемский след

Бедржих Гейдук и Йозеф Кучера родились и выросли в чешской Богемии. Их связывала не только многолетняя дружба, но и родство: Йозеф женился на родной сестре Гейдука Франтишке. Оба окончили  политехнический институт в Праге. Бедржих - отделение агрономии, Йозеф - химии и механики.
В 1863 году Гейдук впервые посетил Россию, проехал по ее южным губерниям. Задержался в Полтаве и Харькове. В 1867-м приехал в Новороссийск, куда его пригласил на должность окружного агронома генерал Пиленко. Занимался виноградарством в удельном имении Абрау-Дюрсо, а также в Дагомысе и Вардане (ныне – город-курорт Сочи). Получил в личное пользование 300 десятин земли в Цемесской долине. На них заложил питомник плодовых культур и виноградники.
В 1879-м Федор Иванович (к этому времени Гейдука уже звали на русский лад) пригласил в гости своего шурина. Йозеф Кучера до этого пять лет прожил в подмосковном Подольске, работал технологом на местном цементном заводе. И для своего окружения был уже не Йозефом, а Осипом Мартыновичем.
Интерес к цементному сырью у Кучеры был давним. Неудивительно, что именно он обнаружил в окрестностях Цемесской долины залежи «самородного цементного камня». Столь значимое открытие обогатило многих, но только не скромного чеха. Последние годы жизни Кучера провёл в небольшом поселке Прага, основанном выходцами из Богемии в американском штате Небраска. Умер в 1907 году.
А что же радушный хозяин?  После отъезда шурина на родину он много времени уделял изучению болезней винограда и средств борьбы с ними. А еще преуспел в виноделии. В 1884 году вино, произведённое Гейдуком в собственном хозяйстве, было удостоено золотой медали на Ялтинской выставке. После чего он уже в статусе правительственного агронома уезжает на Дальний Восток. Работал Федор Иванович, как всегда, усердно. Но здоровья хватило лишь на пять лет – подвёл местный климат. 19 июля 1890 года Гейдук умер во Владивостоке.

Генерал цементных карьеров

Химик Виктор Ливен объявился в Новороссийске, лишь прослышав об открытии цементного камня. Информацией с ним поделился крупный новороссийский землевладелец генерал-майор Л.Е. Адамович, служивший в то время в Санкт-Петербурге.  Результаты химического анализа образцов местного мергеля произвели неизгладимое впечатление не только на Ливена, но и на его компаньонов – Л.Е. Адамовича, барона Э. Жирар-де-Сукантона, а также владельцев торгового дома «Э.М. Мейер и К°». Уже в начале февраля 1882 года император Александр III утвердил Устав «Общества Черноморского цементного производства». На земле, приобретённой у одесского дворянина Ф.М. Шашина, был построен цементный завод Общества. Его директором-распорядителем стал Виктор Ливен.
Будущий цементный заводчик родился в июне 1841 года в курляндском городке Газенпоте в семье доктора медицины Самуила Ливена. Окончил  Дерптский университет со степенью кандидата химии.  Затем продолжил учебу в Германии, где защитил докторскую диссертацию. В 26 лет стал директором построенного им же в предместье Риги завода по производству портландцемента фабриканта К.Х. Шмидта. С 1869-го руководил цементным заводом в поселке Кунда Эстляндской губернии. Накопленный опыт пригодился Ливену и в Новороссийске.
Не скроем, цементный завод, спроектированный и построенный Виктором Павловичем на восточном берегу Цемесской бухты, не был венцом технической мысли того времени. Он был рассчитан на быструю окупаемость и получение в дальнейшем гарантированной прибыли. Условия труда на заводе были тяжелыми. Однако уже к 1889 году завод был реконструирован на основе новейших технологий.  Производимый им цемент отличался постоянством объёма и высокой сопротивляемостью к разрыву, что создавало условия его конкурентоспособности даже на мировом рынке.
В 1895 году Виктора Ливена на посту директора цемзавода в Новороссийске сменил его брат Оскар. В это время Виктор Павлович уже вел размеренную жизнь в своем курляндском поместье. Но сонная пастораль ему быстро наскучила, и в 1898 году Ливен переезжает в Ригу. Здесь он заседает в советах директоров нескольких акционерных обществ, издает газету, становится соучредителем и членом ЦК Балтийской конституционной партии. Прожив достойную жизнь, завершает ее в августе 1910 года.

Мавр ушел, но дело его живет

20 июля 1882 года от пристани на Зацемесской стороне отчаливает пароход «Альфред». На его борту -  1 300 тонн кубанской нефти. Главное лицо среди провожающих - Герберт У. К. Тведль, исполнительный директор акционерного общества «Русский стандарт»…
Он родился в 1832 году в английском Ливерпуле. В юности мечтал стать врачом, но выбрал стезю химика. В 1853-м Герберт уезжает в США. Работает консультантом у производителей нефтепродуктов, управляющим заводами по производству хлопкового масла. В 1869 году затевает строительство собственного нефтеперерабатывающего завода. Однако следующим летом почти готовый завод сгорел в результате пожара, вызванного ударом молнии. В трудную минуту Тведль вспоминает о приглашении русского химика Дмитрия Менделеева. Легкий на подъем предприниматель в 1875 году оказывается в Санкт-Петербурге. Он предлагает русскому правительству построить за счёт средств частных инвесторов нефтепровод Баку ; Батуми. Однако российская сторона предложение Тведля любезно отклонила. Предприниматель уезжает, но уже в 1879 году вновь возвращается в Россию.
В апреле того же года попечительство над нефтяными промыслами разорившегося, а затем умершего полковника Новосильцева заключает контракт с Г. Тведлем и российским подданным Константином де Бодиско, предоставив им исключительное право на разведку и добычу нефти в долине реки Кудако.
Но у господ концессионеров не оказалось средств, необходимых для реализации амбициозного проекта добычи, переработки и транспортировки кубанской нефти в Европу.  В июне 1881 года Тведль выезжает во Францию с целью поиска потенциальных инвесторов. И находит таковых в лице акционеров крупной нефтяной компании в Марселе.
До сих пор принято считать, что председателем правления АО «Русский Стандарт» являлся известный политический деятель Франции барон Ш. Л. Фрейсине, в действительности же он не имел родственных и деловых связей с марсельским семейством акционеров «Русского Стандарта» Фрессине. У них даже фамилии разные. Но как бы то ни было,  деньги из Марселя потекли рекой. Вскоре на участке земли площадью 54 гектара были возведены нефтехранилища, нефтеперегонный завод, а также пристань для налива судов нефтью. Тогда же был пущен в строй нефтепровод станица Ильская – Новороссийск…
А дальше – обыденность. Вскоре после отгрузки первого парохода с нефтью Тведля отстраняют от должности исполнительного директора «за превышение полномочий». Судебное разбирательство, инициированное американцем, окончилось в апреле 1883 года не в его пользу. Тведлю пришлось довольствоваться лишь крупной суммой отступных. В 1888 он потратит эти деньги на покупку  нефтяных месторождений в северном Перу. Создаст с компаньонами преуспевающую компанию. Но через десяток лет вновь, и теперь уже навсегда, его имя исчезнет из деловой хроники… 
Что можно добавить к сказанному. Нефть, цемент, портовая логистика, янтарные и рубиновые вина «Абрау» - главные новороссийские бренды. И у каждого из них есть свой создатель. Не будем забывать их имена…