Правда о Мартине Лютере

Евгений Френкель
Началом Реформации принято считать выступление доктра богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546), по легенде 31 октября 1517 года прибившего к дверям виттенбергской замковой церкви «95 тезисов», осуждавших злоупотребления католической церкви, продажу индульгенций, власть папы римского над отпущением грехов, авторитет Священного Предания. 25 мая 1521 года согласно Вормскому эдикту Мартин Лютер был объявлен еретиком и поставлен вне закона на территории Священной Римской империи. Саксонский курфюст Фридрих III Мудрый, чтобы не оставлять своего профессора без защиты, организовал его похищение, в результате чего Мартин Лютер оказался в замке Вартбург. Пророк Даниил (Дан.11;34) пишет: «И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно». Часть немецких и голландских князей, страдавшая от папского засилья, стала поддерживать Реформацию, не понимая её духовного значения, извращая её смысл, стараясь извлечь из неё выгоды.

Глубокие социальные причины Реформации проявились в рыцарском восстании 1523 г., в Крестьянской войне 1524-1526 гг., по окончании которой Шпейерский рейхстаг по требованию германских князей приостановил действие Вормского эдикта, направленного против Лютера, но через три года Второй Шпейерский рейхстаг возобновил действие этого эдикта. Тогда шесть германских князей и четырнадцать имперских городов заявили протест и составили документ, получивший название Шпейерской протестации. По названию этого документа сторонников Реформации стали называть протестантами.

Помещённый в замок, Мартин Лютер занялся переводом Бибии на немецкий язык – работой, в процессе которой разрабатывались и утверждались нормы общенемецкого национального языка. Деятельность Лютера выразила дух его эпохи – эпохи нового зарождающегося буржуазного строя. Испытавший на себе влияние культуры возрождения, Лютер, используя в борьбе с папством немецкую народную культуру, вложил всесторонний гениальный вклад в её развитие. Посетив в 1527 г. евангелические приходы, он был нимало удручён глубоким невежеством как прихожан, так и руководителей приходов. Результатом этого посещения стали его «Малый катехизис» для прихожан и «Большой катехизис» для пасторов, заложивший основы протестантских теологии и богослужения. Знаток истории и теории музыки, Лютер ввёл общинное пение песен на немецком языке. С 1523 г. он непосредственно участвовал в составлении репертуара. Некоторые его песни вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг,1524) и первые сборники одноголосных церковных протестантских песен в Нюрнберге и Эрфурте того же года издания. Ныне Лютеру приписывается около 30 хоралов. Важнейшие труды Лютера по музыке «Формула мессы» (1523) и «Немецкая месса» (1525-1526).