Новороссийск. Догородская история

Сергей Геннадьевич Новиков
В НАЧАЛЕ БЫЛА… БУХТА

Четыре миллиона лет назад у берегов полуострова Абрау произошло сверхмощное землетрясение. Участок земной коры в этом месте опустился, а древнее море тут же наполнило его соленой водой. Так возникла глубоководная Цемесская бухта – уникальный географический объект, с которым неразрывно связано прошлое, настоящее и будущее города Новороссийска.

1. С гарпуном на дельфина

По геологическим меркам современный человек обосновался на берегах Цемесской бухты едва ли не вчера – примерно 6 тысяч лет назад. Тогда же здесь возник и морской промысел. Древние рыболовы и охотники на дельфина выходили в море на примитивной лодке-долблёнке, вооруженные деревянным гарпуном с костяным наконечником. Ни в каких рукотворных причалах аборигены, конечно же, не нуждались: спустить на воду, а затем вытащить на берег трехметровую однодеревку большого труда не составляло. Увы, морские приливы и отливы сохранили для нас лишь едва уловимые следы пребывания наших далеких предков на некогда песчаном берегу Цемеса.

2. Мимо Баты не пройдешь

Ситуация кардинально изменилась в античные времена, когда воды Понта Эвксинского (Черного моря) стали бороздить крупные торговые суда. В V  веке до н. э. берега Цемесской бухты облюбовали древние греки. Вскоре здесь возникает и портовое селение Баты. Жители этого полиса вели довольно бойкую торговлю с греческими островами Хиос, Родос и Фасос. О чем свидетельствуют многочисленные артефакты, покоящиеся на морском дне. В первую очередь амфоры - основная тара древности. Их причудливая форма – не дизайнерский изыск, а незыблемое требование безопасности торгового мореплавания.  Жестко закрепленные амфоры, помещавшиеся в специальные отверстия трюмного или палубного настила, обеспечивали правильную центровку судна…
Впрочем, местная гавань не была крупным портом, а оставалась преимущественно транзитным пунктом на пути греческих кораблей к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу), где находился важнейший центр международной торговли зерном.

3. Под крестом святого Георгия

В эпоху Высокого Средневековья предприимчивые генуэзцы не преминули основать факторию на берегах Цемесской бухты, назвав ее Calolimena – Прекрасная гавань. Жаль, что впечатлительные итальянцы успели очароваться и другими морскими бухтами, наградив их тем же эпитетом.
На территории современного Новороссийска в разное время были найдены руины четырех крупных объектов, некогда построенных выходцами из Генуи. Все они отстояли друг от друга на несколько километров вдоль береговой линии и, вероятно,  имели разное предназначение. По крайней мере, два из них представляли собой настоящие крепости, способные выдерживать многомесячную осаду.
Со временем здешний порт Батияр* превратился в важный логистический центр – место транзита привозной и ввозной торговли генуэзцев на кавказской линии. Но речь вновь шла исключительно о каботажном судоходстве. Вопросы внешней торговли являлись монополией Каффы (современная Феодосия), главного административного и торгового центра Генуэзской республики на Черном море.
Из Каффы в порт Батияр доставлялись заморские товары – холст, сукно, ситец, шелк, железо, пряности и многое другое. В обратном направлении, из Батияра в Каффу, вывозились шерсть, сыромятные кожи, сушеная рыба, осетровая и белужья икра. Однако самым прибыльным делом в здешних краях являлась работорговля. Особенно ценились на невольничьих рынках Каффы черкесские юноши. Крепких и здоровых горцев отправляли в мамлюкский Египет, где их ждал курс военной подготовки, а затем служба в гвардии египетского султана.
* В различных источниках встречаются и другие названия колонии генуэзцев: Бактиар, Батарио, Калослимен и др.

4. Под властью султанов и ханов

В 1475 году турки-османы захватили Каффу, а затем и другие колонии генуэзцев в Причерноморье и Приазовье. Первой на геополитические изменения отреагировала топонимика. Ласкающие слух итальянские названия на старых морских картах-портуланах исчезли безвозвратно. С той поры самая большая бухта на восточном берегу Черного моря стала именоваться Суджукской.
Земли, примыкавшие к Суджукской бухте, в то время входили в состав Крымского ханства. Однако местные черкесы считали себя не подданными, а лишь данниками хана, который и сам-то находился в вассальной зависимости от турецкого султана. Поэтому в форте Суджук хотя и заправлял всем татарский бей, но небольшой местный гарнизон состоял из преданных султану янычар. От воинственных соседей  укрепление Суджук защищали четыре десятка пушек. Торговля в укреплении практически отсутствовала. Всё необходимое доставлялось из Тамани. В окрестных аулах закупалось лишь зерно.

5. Суджук-Кале
Неспешная жизнь на побережье продолжалась до начала XVIII века, когда в результате бесконечных заговоров и дворцовых переворотов ханская власть ослабла настолько, что горцы стали безбоязненно нападать на прибрежные татарские селения. Терпение хана иссякло, когда морские разбойники в очередной раз опустошили Геленджик.
С целью восстановления своего влияния на побережье крымский хан испросил у султана Ахмеда III согласие на возведение Геленджикской крепости. Однако против её строительства выступили старшины местного абазинского племени. Мнение относительно лояльных подданных уважили, и стройку перенесли  на северо-западный берег Суджукской бухты.  Османские власти направили в помощь строителям-татарам опытного архитектора и эскадру кораблей для перевозки строительных материалов.
В 1722 году постройка крепости была завершена. Её стены, сложенные из кирпича, имели более чем трёхметровую толщину и образовывали по периметру квадрат со стороной 210 метров. По углам располагались пятигранные бастионы. На каждом из них устанавливалось по 9 орудий…
Появление крепости Суджук-Кале дало толчок развитию торговых связей побережья с Крымом. При этом характер ввозной торговли сохранял традиционные черты.  По-прежнему большим спросом у горцев пользовались соль, пряности, ткани, холст, кожи, луки, сбруя, подковы… Вместе с тем список ввозимых товаров заметно расширился. Теперь он включал в себя ружья и порох, олово и свинец, германские косы, крымские сафьяновые сапоги и женские сапожки, а также предметы гигиены и косметики – пальмовые и роговые гребни,  белила и румяна, которые черкешенки потребляли в немалом количестве. Вывозились же укорененные веками горские произведения: шерсть, кожа, воск, мёд, стрелы, кабаньи клыки (из них делали превосходные ножи)… Из Суджука в Тамань доставляли морем строевой лес и дрова, дешевле которых не было на побережье. Однако крымские купцы направлялись в местную бухту прежде всего за «живым товаром». Ведь работорговля приносила невообразимые барыши. В Каффе за одного раба-черкеса любого пола турецкие негоцианты давали самое малое 6 тысяч пиастров (4500 рублей серебром) – огромные деньги по тем временам.

6. Приз победителю в войне

К концу XVIII века военно-политический расклад сил в регионе радикально изменился.  Черное море перестало быть внутренним османским водоемом. С каждым днем набирал силу Черноморский флот России. Военные корабли Турции всё чаще вынуждены были искать защиту от русских эскадр под стенами крепости Суджук-Кале.
Последующие полвека Суджукская бухта находилась в эпицентре русско-турецкого противостояния на восточном берегу Черного моря. Дважды русские войска овладевали крепостью Суджук-Кале и дважды покидали ее по условиям очередного замирения с Турцией.
Зато в промежутках между войнами в Суджукской гавани можно было встретить русские торговые суда, а на берегу – донских купцов, «производящих обороты свои с такою беспечностью, как бы они делали сие в портах самых образованных народов». Вот только местные «образованные народы» по-прежнему не гнушались работорговлей и морским пиратством. Впрочем, эти «тёмные» времена уже клонились к закату…
14 сентября 1829 года в древней османской столице Адрианополе был заключен мирный договор между Российской и Османской империями. Победу в двухлетней войне одержал император Николай I, будущий основатель Новороссийска. Наряду с другими важнейшими положениями в договоре указывалось: «Весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани Святого Николая* включительно пребудет в вечном владении Российской империи». До высадки исторического десанта русских войск в Цемесской бухте оставалось девять лет…
* Ныне - поселок Шекветили в Грузии.